Найти тему
Epoch Times Russia

«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи и её копия

Оглавление

КОПИЯ «ТАЙНОЙ ВЕЧЕРИ» НЕСКОЛЬКО РАЗ БЫЛА ПОД УГРОЗОЙ УНИЧТОЖЕНИЯ

Автор: Боб Кирчман

«Тайная вечеря», VI в., Леонардо да Винчи и Андреа Солари. (Courtesy of Tongerlo Abbey)
«Тайная вечеря», VI в., Леонардо да Винчи и Андреа Солари. (Courtesy of Tongerlo Abbey)

Ежегодно тысячи любителей искусства стекаются в церковь Санта-Мария-делле-Грацие в Милане, Италия, чтобы увидеть знаменитую фреску Леонардо да Винчи «Тайная вечеря».

Это редкая возможность увидеть работу великого мастера эпохи Возрождения. К сожалению, от шедевра Леонардо осталось лишь около 20%. Удивительно, что фреска размером 4,6 м x 8,8 м вообще сохранилась, так как она была написана в то время новой и ещё неизученной смесью масла с темперой на гипсовом грунте, а затем разрушена войной и временем.

Удивительно также то, что Леонардо стал блестящим художником и многогранным гением. Он был сыном известного нотариуса Мессера Пьеро Фруозино ди Антонио да Винчи и крестьянки Катерины ди Мео Липпи. Пьеро не мог жениться на девушке из-за высокого положения в обществе, поэтому мальчика звали Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (да Винчи означает «из Винчи», место его рождения).

Если бы он получил фамилию отца, Фруозино, то последовал бы профессии отца. Но чувствительный и наблюдательный юноша стал учеником Андреа дель Верроккьо, флорентийского художника и скульптора.

«Крещение Христа», 1470–1475 гг., Андреа дель Верроккьо. Леонардо нарисовал слева ангела. Галерея Уффици, Флоренция, Италия. (Public Domain)
«Крещение Христа», 1470–1475 гг., Андреа дель Верроккьо. Леонардо нарисовал слева ангела. Галерея Уффици, Флоренция, Италия. (Public Domain)

Однажды Верроккьо доверил Леонардо написать ангела на картине «Крещение Христа».

Существует легенда, хотя и неподтверждённая, что, когда Верроккьо увидел ангела Леонардо, то убрал кисти и больше никогда не занимался живописью.

«Тайная вечеря» в Милане

В 1482 году Леонардо отправился в Милан искать покровительства у Людивико иль Моро, миланского герцога. В 1492 году ему поручили написать «Тайную вечерю» на стене трапезной церкви Санта-Мария-делле-Грацие.

Обычно художники концентрировались на праздновании Евхаристии. Однако Леонардо изобразил момент сразу после того, как Иисус объявил:

«Один из вас предаст Меня». (из Иоанна 13:21).

Создавая эту великую фреску, он часто работал от рассвета до заката, не прерываясь даже на еду. Ему приходилось долго и упорно трудиться над лицами Христа и Иуды.

«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи в трапезной церкви Санта-Мария-делле-Грацие, Милан, Италия. (Public Domain)
«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи в трапезной церкви Санта-Мария-делле-Грацие, Милан, Италия. (Public Domain)

В итоге он создал шедевр. Фреска была закончена в 1498 году. К сожалению, основа, которую Леонардо выбрал для картины, левкас (грунтовка) на штукатурке, оказалась неустойчивой. Всего через 10 лет стало очевидно, что она портится. В 1652 году в стене прорезали дверь, удалив тем самым часть фрески, где были изображены ноги Иисуса. В 1796 году французские революционные войска использовали это помещение под конюшню.

В 1943 году картина уцелела благодаря мешкам с песком после бомбардировки союзников. К 1970-м годам посчитали, что некоторые участки картины не подлежат восстановлению. Реставрационные работы, длившиеся 21 год и завершившиеся в 1999 году, провели для спасения остатков первоначальной фрески.

Копия

И здесь история приняла интересный поворот. Леонардо с помощью учеников создал на холсте копию фрески в натуральную величину. В июле 1499 года только что коронованный король Франции Людовик XII вторгся в Милан. Совершая экскурсию по городу, он был впечатлён фреской Леонардо. Как монарх-завоеватель, он хотел забрать фреску во Францию и стал искать архитекторов и мастеров, чтобы упаковать стену и перевезти сокровище в карете. Проект короля провалился из-за дороговизны, не говоря уже о его невозможности из-за состояния стены.

Людовик XII был непоколебим. Когда он не смог увести фреску с собой, то стал искать художника для создания её копии. В письме короля от января 1507 года высокопоставленным чиновникам Флоренции, родины да Винчи, сообщалось:

«Нам нужен Леонардо да Винчи».

Весьма вероятно, что работой над второй картиной «Тайной вечери» руководил Андреа Солари, работавший в мастерской Леонардо.

«Тайная вечеря»,XVI в., картина Леонардо да Винчи и Андреа Солари в аббатстве Тонгерло. (Courtesy of Tongerlo Abbey)
«Тайная вечеря»,XVI в., картина Леонардо да Винчи и Андреа Солари в аббатстве Тонгерло. (Courtesy of Tongerlo Abbey)

С точки зрения композиции, это было точнейшее воспроизведение оригинала. Вероятнее всего, Иисуса и Иоанна Леонардо написал сам. Когда картину подвергли рентгеновскому излучению, то обнаружили, что эти две фигуры соответствуют оригинальным эскизам. Они будто нарисованы непосредственно мастером— без тяжёлых мазков, в отличие от других.

Нет сведений о том, где впервые была выставлена вторая «Тайная вечеря», хотя известно, что она долгие годы находилась во владении короля. Сохранились записи, что позже картину выставили в замке губернатора захваченных регионов в Галионе, Франция. Её наличие было подтверждено при инвентаризации губернаторского имения в 1540 году.

В 1545 году её купил аббат Арнольд Стрейтерс для аббатства Тонгерло в Вестерло, недалеко от Антверпена, Бельгия, заплатив непомерную по тем временам цену в 450 гульденов (сегодня около$55 тыс.). Некоторые предполагают, что это было сделано вопреки кальвинистским запретам на религиозное искусство. Картина до сих пор принадлежит аббатству и предлагает любителям искусства редкую возможность увидеть, как выглядела фреска Леонардо в Милане.

Многие цвета и детали, которые сегодня утрачены на фреске в Милане, сохранились на картине в Тонгерло. Она не была широко известна до тех пор, пока Жан-Пьер Исбутс и Кристофер Хит Браун не провели исследование для своей книги 2017 года «Молодой Леонардо: эволюция художника-революционера, 1472–1499». Учёные услышали о картине Тонгерло от коллег, и их последующие исследования ещё раз подтвердили вероятность того, что эта работа действительно восходит к Леонардо.

Копия «Тайной вечери» несколько раз была под угрозой уничтожения.

Однажды монахи спрятали её в амбаре, который в 1929 году пережил сильный пожар, нанёсший вред аббатству. Сейчас 500-летний холст нуждается в реставрации.

   Источник: The Epoch Times