Найти в Дзене
Строительный мир

В Казахстан по новому маршруту: в России планируют построить железную дорогу Сибай – Новорудная

До 2030 года в России планируют реализовать очередной крупный железнодорожный проект, который позволит создать еще одну параллельную ветку в соседний Казахстан, связав с последним регионы Северного и Среднего Урала. Наличие стальной магистрали, имеющей, по словам властей Башкортостана, важное стратегическое значение, поспособствует развитию ряда месторождений и наилучшим образом отразится на экономике Зауралья.

© Wikimapia / CC BY-SA 3.0 (Станция Сибай)
© Wikimapia / CC BY-SA 3.0 (Станция Сибай)

Речь идет о линии протяженностью около 160 км, которая соединит две станции Южно-Уральской железной дороги — Новорудную и Сибай, открытых в 1956-м и 1954-м гг. соответственно. Обе являются тупиковыми. По предварительной оценке, на эти цели понадобится порядка 116 млрд руб. В течение года по маршруту на первом этапе предполагается перевозить 4 млн тонн грузов, в дальнейшем этот показатель может увеличиться как минимум вдвое.

Стоит отметить, что данный вопрос обсуждался и раньше. Однако более детально о проекте начали говорить лишь в конце прошлого десятилетия. Весной 2021-го власти Башкирии сообщали, что при поддержке федерального центра железная дорога появится в ближайшие девять лет. Кроме бюджетных средств предусмотрено привлечение частных инвестиций. В РЖД, как тогда отмечалось, одобрили инициативу.

Первоначальная трассировка железной дороги
Первоначальная трассировка железной дороги

Правда, в позапрошлом году речь шла о несколько иной трассировке — от ст. Сибай путь должен был проходить мимо Подольска до ст. Сара, находящейся в 20 км к юго-западу от Новорудного. Кроме того, по проведенным подсчетам, реализацию проекта в то время оценили примерно в 34,5 млрд руб. В ноябре того же года говорили уже о 46 млрд руб.

Генеральный директор АО «Трансэнерком» Олег Шевцов:

«Строительство этой железнодорожной ветки является одним из крупнейших проектов в стратегии развития Зауралья до 2030 года. Эффект от завершения организации нового маршрута превзойдет размер вложенных инвестиций. В первую очередь, ветка будет служить дубляжом для Челябинского железнодорожного узла, который часто бывает перегружен. Во-вторых, новая железная дорога сократит время сообщения с соседними регионами, а также Казахстаном, государствами Средней Азией и Китаем. Наличие этой дороги положительно отразится на торговле между странами и росте их ВВП. Также строительство ветки Сибай – Подольск – Новорудная позволит создать новые рабочие места. Это повысит уровень и качество жизни жителей регионов, по территории которых будет проходить новая железная дорога. Отсутствие должной транспортной инфраструктуры тормозит сегодня развитие Зауралья, рост агротуризма, и особенно — увеличение объемов промышленности, поэтому в проекте заинтересованы не только власти и граждане, но и бизнес. В связи с чем основным инвестором его реализации выступит «Уральская горно-металлургическая компания» (УГМК)».
© Правительство республики Башкортостан / CC BY 4.0 (Премьер-министр республики Башкортостан Андрей Назаров презентует проект железной дороги в Сибае, 2022 г.)
© Правительство республики Башкортостан / CC BY 4.0 (Премьер-министр республики Башкортостан Андрей Назаров презентует проект железной дороги в Сибае, 2022 г.)

В ближайшее время должны представить Технико-экономическое обоснование проекта, которое прольет свет на некоторые детали, включая более точную трассировку и предполагаемые затраты. В феврале 2023-го председатель правительства Республики Башкортостан Андрей Назаров в ходе рабочего визита в город Сибай заявил, что будущая стальная магистраль имеет особое значение для всей страны, так как станет новым альтернативным маршрутом в Казахстан и далее в Китай; линия позволит существенно сократит расстояние до госграницы для восточных районов Среднего и Северного Урала.

В обмен на ресурсы: Китай готов построить железную дорогу до Магадана
Строительный мир18 марта 2023