Найти в Дзене
Храмы Петровской эпохи на Мсте и Мологе.
В данном исследовании речь идет о двух уникальных для Тверской области памятниках архитектуры эпохи Петра I. Два храма – один деревянный в Сельце Карельском на Мсте, другой каменный – в Добрынской пустыни на реке Мологе. Оба храма являются примерами построек, возведенных в период судьбоносных для истории России событий, связанных с рождением на месте Московского царства Российской империи. Они во многом иллюстрируют эпоху Петровских преобразований и архитектурных традиций начала XVIII в. на землях Бежецкой пятины...
3 месяца назад
Храм Святителя Николая Чудотворца Бывшее Николо-Александровское подворье Николо-Столпенского монастыря. К 130-летию начала строительства
На восточной границе Вышнего Волочка, в конце Екатерининской улицы, на землях, пожертвованных купчихой Анной Яковлевной Жабинской, в 1881 г. началось сооружение часовни в честь св. Александра Невского и Святителя Николая. По границе квартала, на углу которого расположился участок, купленный купчихой Жабинской, проходило Петербруго-Московское шоссе и дорога к часовне Казанской иконы Божией Матери. При проектировке часовни учитывалось, что она будет замыкать квартал. Парадный фасад часовни развернули под углом к перекрестку и она получилась ориентированной на северо-восток...
4 месяца назад
А.Г. Венецианов и преподобный Макарий Калязинский. Венецианов, как иконописец.
Денис Михайлович Ивлев, аспирант СПб ИИ РАН Алексей Гаврилович Венецианов – великий русский художник, стоявший у истока бытового жанра в живописи, и более того, у истока самой реалистической живописи, практически не изучен, как иконописец. В XX веке к его иконописному наследию обращались исследователи дореволюционной школы, такие как Сергей Николаевич Юренев (1896-1973) и Мроз Елена Константиновна (1885 — 1952). Они видели высокую художественную ценность в иконах школы Венецианова и знали какой пласт исторических событий и личностных переживаний таится за каждым из этих образов...
4 месяца назад
Белый камень в памятниках архитектуры Вышневолоцкого уезда.
Денис Михайлович Ивлев, аспирант СПб ИИ РАН Белый камень в памятниках архитектуры Вышневолоцкого уезда. На момент своего образования в 1772 г. в составе Новгородской губернии Вышневолоцкий уезд включал в себя земли от верховий реки Мологи и до озера Шлино и от Валдайских озёр в районе современного города Бологое до реки Тверцы. Экономические связи с Волгой осуществлялись по Вышневолоцкой водной системе вверх по Тверце до Вышнего Волочка и вверх по реке Мологе. В XVIII и первой воловине XIX века строительный материал в виде белого камня доставлялся из Старицких каменоломен...
171 читали · 1 год назад
Святые заступники Николо-Теребенского монастыря.
Тема истории Николо-Теребенского монастыря очень обширна. Исследователям предстоит раскрыть многие вопросы, связанные с замечательными людьми, жившими и трудившимися в стенах обители. Это и монахи-подвижники благочестия, архитекторы, художники и иконописцы. Среди них есть люди, ставшие небесными заступниками обители. Это преподобномученики Дионисий (Сосновский), епископ Измаильский, Василий (Богосленский), епископ Черниговский, Анатолий (Ботвинников) и Макарий (Смирнов) - иеромонахи Николо-Теребенского монастыря...
214 читали · 1 год назад
«Церковным благолепием убрана, сосудами и книгами снабжена».
Храм Спаса Нерукотворного в с. Борзыни - творческое наследие С.И. Чевакинского? «Спасская церковь каменная, крыта железом, окрашенным масляною зеленой краской, - так описывается в начале XX в. один из самых старых каменных храмов Вышневолоцкого уезда, - на церкви имеется одна большая глава, иконостасов три, из коих два – высота 1 ½ саж., ширина – 2 саж, третий – главный – высота 4 1/2 сажени, ширина 3 сажени 2 аршина. Церковь отапливается калориферною печью, устроенною в отдельном помещении. Колокольня в 3 яруса – высотою до верха карниза 13 саженей...
276 читали · 2 года назад
«Пирамиды с короной» архитектора Штенгеля.
К 240-летию начала «Екатерининской» реконструкции Вышневолоцкого водораздельного участка. Конец XVIII в. стал для Вышневолоцкой водной системы периодом масштабной перестройки. Всё возрастающий грузопоток в Северную столицу стал причиной для принятия решений о перестройке старых и постройке новых объектов на Вышневолоцком водораздельном участке. Реконструкция гидротехнических сооружений вышневолоцкого водораздельного участка начата «по предложению господина генерал-аншефа, сенатора и кавалера графа Якова Александровича Брюса» в 1783 г...
2 года назад
Благовещенский тёплый храм Николо-Теребенского монастыря. Часть 2
Творение архитектора Василия Кузьмина. Архитектором последнего из крупных каменных храмов Николо-Теребенского монастыря стал Василий Ильич Кузьмин. Фамилия Кузьмин встречается в строительной истории уездного города Вышнего Волочка: он строил бани и смотрительские флигеля при Вышневолоцком тюремном замке, а так же утверждал проект колокольни при Загородной церкви Казанской иконы Божией Матери в Вышнем Волочке. Под Вышним Волочком он занимался доработкой проекта собора Покрова Пресвятой Богородицы в Николо-Столпенской пустыни (ныне пос...
2 года назад
Благовещенский теплый храм Николо-Теребенского монастыря. Часть 1
Ансамбль храмов и прочих зданий Николо-Теребенского монастыря, окруженных оградой с угловыми башнями, окончательно сформировался в конце XIX столетия со строительством новой Благовещенской церкви с южной стороны Никольского собора. Нарядный, многокупольный храм украсил монастырскую территорию рядом с классическим Никольским собором и удачно вписался в облик монастыря. В 1910 г. страховые ведомости так описывали храмы и здания Николо-Теребенского монастыря. Среди них конечно же Никольский собор и Сретенскую надвратную церковь...
2 года назад
Храм в усадьбе Дубровка – неизвестное творение архитектора В.И.Беретти.
​«Русскому Палладио» архитектору Николаю Александровичу Львову приписывают многие замечательные работы, расположенные на территории бывшего Новоторжского уезда. В том числе его произведением долгое время считался храм Спаса Нерукотворного образа и главный дом со службами и парком в усадьбе Дубровка героя войны 1812 г. Никанора Михайловича Свечина, расположенной на территории современного Спировского района. Краевед В.В.Смирнов писал: «Нет сомнения в том, что при планировке парка в Дубровке использованы разработанные Львовым приёмы и принципы»...
168 читали · 2 года назад
Никольский собор Николо-Теребенского монастыря. Часть 3. Художник Фёдор Славянский
Иконостасы Никольского собора. Художник Фёдор Славянский. Первым известным иконописцем нового собора стал «города Осташкова мещанин Андриан Емилианов Филошин». В октябре ему выдано «в задаток за две тумбы запрестольные сорок рублей, за сделание в новом соборе престола и жертвенника тридцать рублей, за починку стараго киота четыре рубля, за абвон к Святителю Николая Чудотворцу семь рублей, ещё выдано за написание запрестольных двух образов Креста и Божия Матери сто рублей».[1] На горнем месте главного...
2 года назад
Неизвестная картина Григория Сороки
К истории первого живописного изображения Николо-Теребенского монастыря Григорий Васильевич Васильев – известный всему миру искусства, как крепостной художник Григорий Сорока, был не только ярким и самобытным учеником Венециановской школы, но и иконописцем. Крепостной крестьянин помещика Милюкова Григорий Васильев одним из последних становится учеником А.Г. Венецианова в 1842 г.[1] Из известных иконописных произведений Григория Васильева искусствоведы отмечали запрестольный образ Новозаветной Троицы в храме с...
112 читали · 2 года назад