На Стрелке Оки и Волги нижегородский порт простоял 85 лет. Вплоть до своей скоропостижной кончины в 2017 году. Причиной стала подготовка к Чемпионату мира по футболу. И вот к 2018 году на месте порта уже красовался современный стадион, готовый вместить в себя футбольных фанатов.
А что же порт? Перенесен, построен заново? Да нет, ликвидирован. И точка. Или многоточие. Потому как его судьба продолжает волновать речников.
Правда, не просто порт нужен отрасли. А крупный транспортно-логистический центр. Одной реки для развития грузоперевозок мало. Нужны железнодорожные и автомобильные подходы. Ну, а в идеале бы еще - и доступ к авиатранспорту.
И тогда транзитный потенциал Нижнего вырастет в разы. А по реке на судах пойдут не только гравий и щебень, но и высокотехнологичные грузы. Но это пока только мечты и планы.
Да, в регионе есть локальные порты на Оке и Волге. И они способны совокупно перегружать 10-20 млн тонн грузов в год. Сейчас порты области загружены в среднем лишь на 20%.
Казалось бы: нужно искать инвестиции и строить крупный портовый хаб - что тут рассуждать! Но вот вопрос: а будет ли что возить-то? Еще несколько лет назад грузы из Европы шли по Волге транзитом на Каспий. Сейчас из-за санкций таких контрактов нет.
Гендиректор Волжского пароходства Павел Виноградов, опираясь на цифры, полагает, что имеющихся портовых мощностей не то чтобы достаточно, а они еще и в разы превосходят возможности речной перевалки в регионе. Дело в том, что речные перевозки характеризуются нестабильным спросом, который зависит от многих переменных. Колебания спроса могут достигать 20─25% и даже больше.
─ В 2019 году четверть флота судоходной компании простаивала ─ не было грузовой базы, ─ отметил П. Виноградов. ─ Потом появились заказы и пришлось эту четверть флота срочно мобилизовать и перевезти 45 млн тонн. А потом 10% вновь отправить на отстой.
Вызывает вопросы и структура грузоперевозок. Вот сейчас строится трасса М12 - и нужны строительные грузы. Второй год подряд грузовые суда везут их по Волге. И в этом году Волжское пароходство намерено перевезти не менее 1 млн тонн щебня и гравия.
А вот кончится стройка - и что придет ей на смену? Непонятно. Выход - развивать мультимодальные перевозки с участием двух, а то и трех видов транспорта. Но а как их развивать - ведь порта-то нет?
Замкнутый круг! И если в Самаре, к примеру, реализуется проект крупного речного хаба, то Нижнему Новгороду пока похвастаться нечем. И строительство транспортно-логистического центра ─ это пока задача неопределенного будущего.
Даже наиболее удобная локация не определена и вызывает в судоходном сообществе споры. Что уж говорить о конкретных планах! Вот и получается, что проще всего - забыть. Или все-таки быть?..