Продолжаем курс о нейростимулировании. Нейрологопедия достаточно молодая область науки. Как не странно отечественные логопеды и психологи посвятили много времени и сил работам над определением участка мозга, отвечающего за ту или иную функцию. Данные науки были весьма полезны в изучении поражения коры головного мозга, и помогли многим людям перенесшим черепномозговые травмы и острые нарушения мозгового кровообращения.
Как же данная наука отразилась на детях. У малышей все сложнее. Ребенок рождается с совершенно чистым мозгом, не дифференцированным на отдельные зоны. Малыш, перенесший гипоксию в родах, приобретает видимые на МРТ поражения коры головного мозга, но сказать точно пострадает ли функция, за которую отвечает данная область нельзя. Так как высока пластичность мозговых структур. Мозг крохи накапливает новые нейронные связи, они формируются в обход пострадавших участков. Иной раз занимая совершенно новые не приспособленные для этого области. Это говорит о высоком детском потенциале.
Так или иначе для выстраивания новых связей и адаптации соседних не пострадавших областей мозгу нужно время, а специалисты должны помочь ему в этом сложном деле. Изучив пострадавшие области и предупредив возникновение недуга.
Сегодняшний пост посвящен одной и з самых важных областей головного мозга- Центру Брока.
Центр Брока - это участок коры головного мозга, находящийся в задней части третей лобной извилины (у правшей). Зона Брока отвечает за моторную функцию речи и связана с фонологической и синтаксической кодификациями.
Проще говоря, данная зона отвечает за речевую координацию произношения слов и фраз. Опишу на примере собственного ребенка. У моего сына после инсульта мозг пострадал очень сильно. Были задеты практически все его отделы. Поражение было настолько значительным, что в некоторых местах кора была уничтожена полностью, а поражение достигало белого вещества. К сожалению, сын попал практически во все возможные поражения, свойственные данному процессу. Когда мне наконец удалось убрать остаток дисфагии (нарушения глотания в следствии остатка бульбарного синдрома), побороть выраженную анартрию- паралич мышц, нашей новой проблемой стала диспраксия.
Диспраксия - это нарушения речевой координации, когда мозг не может самостоятельно сформировать позу речевого уклада. Ребенок не мог правильно сложить губы и язык для произнесения нужного звука, не мог соединить звуки в слоги, а слоги в слова.
Меня часто спрашивают, что такое речевые укладки и для чего они нужны.
Так как большинство логопедов обучали работать с более легкими детьми в их курс входили знания о постановке звуков. Данных специалистов учили, что постановкой звуков стоит заниматься после 5 лет и это верное и правильное решение, так как детский организм по мере роста зреет и самостоятельно приобретает возможность постановки звуков. Звуки в онтогенезе развиваются и формируются в свои, отведенные природой сроки. Если ставить шипящие ребенку 2х лет, когда по онтогенезу они должны появиться после 4х, специалист рискует вызвать, сформировать и закрепить неправильное произношение данного звука, избавиться от которого будет куда сложнее чем поставить его в правильное время и в нужный момент. Речевые уклады -это не постановка и отработка звуков, хотя идея схожа. Речевые уклады- это методика формирования артикуляции для создания необходимых ребенку моделей положения речевого аппарата для освоения и закрепления группы звуков. Иными словами специалист руками обучает ребенка формировать каждый звуки их сочетания. Основной упор ложится не на красивое произношение, а на возможность говорить в принципе. Я перенимала данную методику в живую, честно говоря, не видела ни одного учебника на данную тематику. Чаще всего речевой уклад формируется именно пальцами рук, без использования логопедических, постановочных зондов, которые применяют для деток более старшего возраста в постановке и отработке звуков.
Речевые уклады являются своеобразным ЛФК для детей с поражением центра Брокка. Здесь работает система обратной связи формирование звука закрепление его мозгом. Для того чтобы звук правильно закрепился одних укладов мало. Ребенку необходим зрительный ориентир. Тут можно изощряться по разному. Я предпочитаю привязывать уклад к букве, некоторые мое коллеги привязывают его к картинке. Например, логопед формирует уклад звука п, и показывает ребенку букву или картинку с паровозом. Ребенок, опираясь на уклад пытается повторить за специалистом. Процесс этот не быстрый. Начинать работать можно с 1 года, когда в онтогенезе появляются первые гласные и губные звуки, которые самостоятельно закрепить в речи ребенок не может. Мой сын смог преодолеть данный недуг за 2 года, постоянного логопедического массажа для улучшения чувствительности речевого аппарата, в сочетании с речевыми укладами, отработкой произношения через зрительную поддержку чтения. Стоит отметить, что начинали мы с ним с того, что мой ребенок даже гласные звуки не мог произнести осознанно. Первыми укладами является постановка именно гласных звуков.
Думаю, многие кто видел вызов речи у глубоко парализованных ДЦП деток знают, что говорить они начинают именно гласными. Интересно наблюдать, когда парализованный, лежачий ребенок, от которого никто ничего не ждет, вдруг начинает повторять слово по гласным и ты видишь, что интеллект у него сохранен, он впервые получает возможность выразить свои мысли и сказать что-то осознанное.
Постепенно на каркас гласных цепляют согласные звуки, снова отрабатывая и закрепляя, каждый звук, сочетание звуков. Слияние их в слог. Слоги отстукивают, а затем соединяют в слова.
Вы столкнулись с подобными нарушениями, какие методики работы по вызову речи при данной патологии помогли Вам больше всего?
Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.