Найти в Дзене
Сотовая связь наизнанку

Может ли сотовая связь стать бесплатной?

Самое приятное слово, которое можно услышать в рекламе - это "бесплатно". Жизненный опыт и пословицы нам твердят, что ничего бесплатного не бывает, но ощущение подарка всё равно завораживает и манит, словно магнит.

Я бы назвал это эффектом All Inclusive. Хоть ты и понимаешь, что за всё это ты заплатил и себе в убыток никто работать не будет, безлимитность потребляемого на отдыхе делает его намного интереснее и увлекательнее🙂

А что с сотовой связью? Каждый месяц большинство из нас выкладывает несколько сотен рублей, а то и более тысячи за услуги мобильных операторов. Настанет ли когда-нибудь такой момент, когда мы избавимся от этих регулярных трат?

Если посмотреть на непродолжительную историю сотовой связи, то дело к тому и идёт. Даже если сравнить тарифы давностью 25 лет назад и сейчас, то нынешние цены уже покажутся бесплатными. Но нас интересует полное отсутствие платы.

Сейчас мы наблюдаем 2 тенденции. Во-первых, сама технология сотовой связи становится всё более дешёвой. По мере наращивания объёмов выпуска и оптимизации производств, стоимость одной базовой станции снижается, буквально, каждый год. Да, пандемия и события последнего года внесли свои коррективы, но всё это временное. Прогресс не остановить.

Строительство базовой станции из сложного индивидуального проекта также превратилось в массовый рутинный процесс. Многие читатели уже мне рассказывали, как от пустого поля до появления опоры и станции на ней проходило меньше недели. И это не стахановские темпы, а привычный рабочий процесс, поставленный на конвейер.

-2

Новое дыхание процессу удешевления сотовой связи придаст концепция OpenRAN. Благодаря ей на рынке появится множество альтернативных поставщиков, в том числе и российских. То есть рынок станет более конкурентом, что разрушит монополию трёх крупнейших поставщиков.

Вторая тенденция, которая толкает стоимость услуг сотовой связи к нулю - это изменение бизнеса сотовых операторов. Создание экосистемы МТС - яркий тому пример. То есть операторы, понимая, что их основной бизнес превращается в трубу с фиксированной платой на уровне себестоимости, стараются найти новые варианты дохода.

-3

Иными словами, борьба за клиента уходит из плоскости больше и качественнее за меньшие деньги в плоскость: сотовая связь + что-то ещё. Клиенту гораздо комфортнее платить за набор каких-то услуг, где сотовая связь будет лишь одной из составляющих. Во всяком случае, так нам сейчас говорят маркетологи.

Поэтому предполагать, что сотовая связь будет бесплатной в ближайшие 10 лет как, например, Wi-Fi в метро я бы пока не осмелился. Хотя, заметьте: тот же Wi-Fi в метро или кафе просто уже включён в стоимость поездки метро или кафе.

Но то, что в ближайшее время нам всё меньше будет попадаться реклама тарифов сотовой связи как отдельной услуги - вполне вероятное будущее. Просто эта сотовая связь будет растворяться в каких-то других коробочных продуктах, которые мы потребляем ежедневно.

То есть она будет становится условно бесплатной, как посещение аквапарка или массажа на All Inclusive🙂

Ставьте 👍 и подписывайтесь в Дзен и Telegram