Найти тему

Как понять эффективность интернет-рекламы в 2023 году? Не показывай это своему клиенту =)

Тема эффективности интернет трафика уже не нова. Но, к сожалению, мало кто обращает внимание на важные показатели, которые могут указать со 100% вероятностью на то: качественный ли трафик идёт или нет?

Поясню, дело в том, что показателей действительно много, отследить можно также много, но главная проблема в том, что мало кто задумывается о том – как эти показатели пересекаются и как понять их эффективность в действительности.

Почему KPI – это не самый важный момент в сотрудничестве между бизнесом и подрядчиком? Во – первых, ключевые показатели эффективности – это некий план, достичь который в ряде случаев совершенно не трудно. На мой взгляд, KPI – это план/факт работ т.е. выполняется ли минимум работ в проекте или нет. К примеру, возьмём ряд самых частных показателей на которые так любит внимание обращать бизнес на сегодня: рост сообщества (подписчики), er (вовлечённость) и reach (охват), leads (заявки) – допустим, что эти показатели выполнены и получается так, что сотрудничество эффективно и всё хорошо? Не совсем так, эти показатели действительно важны, но какой-то конкретной информации они в себе не несут.

Почему? Разберём основные моменты:

1. Подписчики – сообщество растёт и это отлично, но главный вопрос в том – какой профит от этого получает бизнес? Нередко, встречается, что сообщество растёт, но уровень продаж стоит на месте. Это легко объяснить тем, что дальнейший путь пользователя не прописан и неизвестен – он вступает в группу и спустя пару дней успешно про неё забывает.

2. Вовлечённость – скажу кратко. Один хороший конкурс способен вытянуть месячный KPI по этому показателю, а профит будет небольшим.

3. Охват – тут всё просто: снижаем CPM до минимума и крутим в течении месяца. Ву-аля, фиксируем результат.

4. Заявки – здесь сложнее. Численный показатель заявок формируется различным путём, нередко можно заметить, что из месяца в месяц крутится одна и та же рекламная кампания, которая просто закрывает KPI.

Хитро получается, верно? Можно прикладывать минимум усилий к проекту, получать хорошие цифры и делать кейсы. Но как же в действительности понять эффективность интернет-маркетинга. Давайте начнём сначала и подумаем, а что же важно для бизнеса и почему ему просто необходимо понимать эффективность вложенных денег?

Цель любого бизнеса – это приносить дивиденты собственнику. Без этого теряется смысл самой сути коммерции. Любой проект имеет статью расходов и доходов, а разница этих величин есть чистая прибыль, верно? Поэтому нам важно получать окупать инвестиции и минимизировать строчку расходов – всё просто. Но как это применить к интернет – маркетингу?

Что важно понимать и уметь считать маркетологу и собственнику бизнеса?

1.ROMI – это коэффициент возврата маркетинговых инвестиций. Крайне крутой показатель эффективности внешнего трафика. К примеру, на рекламную кампанию было потрачено 10 000 рублей, а продаж было на сумму 35 000 рублей – следовательно окупаемость 3,5 раза.

Формула расчёта следующая: (Доход от рекламы − Расход на рекламу) / Расход на рекламу × 100% .

Формула расчёта ROMI
Формула расчёта ROMI

Важным моментом является то, что сюда не включается сумма стоимости оплаты услуг подрядчика введу того, что это входит в категорию обязательных расходов бизнеса.

Оценка эффективности:

ROMI > 100% – это значит, что рекламная кампания работает эффективно;

ROMI < 100% – означает, что требуется корректировка и оптимизация рекламы.

В идеале, считать каждый канал трафика отдельно, но в случаях «плавающего» бюджета можно считать общий эффект.

2. CPL (cost per lead) – этот показатель показывает стоимость за 1 обращение. Это важно для понимания эффективности в плане рентабельности канала. Предположим, что на рекламу было потрачено 10 000 рублей, а обращений было 10. Стоимость 1 лида составляет 1000 рублей.

Формула расчёта CPL
Формула расчёта CPL

Благодаря этому показателю можно составлять прогнозы по затратам. Бизнесу требуется 100 лидов ежемесячно, следовательно расход в месяц должен составлять 100 000 рублей. Не стоит забывать, что это плановое значение.

Также благодаря этому показателю можно понять рентабельность канала. Предположим, что стоимость услуги - 1500 рублей. Имеем данные, что контекстная реклама приносит ежемесячно 30 лидов по 1200 рублей,а таргетированная реклама 20 лидов по 3500 рублей. Получаем, что таргетированная реклама не рентабельна для бизнеса и требуется либо оптимизировать конечную стоимость лида, либо отказаться от данного канала.

Важно! В b2b этот показатель также важен, но там немного другая механика. Как правило, работа с клиентом в b2b нацелена на более длительный период, что позволяет бизнесу привлекать лидов по стоимости выше стоимости первоначальной услуги.

3. Конверсия – благодаря этому показателю можно легко понять какая аудитория привлекается путём внешнего трафика.

Формула расчёта конверсии
Формула расчёта конверсии

Не стоит спешить, вначале важно наладить внутреннюю систему обработки входящих обращений. Основные параметры:

– Обработка заявки в течении 15-20 минут, не более;

– Простой и понятный путь от получения заявки до запуска в работу;

– Проработанные скрипты и техника продаж;

Если эта система есть и она хорошо себя показывает на протяжении времени, то можно судить о конверсии трафика. Допустим, было получено 100 заявок, а записались на консультацию 60 пользователей. Следовательно, конверсия составляет 60%. Это неплохой результат, который может сказать о качестве внешнего трафика. Помимо этого важно контролировать момент обработки заявки – какие слова и возражения использует клиент. Всё это может помочь в дальнейшей оптимизации кампаний.

4. CPA – цена за полезное действие. Вариантов действий много: лайк, клик, репост, заполнение формы, подписка – всё это показывает то, как аудитория взаимодействует с рекламой.

Формула расчёта CPA
Формула расчёта CPA

5. ER – вовлечённость. Как я писал выше показатель сомнительный в базовой формуле: сумма всех реакций/количество подписчиков*100%. На мой взгляд лучше считать следующим образом:

– ER на каждый отдельный пост/рубрику – такой подход даёт понять правильно ли выбран контент, либо же от него стоит отказаться.

– ER от охвата – важно понимать то какой процент от всего трафика взаимодействует с контентом.

– ER от формата – не знаете какой формат контента наиболее интересен аудитории? Замеряйте количество реакций от лонгридов, постов, опросов и т.д. в отдельности и стройте свою контент-стратегию с пониманием наилучшего формата коммуникации.

Расчёт вовлечённсоти
Расчёт вовлечённсоти

Это базовые показатели эффективности, которые можно считать для понимания эффективности интернет-маркетинга. В следующих статьях расскажу какие показатели можно и нужно считать в каждом канале: соцсети, сайт и т.д.

В заключении хочу отметит, что делать выводы по одному или двум показателям неверно так как все метрики пересекаются друг другом и имеют линейный вид. К примеру, возьмём оценочный путь: cpm – cpc – cpl – конверсия – romi. Снизив, к примеру, cpc благодаря отключению неэффективных объявлений можно значительно снизить cpl, либо же, путём расширения аудитории рекламного объявления можно достичь снижения показателя cpm и cpl также снизится. Лучше брать в расчёт 3-5 показателей и всегда стремиться к максимальной оптимизации рекламных кампаний.