Найти тему

Совсем не королевские военно-воздушные силы ...

Некоторое время назад в Соединенном Королевстве произошло забавное событие. В ответ на настойчивые просьбы отправить британские истребители в зону нынешнего военного конфликта, один министр действующего лондонского кабинета ответил довольно жестко и даже, как бы помягче выразиться, нецензурно: «у нас нет этих (…) самолетов…». И самое смешное, что это на самом деле так. Знаменитые британские королевские военно-воздушные силы (Royal Air Force) в настоящее время представляют собой довольно жалкое зрелище. И даже (надо же!) уже не входят в топ-10 самых сильных ВВС мира.

А ведь когда-то английская боевая авиация была одной из сильнейших. Британские авиаконструкторы считались законодателями моды в авиационном самолетостроении и задавали траектории и тренды развития мировой авиации. И куда все это делось? Что же произошло, что сейчас королевские военно-воздушные силы представляют собой лишь шекспировскую «тень принца гамлета» от былого величия? Или почему, опять же по-шекспировски, «не все ладно в королевстве…»?

Для начала немного истории. Британским военно-воздушным силам уже более 100 лет. Как отдельный вид вооруженных сил они появились на свет в конце Первой Мировой войны. Когда стало ясно, что боевая авиация представляет собой грозную силу и способна самостоятельно решать самые сложные задачи. В том числе стратегические. Кстати американцы выделили военную авиацию в отдельный вид только после Второй Мировой войны. А до этого она считалась у них по-старинке «армейской».

В межвоенный период (между мировыми войнами) развитие британской авиации проходило «не шатко, не валко». Заниматься им тогда особо было нечем. Разве что гонятся за повстанцами в своих многочисленных колониях. Ну нельзя же считать героическими событиями участие королевских ВВС в подавлении «восстания дервишей» в Сомали или в разгроме шиитского мятежа в Месопотамии? Но безмятежность быстро прошла в 1930-х. Когда стало ясно , что немцы нацелились на реванш и стали активно возрождать свое люфтваффе.

К слову, британцы тоже не спали и сумели довольно быстро перестроить свою авиапромышленность. Поэтому к началу Второй мировой у них уже были определенные «заделы» и английская военная авиация уже была более-менее на подобающем уровне. Как по числу самолетов, и что, самое важное, по их качественным характеристикам. И все последующие события это очень ярко подтвердили.

Звездный час королевских ВВС наступил в ходе воздушных сражений 1940-1941 гг., вошедших в история как «Битва за Британию». И хотя в количественном отношении британская авиация уступала немецким люфтваффе, технологическое превосходство позволило сначала переломить ситуацию, а затем и полностью перехватить инициативу. Немцы понесли тяжелые потери и отказались от высадки на британские острова. Без господства в воздухе это было невозможно.

Начиная с 1942 года, после вступления в войну США и переброски американских бомбардировщиков в Великобританию, начались массированные бомбардировки германской территории. И хотя историки до сих пор спорят об их эффективности, и особо, о целесообразности воздушных налетов на немецкие города, вклад британских военно-воздушных сил в победу был несомненно весом. Не зря ведь Черчилль произнес свою знаменитую фразу, отмечая вклад авиации в разгром фашистской Германии, что это тот редкий случай, когда «многие обязаны немногим». Хотя «немногих» было не так уж «немного»: численный состав военнослужащих королевские ВВС в годы войны на пике достигал почти миллиона человек.

В послевоенное время в начавшуюся тогда Холодную войну британские военно-воздушные силы по инерции еще продолжали играть заметную роль. И даже решали стратегические задачи. На вооружении были поставлены знаменитые дальние бомбардировщики V-серии , носители ядерного оружия: Victor, Valiant и Vanguard. Довольно современные и даже передовые для того времени. А по некоторым технологическим и конструктивным решения заметно опередившие время.

Британские истребители «вампир» и «хантер» служили на всех континентах. В основном в бывших колониях и доминионах, разумеется. Но не только. Не чурались брать на вооружение английские военные самолеты даже американцы (кстати, с некоторой долей юмора США ведь тоже можно отнести к бывшей британской колонии?) Мало того, они даже организовывали производство британских «иномарок» на своей территории.

К примеру, удачный английский реактивный бомбардировщик «канберра» разработки начала 1950-х годов в американских ВВС получил наименование B-57 и прослужил до 1980-х. И даже успел немного повоевать (во Вьетнаме). Достойный срок службы боевого самолете той эпохи!

Другой пример - герой Фолклендской войны знаменитый самолет вертикального взлета и посадки «харриер». Машина была разработана в конце 1970-х и оказалась настолько удачной, что несмотря на прекращение производства в начале 2000-х, до сих пор стоит на вооружении ВВС многих стран. В том числе служит в американской морской пехоте. Истребитель даже успел поучаствовать в съёмках голливудских блокбастеров.

Но разработка и производство «харриеров» уже была лебединой песней британского военного самолетостроения. Больше ничего стоящего и заслуживающего внимание на берегах туманного Альбиона не появилось. Сейчас в британские военно-воздушные силы поступают сплошь одни «иностранцы» - в основном авиатехника американского производства.

Авиапарк британских королевских ВВС представляет собой грустное зрелище (определение «королевские» впору уже брать в кавычки). Основу строевой авиации составляют изрядно устаревшие реактивные истребители «тайфун» разработки 1980-х годов. Они с очень большой натяжкой считаются четвертым поколением и уж точно не годятся для современного боя.

Хорошо хоть, что из состава боевых частей вывели «винтажный» истребитель «торнадо». Причем сделали это совсем недавно. Когда уже даже далекие от авиации обыватели и журналисты начали докапываться, что в войсках делает этот музейный экспонат. Ну и в самом деле, никто серьезно не воспринимал боевую ценность этого современника нашего МиГ-23. Который уже давно на пенсии (с начала 1990-х).

Еще больше вопросов вызывает принятие на вооружение американского F-35. Да ещё и в модификации «B». Что в переводе на обычный язык означает вариант вертикального взлета и посадки. И что он будет делать в военно-воздушных силах, абсолютно не понятно. Его «вертикальность» «сжирает» большую часть боевого радиуса. Этому самолету даже родные британские острова без дозаправки пересечь весьма проблематично, тем более решать другие, более «дальние» задачи.

Этот самолет более-менее нужен только для флота. Там по старой памяти любят «вертикалки». Успехи «харриеров» еще свежи в памяти. Но даже там критикуют новейшие британские авианосцы, где планируются применять F-35. Корабли по чьей-то злой воле остались без катапульт. Поэтому эти «подпрыгивающие» истребители могу воевать либо вблизи своих кораблей, либо рядом с побережьем. Что серьезно ограничивает боевые возможности и круг решаемых задач. И в самом деле, что может делать истребитель с такими «незавидными» характеристиками? Разве что гоняться за вооруженными пастухами на джипах где-нибудь в Ираке или за пиратами в Сомали.

Ну ладно с техникой. Что есть, то есть. Но ведь ее нужно ещё кем-то управлять и обслуживать. А вот здесь у британцев дело совсем «швах». И даже не в переносном смысле. По самым скромным подсчетам некомплект личного состава составляет 20 процентов. Ну не хотят идти служить молодые британцы в военную авиацию. Другие у них интересы. Нет набора и не предвидится. Заметим так, политкорректно, из «коренного населения». Поэтому (я сейчас не шучу!) принято решение набирать военных летчиков из эмигрантов. Ну или словами главкома королевских ВВС - «нам нужно значительно увеличить долю персонала из национальных меньшинств и женщин». Немного странная задача, не правда? Но тамошний маршал авиации без тени смущения заявляет (причём официально, на пресс-конференциях), что нынешние шесть процентов «нацменьшинств и женщин» - недопустимо мало. Нужно в кратчайшие сроки довести этот показатель до 20 процентов. Он видимо и в самом деле надеется, что британские женщины горят желанием забросить свои домашние дела и добровольно взвалить на себя «тяготы и лишения воинской службы». И вместо того, что «коротать время» у домашнего очага, сидеть в кабине истребителе на боевом дежурстве где-нибудь на севере Шотландии. Фантазеры из руководства ВВС видимо считают, что будет именно так. И как в годы Второй мировой у рекрутерских пунктов выстроятся очереди из желающих «послужить и повоевать». Блажен кто верует.

Что касается нацменьшинств, к которым видимо относятся выходцы из индийских и пакистанских диаспор, то уровень образования этих «новых англичан» из бомбейских трущоб явно не дотягивает до нормы. И что, им и в самом деле собираются доверить боевые машины стоимостью под 100 миллионов долларов? Вопрос риторический.

Не лучшим образом обстоит и боевая подготовка . Уровень обученности экипажей «успешно» деградирует, количество лётных часов постоянно сокращается. Правда, в немецких люфтваффе и французских ВВС дела обстоят еще печальнее. Но это уже их забота. Ну или пусть заокеанские «братья по оружию» озаботятся и помогут решить эти проблемы.

И напоследок, ещё два мазка в эту красочную палитру, описывающую нынешние «чудеса на виражах» английской военной авиации. На момент создания британских ВВС численность личного состава составляла более 130 тыс человек. В годы Второй мировой - почти миллион. Сейчас же в современных королевских военно-воздушных силах служат всего лишь тридцать тысяч человек (лётчиков, техников, вспомогательного персонала). Если такими темпами все будет продолжаться, то о британской военной авиации скоро будут вспоминать только историки. Ну, в самом деле. Кто сейчас, к примеру, помнит о флоте Австро-Венгерской империи? А ведь когда-то он был третий в мире.

Недавно один британский генерал пошутил (как все тогда подумали), хотя на самом деле он был более, чем серьезен, что если Россия соберется нападать на Британию, она должна заранее об этом предупредить. Лучше, если лет за 10 до атаки. Чтобы британцы успели перевооружиться и подготовиться. Смешно? Наверное. Хотя, им должно быть очень грустно.

А ведь так все хорошо начиналось, тогда, сто лет назад. Когда над Британской империей никогда не заходило солнце. А что сейчас? От было славы и престижа остались одни «рожки да ножки».

Поднимутся ли когда-нибудь британские военно-воздушные силы? Если честно, не уверен. Разрушить легко, построить заново - очень сложно. Особенно с политиками , которые живут в своем иррациональном мире, где главный девиз, «если действительность не соответствует реальности , то тем хуже для действительности».

И закончим наше повествование опять бессмертными шекспировскими «нет повести печальнее на свете…» . Для нынешних британских реалий - это повесть о закате и уже скором печальном конце знаменитых (когда-то!) Королевских военно-воздушных сил.