- Ну вот я знал, что если ты мне позвонишь, значит, всё-таки напинил билончик!
.....
В субботу поехали в мелким по делам в Обнинск. И, разумеется, не упустили возможность немного по полям пробежаться. Результат - копейка послереформа и один обломок какой-то непонятно-узорной древнятины - определённо не стоил затраченного времени. Нет, ребёнок был, конечно, счастлив, монетка то отошла ему "в коллекцию" (с). Но он, в отличие от меня, спал в дороге.
А вот мне к вечеру субботы поплохело просто-таки от души. Видимо, всё-таки с хроническим недосыпом шутить не стоит. Или какой-то вирус словил, деть вон три дня не в форме. Болело всё, что могло. Трясло, колбасило и глючило.
Не настолько поплохело, чтобы отказаться от воскресной поездки с Дварфом, но достаточно, чтобы я, не созваниваясь ни с кем, по возвращении в Москву залез в душ, выпил чая, и тут же завалился спать. Хорошо хоть, что на последних лучах улетающего в непонятную даль разума написал в мессенджере в ответ на дварфовское "если что, у меня в 8 утра" лаконичное "ок, принял; я сплю, я никакой".
.....
Утром проснулся живее всех живых. Девять часов полноценного сна. Красота! Роскошь!
Чай, бутерброды, дорога к напарнику. И уже буквально на подъезде звонок, мол, ты где? Ты в порядке? Мы едем?
Ну да, не отзвонился, как выехал, и по дороге пропустил сообщение в ватсап. Виноват, конечно, что тут сказать.
.....
Место, куда мы поехали, оно достаточно странное. То, что копать там можно и нужно, видно только тогда, когда ты приезжаешь, и осматриваешь всё это вживую. Так-то гуглокарты и гуглоснимки в голосину орут, что делать там нечего. И правильно орут, нам больше достанется.
Шестьсот метров от дачного посёлка. Лес. Когда-то, видимо, было поле, и на этом поле стояли если не поселухи, то одиночные дома уж точно, целую тысячу лет.
Ранее Дварф уже пробивал это место в компании Ведьмы и ещё двух человек; судя по находкам, движуха на поле и вокруг него присутствовала с десятого и по двадцатый века. Что удивительно, ни на каких картах на этом месте нет ни-че-го.
Потом территория была запахана, и, какое-то время земля там культивировалась. Затем поле перепахали, оставив глубокие борозды, да и забросили так.
Распашку постепенно затянуло молодым березняком; местами появились сосенки - грунт (песочек) просто отличный и для них, и для сохрана находок. Лет через пятнадцать от этих берёзок останется дай бог десятая часть, и там будет шикарный сосновый лес. Местные туда будут за маслятами ходить, и мусорить, мусорить, мусорить. А пока можно копать.
К полю ведёт сравнительно накатанная дорога. Ну, как накатанная... я увидел ровно одно место, где, чтобы прорваться на переднеприводном Тигуане, надо подкладывать ветки. Эту дорогу даже Яндекс-навигатор за дорогу считает, простите за тавтологию.
В общем, место простое, легко доступное, и, как ни странно, некопанное. Плюсы места - отличный песчаный сохран и нормальные (в перспективе) находки. Минусы - перепашка "растащила" домики, четкой локализации нет. Бери прибор и иди, куда чуйка зовёт и глаза глядят.
Кроме того, когда пахали глубоко, под борозды, видимо, часть интересного культурного слоя загнали на глубину, превосходящую горизонт обнаружения у обычных металлоискателей. Поэтому какая-то доля потенциальных находок потеряна безвозвратно.
.....
Дварф, придя и сложив вещи, сделал что? Правильно, взял прибор в руки, руки в ноги, и деловито почапал в тот край заросшего поля, где были находки по древнятине. Можно было не сомневаться, он и поле проверит, и лес проверит, и с каждым дятлом переговорит, и к каждой белке в дупло заглянет, и с каждой мыши спросит за заныканные культурные ценности.
А со всякими инодами, ворующими у копарей сгущенку и колбасу, у него так и вовсе разговор короткий. Для инодов, кстати, чрезвычайно грустный.
Я же, особо не заморачиваясь, двинулся в сторону склона, где берёзки росли сначала пореже, а потом и вовсе отдельными островками. Если в принципе всё равно, где начинать поиск, то почему не сделать это там, где комфортнее?
......
Место раскрываться не спешило.
Кроме многочисленных железных сигналов и закопанных ямок, ничего интересного не попадалось. Ямки в прошлый выход оставила Ведьма. Нет, я хотел пошутить про то, что ей летать на Венике удобнее на чистом месте, чем в зарослях хмызника. Но, как оказалось, Эквинокс у нее приказал долго жить, и в настоящее время находится в ремонте. Так что летала Ведьма с Deus II. Надо сказать, что, несмотря на её нелюбовь (пока!) к этому прибору, она и с ним всех сделала. Ведьмы - они такие...
Поднял в какой-то момент торговую пломбу, которая только что не рассыпалась прямо у меня в руках. С точки зрения правильности места - очень, очень хорошая находка. Но мы с Дварфом не за ней приехали.
.....
Ближе к обеду, когда жара и жажда заставляли вернуться к базе за водой, жизнь как-то начала налаживаться понемногу.
Сначала вылетело толстое латунное кольцо-конина, затем ещё одно. Затем "пуговица турецкая мундирная" (с) - резная конинка на начало XIX века, с остатками кожаного ремешка. Думал было, что так и буду заниматься сбором конской сбруи по частям, но буквально следующий сигнал выдал елизаветинскую копейку. Забоина с края - я буду всё отрицать! это не я часовню развалил!; слегка затёрта при жизни. Но в остальном сохран близок к идеальному, всё ж из песка. Дварф потом, когда её увидел, немедленно потребовал отдать нормальному реставратору. Склоняюсь к мысли, что он прав.
Продолжение банкета - советская дореформенная копейка. Приятно, и в альбом по погодовке положить, и в зачёт кофейного соревнования идёт.
.....
Сделав крюк, вышел в сторону Дварфа. Отловил напарника (были без раций, к сожалению). У него... ну, не то, чтобы пусто, но и не густо. Монет вроде как нет, есть только всякая приятная жбонь типа той же конины.
Постояли, переговорили, хлебнули воды. Снова разбрелись.
Я, снова пройдясь там, где попадалась конина (плюс трехкопеечная монетка СССР, дореформа, слегка затёртая), решил спуститься по склону ближе к оврагу. Там, вдоль ручья, вроде как деревья чуть погуще, и тени больше - а, надо сказать, что к этому времени черная футболка у меня уже пошла белыми разводами соли от пота.
По пути попалось расстойство. Обломок браслета, медный сплав, эмали типа выговских/сольвычегодских. Потом ещё один. Но на целый браслет не набралось, хотя обнюхал рядом прибором всё и вся.
При жизни красивейшая штука была, найти такой - мечта. Но там, где была перепашка, подобные вещи, увы, целыми не сохраняются.
.....
Низина.
Сигнал формата "гибель радиста". Злой, высокий, скандальный - захочешь пропустить, не пропустишь. Медь, и медь крупная. Правда, чутка сбоку "прихрипывает" черметом, но такое надо копать в любом случае.
Первый комок мимо. Второй - прямо с лопаты в траву вылетает большой кругляш. Масон, пять копеек. Огонь! Впервые нахожу подобную монету, пусть немного затёртую при жизни, но в таком сохране, который можно восстановить. Если Елизавета едет к реставратору, то масончику сам бог велел.
Кто, может, немного не в курсе - почти во все времена орёл на российских монетах был с крыльями вверх. Исключений помню ровно два. А именно, до недавнего времени на современной ходячке орёл был с крыльями вниз (герб Банка России), и во времена раннего Николая I. Вот вторые как раз и называют "масонами" за стрелы, молнии и ленты в лапах орла.
Звоню Дварфу. Мол, пока ты там наверху свои старые кости на солнышке греешь, я тут понемногу масонские пятаки копаю.
И, отзвонившись, буквально метра через три ловлю еще более яркий медный сигнал. Снова пятак, но на сей раз Екатерина. И не просто сохран, сохранищееееее!
Звонок другу.
Дварф, слегка нецензурно удивившись, просит обозначиться голосом. Перекрикиваемся, он движется в мою сторону. Я же под берёзкой, где выкопал пятак, ловлю ещё один сигнал. На сей раз чистейшая железка. Но где-то когда-то я слышал от кого-то, что на некоторых приборах большая медь, равно как и большое серебро, с глубины лупят в чернину.
Подходит Дварф. В две лопаты и один пинпойнтер, зарываемся глубоко под корни, и достаём оттуда болт. Нормальный такой болт для крепления колеса.
С кладом пятаков как то, в общем, не сложилось. Видимо, Земляной Дед, и так устроив в этот день для меня аттракцион неслыханной щедрости, решил нам на что-то намекнуть...
.....
Переносим базу к месту находки пятаков.
Выхаживаем участок. Увы, пустые. Нет, какая-то медная жбонь попадается, замок на XVIII-XIX век, латунное нечто от мебели, но хороших находок нет. Зато в тридцати метрах кто-то когда-то давно чинил у ручья свою машину. В смысле, лежат три здоровенные железяки.
Глаза Дварфа горят фанатичным огнём, усы топорщатся. Я мысленно прикидываю, что в багажник ко мне это сокровище никак не влезет, и думаю о том, что надо будет сложить задние сиденья.
А пока я думаю, как повезём чермет, Дварф выцепляет из земли кусочек-вырубку из толстого медного листа. Граммов сто точно есть, а то и все сто двадцать семь. Было бы не сто, а двести, и не граммов, а килограммов, я бы на эту поляну прямо на машине заехал бы. Но и так неплохо:)
.....
Продолжаем выхаживать участок. Дварф, только что выкопавший из земли что-то непонятное, взывает к небесам, чтобы ему послали знакомого, у которого есть халявный принтер для распечатки каталога Феттера-Гинкеля.
Были такие товарищи, торговали всем подряд жестяно-скобяным, и не только. В электронном виде каталог есть почти у каждого копаря, но... "можно и в зелёненьком, но уже не то" (с).
С чего бы напарнику Феттер-Гинкель приспичил вот прямо сейчас? Колокольчик он поднял, типа поддужного на лошадку, только для бедноты. Тонкостенный, согнутый из вырубки из медного листа. В принципе, можно отреставрировать, было бы желание. Говорит, уже поднимал такое. После реставрации - даже в звоне. Я пока не встречал.
.....
Обедаем. Пол-бутерброда оставляем Земляному Деду. Расходимся. Дварф чуть выше по склону, я, наоборот, прожимаюсь к оврагу.
Сигнальчик, явно монета, медь. 2 копейки 1896 года. Сохран... ну, в другом месте был бы рад. Но тут сыровато, и по здешнему песку он далеко не рекордный. Однозначно в мыло пойдёт.
Возвращаюсь на базу.
Хлебнув воды - жара, два литра уже ушло - решаю снова пройтись низом. Но вот не то, что низом-низом, где уже не берёза, а ольха, а там, где вроде песок уже сухой.
Ухожу от базы метров на сто. Две копейки, СССР, дореформа, какая-то непонятная свинцовая ерунда в форме колёсика от телеги (по стилю исполнения явно на XX век), обломки набоек на каблуки по XIV-XVI веку (печаль!), и билончик, 15 копеек 1923 года. Жаль, что год не 21-й, но серебро всегда зачёт. Кстати, Ведьма тоже советский билончик нашла, и тоже примерно в этих краях. Может, небольшой кошелёчек?
Снова вызваниваю напарника. Вроде как выдвигается в мою сторону.
Пока Дварф подтягивается, ловлю просто идеальный сигнал, и, в надежде на серебряный рубль:)), копаю яму на полтора штыка. Серебряный рубль, да... современная алюминиевая шайба.
А рядом чудный чермет, нож от плуга. Гарантированные четыре с лишним килограмма качественного, толстого, плоского и компактного металла. Не кошелёк с билонами, но тоже неплохо:)
Чермет к машине понесёт не только Дварф...
.....
Поднимаюсь чуть выше по склону, как раз на тот участок, который "не раскрылся" с утра. И понеслось...
Два раза по копейке серебромъ Николая I. Сохран приятный, но, в силу того, что монеты частые, никакой сторонней реставрации. Себе на эксперименты.
Что-то мелкое екатерининско-елизаветинское. Помыть, а там видно будет.
Запонка-"цветочек" с зеленым камушком.
И, вишенка на тортике, две копейки Павла I в сохране. Шикарно. У меня, правда, есть в коллекции подобная, реставрированная Странником. Но лишняя хорошая монета не повредит. А лучше - десяток лишних хороших монет:)
Между делом вылетает обломок чего-то старого и узорного, обломок копоушки (а в прошедшую среду на этой поляне была найдена целая), и конина в ассортименте.
Повсеместно ящерки бегают, звери прикольные и безобидные. По сухой траве их и видно, и слышно. На одном из сигналов выкапываю ком, там что-то типа норки, и на меня из неё хмуро такая ящерица смотрит, мол, уйдите, утры, что вам от меня надо?!
Ок, комок земли с ящеркой отложил в сторону, чтоб больше живность не беспокоить, докапываю сигнал, а там медный ключик.
Хранитель клада есть. Ключ от клада есть. Сам клад где?!
.....
Дварф фырчит, мол, вечно, как в поле, так ты меня делаешь в одну калитку. Следующий раз, мол, поедем на древнюю селуху, и там я тебя сделаю! У него пока - удивительное рядом - нет ни единой (!) имперской монеты. Только советики. Забегая чуть вперёд, к концу дня ситуация не изменилась. Про кофейное пари молчу, молчу:)
Дварфы - они такие. Узок их круг, страшно далеки они от народа. Он привык искать по древнятине.
То есть, монотонно выбивать:
- все цветные сигналы, потому что ради них и копаем;
- все спорные сигналы, потому что вдруг там нормальный предмет лежит, да и вообще, часть старой металлопластики лупит в чермет/фольгу;
- все черметные сигналы, потому что они могут перекрывать цветмет. Опять же, всякий интересный хозбыт типа наконечников стрел / ножей / писал-кресал и прочего разного прикольного вроде как никто пока не отменял.
Так что где прошел Дварф, там выжженая земля. Там выкопано всё до материка, и больше там делать нечего.
Но делает он это очень вдумчиво и неспеша. А я, наоборот, бегом-бегом-бегом, всё проверить, всё посмотреть. Вон там прикольный склон, а тут я бы, если бы ходил регулярно, тропинку бы протоптал. А тут яма занятная. И так далее.
Пока он будет копать свои, условно, 50 сигналов на одном месте, я пробегу 50 мест и выкопаю один, но явно монетный, сигнал. Вот и вся разница. Этим же, кстати, объясняется и то, что я часто нахожу имперскую позднятину там, где Дварф её совершенно не ждёт (пресловутое "напинь билончик" (с)).
Это не означает, что Дварф не умеет копать. Это не означает, что копать не умею я. Это просто разные модели поведения на копе, уместные в разных ситуациях.
И да, я на "полевом" копе у Дварфа выиграю в 90% случаев по количеству находок, равно как и он с такой же вероятностью у меня на копе "лесном". Оставшиеся 10% - тупо на везение.
Что нам обоим мешает копать сообразно ситуации? Не знаю. Наверное, это где-то в голове заложено на уровне привычек. Бороться с такими копарскими привычками можно, но нужно ли?
Каждый хорош по своему.
.....
Идём к вещам.
По дороге выдёргиваю 20 копеек победного 1945 года. Было бы 41-го, да ещё с каким количеством витков в гербе? С семью, что ли? В общем, прыгал бы от радости. Но и так хорошо. Предлагаю Дварфу спеть "День победы". Отказывается...
Традиционное фото находок. Тот случай, когда не стыдно и на лопате фотографию сделать:)
Собираемся, и этот многожильный взваливает на себя дополнительно килограммов тридцать запчастей от непонятной техники. Так, до парковки машины недалеко, но лишних тридцать кило есть тридцать кило. Предлагаю дойти до места, куда я точно смогу проехать; сваливаем там вещи, он курит, я иду за транспортом.
.....
Что могу сказать... ну, не битые нашим братом места существуют. И песчаный сохран тоже. Это радует.
Но огорчает, что ещё неделя, там повсеместно встанет трава, и до следующей весны делать в тех краях уже нечего. А жаль, там и это место нам пока не всё отдало, и лужочек с другой стороны оврага ой как интересно выглядит. Если не жильё, то уж дорога там точно была.
В общем, будем искать.