"Колючая, как елочка". Отрывок из консультации с разбором.
Аня (имя вымышленное) обратилась к психологу с запросом проработать проблемы в отношениях. Клиентка - сутулая, ненакрашенная девушка, с короткой стрижкой, одета в джинсы и рубаху стиля унисекс. Немного похожа на парня-подростка.
[Уже на этой стадии психолог строит первую гипотезу. Проблемы в отношениях, выглядит как парень подросток - возможен внутренний запрет на проявление женственности. Но гипотезы всегда требует проверки. Внутренние запреты и предписания мы разбираем на базовом курсе.]
На предварительной беседе выяснилось, что клиентке 34 года, и у нее никогда не было серьезных отношений. По молодости ее несколько раз бросали после первой ночи. А теперь она и вовсе боится близко к себе подпускать.
[Вторая гипотеза - травма, полученная во время отношений. Первая любовь и первый секс - это очень трепетный период. Если что-то пошло не так, иногда душевные раны кровоточат всю жизнь. Однако важно прояснить, не является ли травма первых романтических отношений вторичной. Часто бывает, что психологические предпосылки формируются в более ранний период, а в подростковом возрасте заведомо выбирается такой партнер, который "помогает проиграть" уже оформившийся сценарий. Нужно проверить. Понятие травмы и как с ней работать мы разбираем на базовом курсе.]
Психолог предлагает начать работу через техники направленной визуализации. Клиентка молча кивает, еще сильнее прикусывая нижнюю губу.
- Психолог: «Представьте в виде образа свою часть личности, у которой не ладится с мужчинами?»
- Клиентка: «Это елочка»
[Образ подтверждает гипотезу про травмированную женственность. Образ внутреннего ребенка далеко не всегда представляется в человеческом виде. Это могут быть животные, растения или даже предметы. Образ елочки - распространенный образ внутреннего адаптивного ребенка-подростка с травмированной женственностью. Образ березы - напротив более соответствует здоровой женственности.]
- Психолог: «Сколько лет этой елочке?»
- Клиентка: «14»
[Если мы сталкиваемся с образом травмированной части, то часто возраст образа - это возраст клиента, когда он получил травму (основную или одну из наиболее сильных в одной цепочке травм). Подробнее про работу с травмами рассказываем на базовом курсе.]
- Психолог: «Что произошло с Вами в 14 лет?»
- Клиентка: «Родители любить перестали» - будто прорывает клиентку
Дальше продолжает сквозь слезы - «Пока маленькая была любили, а когда стала подрастать – папа начал постоянно критиковать, устраивал скандалы, когда мальчик провожал. Раз даже ремнем выпорол. А мама кричала, как бы «в подоле не принесла» и таскала за волосы. В этом возрасте появилось ощущение, что, став девушкой, я сделалась какой-то не такой, ненужной, неправильной, и родители меня выживают из дома».
[Так выясняется, что у клиентки на фоне подростковой ситуации, сформировалась установка, что «как женщина - я недостойна любви» и «если я в отношениях с противоположным полом – я плохая». Подтвердилась гипотеза про запрет на женственность, полученный со стороны родителей. Так же похоже, что "взрослеть тоже нельзя" - маленькую любили, повзрослела - сплошная критика. Носитель деструктивной установки - внутренний ребенок-подросток.
Важно, в терапии внутреннего ребенка мы уделяем особое внимание осознанию и перепроживанию исходной травматической ситуацию. Потому что только такой подход обеспечивает устойчивые изменения в жизни клиентов. В других методах, которые также используют работу с образами, часто работа с реальными ситуациями в жизни клиента либо не производится, либо затрагивается по касательной - это может дать временные улучшения, но следом происходит откат.]
Дальше психолог будет помогать клиентке проработать подростковую травму и поменять внутренние установки, через работу с внутренним адаптивным ребенком (в образе елочки).
Так работают техники направленной визуализации в методе “Терапия внутреннего ребенка” - в течение 20 минут мы обнаружили причину проблемы. В других модальностях для этого требуется значительно больше времени.
Фантастика! А в чем секрет?
Дело в том, что причины проблем и негативных состояний хранятся в подсознании.
Языком бессознательного являются образы. Еще З. Фрейд отмечал, что сновидения (т.е. образы во сне) являются "королевской дорогой, ведущей в бессознательное". Работу с образами используют разные направления психотерапии (психоанализ, арт-терапия, символдрама и др.). Например, французский психоанализ уделяет особое внимание образным выражениям в речи клиента. Но речь формируется позднее образного мышления и является своего рода прокладкой между сознанием и подсознанием. Поэтому техники направленной визуализации открывают путь в бессознательное. С образом внутреннего ребенка и его окружением можно работать так, будто это живые персонажи. Такой подход не просто ускоряет анализ, но и помогает решить проблему клиента.
Звучит круто! А можно пример?
Вернемся к примеру, где клиентка представила свою отвергнутую часть в образе елочки.
Как мы помним, в 14 лет, когда клиентка стала превращаться в девушку, отношения с родителями сильно испортились. Кроме того, работая с образом елочки, у нас появилось еще несколько подсказок, которыми можно воспользоваться - это образ самой клиентки в 14 лет, мамы и папы. Ими и займемся дальше.
Психолог попросил Аню представить себя в возрасте 14 лет, маму и папу из того же времени рядом. И идентифицироваться поочередно с этими образами.
[Идентифицироваться с образом, значит сыграть роль образа, почти как в театре. Когда клиент представляет себя на месте образа, часто меняются телесные ощущения и появляется дополнительная информация. Похожий принцип используется в Психодраме, Расстановках и в Группаналитической супервизии (феномен параллельных процессов). Точного научного понимания, почему так происходит пока нет. Возможно ключом являются идеи К.Г. Юнга о коллективном бессознательном и Р.Шелдрейка о морфогенетических полях и морфическом резонансе.]
- Психолог (задает вопрос Ане в себя 14 летней): Что Вы чувствуете, играя роль этого образа?
- Клиентка (из роли девочки): Очень сильное напряжение в теле. Зажатость. Как будто весь мир против меня.
[Образ 14-летней девочки - это внутренний ребенок-подросток. Терапия внутреннего ребенка фокусируется на концепции внутреннего ребенка и содержит наиболее полные инструменты для работы с ним, по сравнению с другими модальностями.]
- Психолог (задает вопрос Ане в роли папы): Что вы чувствуете к своей дочери? Почему ее критикуете?
- Клиентка (из роли папы): Ну, Аня моя дочь, моя собственность... (пауза)... А еще она становится очень хорошенькой девушкой, а у нас женой с совсем перестало ладиться... Это невозможно выдерживать... Это ужасно злит…
- Клиентка (из своей позиции): Кажется, я поняла... Я ни в чем не виновата... (слезы)
[Похоже, что папа испытывал влечение к подрастающей дочери, с которым не мог справиться. Поэтому влечение было вытеснено, а вместе с ним и все нежные чувства к дочери. А на их место пришли злость и критика. Так бывает, это защитная реакция психики, называется реактивное образование. Подробнее о защитных механизмах и как с ними работать мы разбираемся на базовом курсе.]
- Психолог: Давайте разрешим образу папы не вытеснять нежные чувства к тебе 14 летней.
- Клиентка (из роли девочки): Папа, я разрешаю тебе меня любить и принимать мою женственность.
- Клиентка (из своей позиции): Образ папы поменялся, он стал более расслабленный. Хочет обнять меня 14-летнюю.
[Важный момент. Мы работаем только с внутренним театром клиента. Образ отца - это не живой папа, это память о папе и его отношении во внутреннем мире Ани. Психоаналитики называют это интроектом. Подробнее про работу с интроектами в терапии внутреннего ребенка будет на базовом курсе. Мы прекрасно понимаем, что живой папа может никогда не обнять дочь. Хотя такое после проработки внутренних конфликтов часто случается.]
- Психолог (задает вопрос Ане в роли мамы): Что вы чувствуете к своей дочери?
- Клиентка (из роли мамы): Раздражение... У меня ощущение, что она повторяет мою судьбу. Я забеременела в 14 лет, после этого пошла вся жизнь наперекосяк... Никогда себе не прощу. Хочу уберечь дочь от этого…
[Похоже, что мама смотрит на дочь через призму своих травм. Травмы не дают разглядеть в дочери самостоятельную личность - только свое отражение. Такая защитная реакция психики, называется проекция. Проблема в том, что чем больше мама проецирует на Аню себя, тем больше вероятности, что Аня повторит судьбу мамы. Так и передаются травмы из поколения в поколение... Как работать с травмами в терапии внутреннего ребенка мы тоже разбираем на базовом курсе.]
- Психолог: Разреши маме видеть в тебе тебя. Верни ей проекции.
- Клиентка (из роли девочки, со слезами): Мама, я разрешаю тебе видеть во мне меня, а не твое отражение. Я не принимаю твой взгляд и твои слова. Я не ты и имею право на свою жизнь.
- Клиентка: А еще, мама, я разрешаю простить тебе себя…
- Психолог: Что происходит с образом мамы?
- Клиентка: Она плачет…
[В терапии внутреннего ребенка часто используется прием разрешения образу. Именно эта формулировка дает наилучший результат.]
- Психолог (задает вопрос клиентке в роли девочки): Как вы себя чувствуете?
- Клиентка (из роли девочки): Мне стало легче, расслабленнее. Хочется расправить плечи. Я поняла, что ни в чем не виновата. Просто у родителей были свои проблемы.
- Психолог (Ане в своей позиции): Скажи своей девочке, я принимаю твою женственность. Я разрешаю тебе стать прекрасной девушкой. Я горжусь тобой.
[Аня повторяет]
- Психолог: Что происходит с образом девочки?
- Клиентка: Она словно сияет.
- Психолог: Сможете обнять свою девочку и соединиться с ней?
- Клиентка: Да. У меня как-будто все тело иголочками покалывает.
[Телесная реакция - это хорошо. Самые сильные перемены в жизни клиентов случаются после сессий с "мурашками". Соматизация образа - это последний этап. Но не все образы стоит принимать в тело - подробнее об этом на базовом курсе.]
- Психолог: Помните, у нас был еще образ елочки? Что с ним?
- Клиентка: Елочки нет, на его месте появился образ молодой березки.
[Образ березы - это образ здоровой женственности]
- Психолог: Прими березку, как часть своей личности.
- Клиентка: Стало тепло в теле.
На следующей консультации клиентку было сложно узнать. Хорошенькая девушка, легкая, в платье и с новой прической. Психолог работала с Аней еще 6 месяцев. А еще через год Аня вышла замуж.
__________
© Александра Буряева (Северюхина)
Telegram-канал - https://t.me/buryaeva