Доброе утро, друзья! Начнём с разминки – посмотрите-ка на эти картинки.
Это иллюстрации художника Владимира Конашевича к "Сказке о Золотом петушке" Александра Сергеевича. Эти иллюстрации прочно ассоциируются у меня (не у автора статьи – у автора предисловия, нас тут двое) с определённой музыкой. Попробуете угадать, с какой?
Самое смешное, что – нет, не с симфонической сюитой Римского-Корсакова "Шехерезада", хотя эта "восточная" музыка знакома в нашей стране каждому. Надеюсь, вы догадываетесь, почему... А если нет – включите и догадаетесь :)
Но – нет. Как ни странно, загадочные и волнующие душу рисунки Конашевича звучали у меня в голове вот так:
И только сейчас я понял, что это очень даже логично. Какая связь (не ассоциативная, а очень простая и прямая – логическая) между этой музыкой и этими изображениями? Интересно узнать ваши версии. А я в конце статьи скромно изложу свою.
А поговорить сегодня мы хотели вот о чём. Давайте попробуем разобраться, какие музыкальные инструменты являются самыми «трудными», а какие – самыми «лёгкими». Слова мы эти берём в кавычки. Потому что когда говоришь о музыке, лёгкость может быть обманчивой, и трудность – кажущейся. Но... мы попробуем, а если вы что-то хотите добавить, то добавляйте!
Итак, чемпионы по сложности...
Номер 1 – скрипка
...и альт, и виолончель – в общем, те инструменты, которые специалисты называют «смычковыми струнными». Скрипку часто называют «королевой оркестра». Но вот учиться играть на этом инструменте... Прежде чем вы сможете извлечь самую простую ноту и сыграть «Жили у бабуси два весёлых гуся», вам придётся научиться эту самую скрипку правильно держать. Правильно держать и вести смычок. Положение рук далеко не самое удобное: у малышей, которые учатся играть на скрипке, даже после 10-15 минут игры сильно болят мышцы. И если бы дело было только в мышцах – у таких инструментов нет никаких «подсказок» – как правильно взять ту или иную ноту. Ни ладов, ни клавиш... Иногда правильное положение пальца от неправильного отличается на считанные доли сантиметра! А ещё играют роль и правильное движение смычка, и нажим на него правой рукой – немудрено, что скрипачи (это, между прочим, доказано научными исследованиями!) лучше всех играют в самые сложные видеоигры. Потому что у них пальцы и руки приучаются работать вместе и так послушно, что любой профессионал позавидует!
Номер 2 – валторна
Это далеко не самый популярный и самый известный музыкальный инструмент. Если вы даже не знаете, как она звучит, послушайте тему Волка из музыкальной сказки Сергея Прокофьева «Петя и Волк»:
Валторна – очень-очень дальний родственник трубы. Но требует этот инструмент от музыканта очень многого. Тут и правильная постановка корпуса, и рук, и невероятно аккуратная работа ртом и дыхательным аппаратом, и работа пальцами рук нужна просто филигранная. Чуть-чуть «не туда» – и вместо нужной ноты получится самый натуральный «волчий вой», если не сказать хуже. В общем, если у вас не хватает терпения – с этим инструментом возиться мы крайне не советуем!
Номер 3 – орган
Звучание органа – завораживающее, чарующее, иногда могучее, как океанский прилив, иногда нежное, как пение крохотной птички в поле – нравится очень многим. У органа клавиатура очень похожа на клавиатуру пианино, и кое-кто считает, что орган – это «точно такое же пианино, только в профиль». Увы, нет! Орган требует от музыканта невероятно много – пальцы должны быть настолько послушными, насколько это возможно вообще. А ещё органисту нужно отлично разбираться в том, какие есть у инструмента регистры, как ими управлять, как распределять их по мануалам (то есть клавиатурам). Наконец, органист должен уметь играть ногами так же бегло, красиво и уверенно, как руками! Иногда учителя в музыкальной школе ругаются на учеников: «Ты играешь как ногами!». Это они на органе никогда не учились играть! А попробуйте поиграть ногами и руками одновременно – и поймёте, что это просто нечто невообразимое...
Номер 4 – волынка
Волынку часто считают не заслуживающим внимания чисто народным инструментом. Но попробуйте поиграть на этом инструменте без подготовки – и взвоете сразу же! Волынка – духовой инструмент. Однако источник воздушного потока у неё двойной: с одной стороны, музыкант дует в мундштук, а с другой – набирает воздух и зажимает специальный кожаный воздушный мешок. У шотландской волынки он зажимается руками (иногда даже коленями), а у ирландской – укладывается подмышку. Чтобы получить ровный и красивый звук, нужна просто ювелирная согласованная работа абсолютно всего – и лёгких (как на вдохе, так и на выдохе), и рта, и рук, и спины, и пальцев. Чтобы достичь мастерства при игре на этом, казалось бы простом и незатейливом инструменте, требуются годы!
Номер 5 – арфа
Арфа – это инструмент как бы и туда и сюда. С одной стороны, арфа прекрасно уживается в составе симфонического оркестра и играет там далеко не последнюю роль (ну вспомните «Па де-де» Чайковского из балета «Щелкунчик»). С другой – арфа это инструмент народный, на котором аккомпанировали себе ещё барды во времена короля Артура и рыцарей Круглого стола. В любом случае играть на арфе весьма непросто – под руками у вас огромное количество струн (у скрипки 4 струны, у гитары – 6 струн, а у арфы – по-разному, но «по классике» – 46 штук!). И попробуйте попасть пальцем не по той струне, а по соседней! Работа рук нужна как у хирурга, который делает операцию на мозге – причём что в медленном темпе, что в быстром. Даже настроить арфу – это задачка весьма непростая. При этом не забывайте – арфу держат в руках или на коленях, так что это ещё и физзарядка неслабая...
Ну что, вы уже устали от сложностей? Хорошо, тогда приглашаем в студию самые простые для обучения музыкальные инструменты!
Номер 1 – свистковая флейта
Обратите внимание – это не просто «флейта». Потому что флейты бывают очень и очень разными. В данном случае мы говорим про продольную свистковую флейту, она же «блок-флейта», она же по-английски «рекордер» и «тинвистл», а по-ирландски «фейджог». Прекрасный инструмент! Помните тему Шира из фильма «Властелин колец»? Или вступление к главной теме из фильма «Титаник»? Звучание у этого инструмента нежное, успокаивающее, просто волшебное!
Этот инструмент доступен и для взрослых, и для детей (даже для самых маленьких). Всё, что нужно – это зажать дырочки пальцами и подуть в «свисток» (то есть в мундштук). Да, добиться мастерства, виртуозности, невероятно красивого вибрирующего звучания – над этим придётся поработать, однако свистковая флейта – это один из тех музыкальных инструментов, на которых можно заиграть уже на первом уроке!
Номер 2 – бонги (или конги, или даже кахун)
Для этого инструмента главное – чтобы у вас было отличное настроение и чувство ритма. Просто стукните рукой или палкой по «чуть-чуть другой» игровой зоне – и звук будет уже другим. А дальше – просто играйте, играйте и играйте. От вас не требуется каких-то запредельных навыков в согласовании разных групп мышц, дыхания или чего-то подобного. Как совсем-совсем малыш барабанит ладошками по подушке кроватки – вот вы точно так же барабаньте. Само собой, достигнуть вершин мастерства – это потребует времени, но научиться стучать свой первый рисунок вы вполне сможете прямо на первом же уроке!
Номер 3 – синтезатор
Начинающим ужасно нравится, когда они делают буквально первые шаги – а из инструмента звучит музыка, да ещё какая! Да, чтобы достичь вершин на этом инструменте, придётся серьёзно постараться – однако начинать игру на нём весьма просто. Многие думают, что синтезатор сильно похож на пианино – и, соответственно, учиться играть на нём нужно точно так же, как на пианино. Нет, это не так. Синтезатор – совершенно другой инструмент. Тем более, что управление современным синтезатором часто вообще не отличается от управления смартфоном – разве это не отличное подспорье для того, чтобы начать учиться играть? Ну а освоив азы, можно попробовать и разучить что-то более «забористое»!
Номер 4 – губная гармоника
Этот инструмент был придуман в 1821 году немецким мастером Христианом Бушманом. Это один из самых простых и доступных музыкальных инструментов: всё, что от вас требуется – это дуть и двигать гармошку вправо-влево. Ноты будут звучать как бы «сами по себе». Другое дело – это тот самый инструмент, про который англичане говорят «easy to start, hard to master», то есть «начинать-то легко, а вот попробуй достигнуть мастерства!». Сыграть «Жили у бабуси...» у вас получится на первом же уроке, а вот сыграть так, чтобы все друзья просто выпрыгнули от восторга из штанов... Ну тут уже зависит от вашего терпения!
Номер 5 – гитара
Гитара – это вообще самый распространённый музыкальный инструмент в мире. И недаром. Да, для того, чтобы освоить гитару в совершенстве, играть произведения Паганини, Джулиани и Каркасси, придётся потратить много времени и сил. Но вот для того, чтобы сыграть «Ёжик резиновый шёл и насвистывал дырочкой в правом боку» – потребуется буквально три-четыре недели, ну, если заниматься упорно. Так что гитара в этом плане – музыкальный инструмент «номер один». Каждый год её осваивают миллионы (!) мальчиков, девочек и даже взрослых. Выучил пять-шесть аккордов – и уже король! А положение рук на гитаре – в отличие от той самой скрипки! – очень комфортное и удобное. Так что главное – захотеть. А мастерство – ну, как говорилось в одной старой песенке, «дорогу осилит идущий»!
Кстати (это опять я), на втором видео с гитарой – автор "Лучика" и этой заметки Александр Станиславович. Давайте ему похлопаем!
Читайте также:
Особенности игры на синтезаторе
Почему в нашей музыке именно семь нот?
Пять причин обучать ребёнка музыке и пять ошибок, которые важно при этом не допустить
Почему надо слушать классическую музыку?
А как же разгадка?!!!
А, ну да. Чуть не забыл. Как называется группа, из песни которой было то органное соло? "Густые сумерки" или, буквально – "Густой фиолет". А какой цвет задаёт тон на иллюстрациях Конашевича? Да фиолетовый же!