"Гений" я смогла посмотреть только со 2-го раза, хотя собиралась сделать это давно. В киноблогах его характеризуют, как "кино эпохи перестройки, за которое не стыдно". Это меня и подкупило.
И на первый взгляд, кажется, что это действительно так. Откровенной чернухи нет. Есть сброшенные оковы устаревшей морали. Здоровый капиталистический эгоизм. И даже некоторая принципиальность и честность у главных героев. Честны они, в первую очередь, с собой. Делают, что хотят, не оглядываясь ни на кого. Казалось бы, что в этом плохого? Но, как известно, "Дьявол кроется в деталях".
Вот, например, Сергей — "честный" мошенник. Питерский Робин Гуд 90-х: экспроприирует деньги у богатых и нехороших людей: торговцев-спекулянтов и т.п. Но работает он с настоящими жуликами — Костиком, Пьером и Макаром, руками которых и проворачивает свои аферы. И пока Ненашев мнит, что простые люди от его дел не пострадают, Костик обвешивает их в овощном ларьке.
Единственный возможный для себя способ добывания денег Сергей видит в мошенничестве: богатых-то много, и все они заработали состояния нечестным путем. И каждого есть в чем обвинить, чтобы успокоить совесть. Настя предлагает Ненашеву уехать в Штаты (и ведь правда, в 90-е был массовых отток светлых умов из бывшего Союза за океан), но он отказывается, аргументируя это наличием дочери и родных могил. Патриот, млин!
Это ли не чернуха 90-х, когда у каждого бандита и мошенника была красивая отмазка для своей преступной деятельности? Челищев из "Бандитского Петербурга" мстил за родителей, шикуя на кровавые деньги братвы, Сашу Белого заставили поставлять оружие чеченцам, он просто не хотел в тюрьму, вот и продавал своих... зачем столько лет романтизировали преступников, внушая нам мысль, что "не они такие, а жизнь такая"?
Дальше Настя. Хорошая девушка Настя из простой рабочей семьи. Учится в институте культуры, а одевается как ударница Ленинградки. Подруга-парикмахерша пытается ее "снять" богатому клиенту, но та ее ставит на место и всем своим видом дает понять, что не продастся. И Костика посылает. И цветы в помойку выкидывает. А дома родителям закатывает истерики по поводу скромного уровня жизни семьи. И визитку Ненашева не выбрасывает, оставляет.
Приходит, чтобы плюнуть ему в рожу, остается и — о, чудо! — за один вечер влюбляется и понимает, что этому мужчине можно довериться. Роскошная обстановка в квартире, разумеется, не играет ни малейшего значения в становлении ее чувств. По счастливому стечению обстоятельств незадолго до того отец выгоняет Настю из дома, и она ничтоже сумняшеся переезжает к Сергею, с которым вступает в близость в первый же день знакомства. Высокие отношения (с), что тут скажешь? Утром бродит с блаженным видом и голым задом по его квартире и светится от счастья — не то от любви, не то от осознания факта, какой кусок оторвала! Ну а что, в 90-е любовь в основном так изображали — только с красивым и богатым. (Эта тенденция продолжалась до конца 2000-х, впрочем).
Дальше родители Насти. Простая рабочая семья. Ее отец начинает впадать в депрессию, понимая, что родная страна (не то Россия, не то уже рухнувший Союз) погружается в пучину хаоса. Слова дочки про ворованный толчок так сильно его задевают, поскольку он понимает, какое поколение они воспитали: за цветочками уже проглядывают ягодки. Дети отцов, воровавших унитазы, разворовывают страну.
(Да, когда в 2000-х на сцене появились Тату и вечно полуголая Виа гра, а взрослые ругали подростков, мол, что за нравы пошли, я почему-то сразу подумала, что продюсеры этого разврата — вообще-то бывшие пионеры и комсомольцы. Как так вышло, что разумное, доброе и вечное, которое в советских школах чуть ли не каленым железом выжигали ученикам на лбу, так и не прижилось в этих дядьках родом из СССР?)
И вот такой же вопрос у меня возник, когда я смотрела эпизод с изгнанием Насти из родительского дома. Он, между прочим, разворачивался под самую пронзительную сцену одного из самых сильных фильмов про войну — "Белорусский вокзал".
"А значит нам нужна одна победа / Одна на всех, мы за ценой не постоим", — поет Нина Ургант. А Настя вопит отцу, что не хочет всю жизнь прожить, как они — вкалывая за копейки, считая дни от получки до получки... Но кроме самого себя ее отцу винить некого — это он не сумел донести до нее смысл исповедуемых им ценностей. Если он их исповедовал, конечно. Потому как странно, что в семье с правильными советскими ценностями (пишу без иронии), дочка может закатить такой скандал под песню из "Белорусского вокзала".
Не знаю, какую цель преследовал режиссер, помещая в свою картину именно этот эпизод, но я его считала не как общее явление, а как частный случай. (Мне кажется, уж что-что, а "Белорусский вокзал" — особая картина для любого советского человека. Почти для любого — а исключения, как известно, лишь подтверждают правила).
Так и любительница красивой жизни Настя, и честный аферист Ненашев, не гнушающийся сотрудничества с всеядными жуликами — не общее явление, а частное. И почему-то именно эти частные случаи в 90-е возводили в абсолют: все воруют, чтобы хорошо устроиться в жизни, все женщины должны искать богатого...
Общее мне кажется в этой картине показано на примере майора Кузьмина (Юрий Кузнецов) — эпохи меняются, империи рушатся, а он продолжает делать то, что должен: ловит преступников, защищает от них простых людей. И гениального Ненашева спасает, кстати. И его Настю, и дочку. И московского авторитета сажает до кучи. Простой невзрачный следак в скромном пиджаке.
И пока ненашевы и их насти брали от жизни все, а их отцы психовали от бессильной злобы, такие, как Кузьмин не давали этой стране окончательно развалиться — делали свою работу, помогая другим.
Потому что почему-то им было понятно, что значат слова "Одна на всех / Мы за ценой не постоим"...
В общем и целом, впечатления от "Гения" у меня неприятные. Та же чернуха, но с мастерски расставленными акцентами, отсылающими зрителя к старому доброму советскому кино: непродажная любовь (Настя-то типа поначалу отказалась от мысли сойтись с богатым папиком Ненашевым), готовность пойти за любимым до конца (когда она отказалась ехать в круиз, пока Сергей собирает нужную сумму денег), надежность и порядочность Ненашева (выгоняет Костика после его махинаций в овощном ларьке), его любовь к родным и Родине ("У меня отец здесь лежит и брат. И дочка").
И эти акценты отводят фокус внимания от того, кто такие Ненашев и Настя на самом деле — два не отягощенных моралью эгоиста, у которых на первом месте лишь денежные знаки. Думаю, и без меня понятно, в кого превратились Сергей и Настя в 2000-е, если дожили до них. (Думаю, дожили). Кадры с отечественным бомондом — жирная подсказка.