Найти в Дзене
Eleniell

Храм Александра Невского в Каменце-Подольском. Возрождение

Оглавление

Храм Александра Невского построен в 1891-1897 гг. на народные средства. Возводился как храм-памятник Православию в честь 100-летия присоединения Подолья к Российской Империи. Византийский стиль церкви выгодно украшал город, ни одно важное событие не проходило без богослужения в храме. Был уничтожен в 1936 году.

Подробнее о том, как строилась церковь в статье:
«Собор Александра Невского в Каменце-Подольском. История главного храма»

Гибель храма

Храм не простоял и 40 лет. В 30-х годах прошлого столетия стремительно стала набирать обороты антирелигиозная кампания. Было закрыто множество храмов, в том числе и церковь Александра Невского.

-2

Последним священником был Дмитрий Кавецкий, как и множество других священнослужителей, стал жертвой преследований НКВД. В 1926 году церковь уже почти пустовала, прихожан было мало, а зданию требовался ремонт. Отопление в церкви не работало, поэтому священник крестил детей у себя дома. В 1935 году Дмитрий Кавецкий не выдержал преследований, отрёкся от священства и его заставили уехать из города. В 1936 году храм был взорван и разобран на стройматериалы, которые были использованы на строительство гостиницы «Червоне Поділля» и строительного техникума. Иконы, иконостасы, и всё что могло гореть вывезли за железнодорожный вокзал и сожгли.

На том месте, где ранее стоял храм, планировалось построить театр, который так и остался в планах. В советское время здесь был сквер, цветочный магазин, пивная «Чайка», а зимой устанавливали новогоднюю ёлку и устраивали народные гулянья.

Сквер на месте Невской церкви

-3

Вдали пивная "Чайка". На переднем плане ворота - всё что осталось от церкви

Фото  М.Рябий. Колоризация  Eleniell
Фото М.Рябий. Колоризация Eleniell

Возрождение храма

Автор фото Дергачев
Автор фото Дергачев

С тех пор прошло более половины столетия...

16 октября 1994 года после воскресного богослужения в присутствии духовенства, верующих и нескольких тысяч жителей города, архиепископом Никанором был освящён памятный крест на месте уничтоженной святыни.

21 мая 1995 года, во время торжеств посвящённых 200-летию Подольской епархии, литургию возле креста отслужил митрополит Киевский Владимир.

Вскоре верующие уже имели свою маленькую церковь — строительный вагончик, который подарил общине «Промбуд-1». Люди принесли сюда свечи, лампады, иконы. Начались богослужения.

В сентябре 1995 года местная власть передала земельный участок в постоянное пользование Каменец-Подольскому епархиальному управлению Украинской Православной Церкви.
Полуразрушенное кафе «Чайка» и магазинчик «Цветы» 12 октября 1993 года вынесли на приватизацию и их приобрело ООО (ТОВ) «Антей», директор Игорь Твердохлебов, после чего эти земельные участки также были бесплатно переданы церковной общине.

Немного позже на месте цветочного магазинчика возвели храм во имя св. мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Это была временная церковь и воскресная школа. 13 октября 1996 года, перед праздником Покрова Божьей Матери, состоялась первая служба в ещё сыром и недостроенном помещении церкви.

Храм во имя св. мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Фото Eleniell
Храм во имя св. мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Фото Eleniell

12 марта 1998 года на месте, где когда-то располагался храм Александра Невского, торжественно заложили первый камень в фундамент церкви.

В сквере собралось много людей, большинство принесли с собой камни, которые мастера после закладки основного камня добавляли к фундаменту.
С этого момента началось строительство собора.

-7

Много людей помогало возрождать собор: священники, бизнесмены, чиновники и просто верующие. Решающей стала финансовая поддержка бывшего каменчанина Василия Цуглевича, за что он был награждён орденом Святого равноапостольного великого князя Владимира I степени. Настоятелем храма в 1995—2003 годах был отец Виссарион и за 8 лет строительства собора заработал авторитет «пробивного организатора».

Строительство длилось почти 10 лет, в нём приняло участие около 3000 рабочих и добровольцев. Среди них специалисты по мозаике из Беларуси и Киева, каменщики из Москвы, художники-иконописцы из Академии Искусств Санкт-Петербурга под руководством Николая и Натальи Богдановых, облицовщики из Закарпатья и Житомира, ювелиры из Пскова.

Собор Александра Невского относится к типу крестово-купольных храмов, его эскизы лично сделал владыка Феодор по старым фотографиям и личным впечатлениям от собора-двойника в Болгарии.

Храм Александра Невского в Болгарии
Храм Александра Невского в Болгарии

По этим эскизам проектировщики сделали чертежи будущего храма. Крест центрального купола, и его покрытие нитридом титана (сплав со специальным напылением, который вмещает много разных металлов, разработан российскими учёными для космической отрасли) был изготовлен за личные деньги владыки Феодора.

Современный вид собора А. Невского. Фото Eleniell
Современный вид собора А. Невского. Фото Eleniell

На колокольне установлены 12 колоколов, изготовленные на московском заводе имени Лихачёва, вес самого большого – 2 тонны. Чтоб установить колокол пришлось разобрать арки колокольни.

Часовенка во дворе храма Александра Невского. Фото Eleniell
Часовенка во дворе храма Александра Невского. Фото Eleniell

12 сентября 2011 года, состоялось тожественное открытие и освящение заново отстроенного Кафедрального собора Александра Невского.

Божественную литургию и Крестный ход возглавил митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий. Настоятелем храма стал архиепископ Каменец-Подольский и Городоцкий — Феодор.

-11

Внутреннее убранство храма

Поражает мастерством роспись храма, которая длилась 3 года, подчинённая единой концепции, лейтмотивом которой является тема жертвы Христовой. Работы велись медленно, но очень качественно, за этим следил лично владыка Феодор. Стенопись посвящена в основном евангельским сюжетам, которые читаются с юго-восточной стены храма по часовой стрелке.

-12

Своды храма поддерживают могучие столбы, на которых изображены фигуры святых — мучеников, воинов, тех, кого принято называть «столпами церкви».

-13

Создатели храма хотели показать связь времён через сочетание традиций византийского искусства с русским, показать путь православия от раннехристианских борцов за веру до последних мучеников русских.

-14

Мраморный пол подогревается, что очень удобно в зимнее время.

Престол и жертвенник также выполнен из мрамора.

-16

Роспись алтаря в неовизантийском стиле выполнена по очень сложной технологии. Центральная часть посвящена сюжету «Воскресения Христова», с северной и южной стороны его окружают изображения «женщин-мироносиц у Гроба Господня» и «уверование святого апостола Фомы».

-17

Мозаикой на горнем месте выложен лик Спасителя, а над иконостасом - икона Божьей Матери.

-18

Под алтарём храма находится колодец глубиной 5 метров (высота воды – 3 метра), поэтому в соборе всегда бьёт родник святой воды.

Главный иконостас изготовлен в России из белого итальянского мрамора с резьбой в греческом стиле.

-19

Боковые иконостасы имеют деревянные позолоченные орнаменты в древнерусском стиле.

-20

Северный придел посвящён царственным мученикам, южный придел посвящён Иверской иконе Божьей Матери.

На южной стене ангелы несут икону Богородицы Иверской – точную копию всеправославной святыни, написанной тремя схимниками на горе Афон.

-21

Немного ближе

-22

На западной стене храма изображены сцены Второго Пришествия Христа.

-23

Изображения на хорах посвящены первому и второму Вселенским Соборам, на которых был утверждён Символ Веры.

Первый притвор посвящён теме святых жён – заступниц перед Господом.

-24

Второй притвор — раскрывает идею княжеского и военного покровительства и заступничества.

-25

В западной части храма изображен ад со сценами мук грешников в геенне огненной. Сатана изображён в виде седого старца, сидящим на морском чудище, которое пожирает грешников, на коленях он держит душу Иуды. В огне горят множество женщин и мужчин, которых мучают бесы. Среди грешников есть язычники, мусульмане, иудеи и др.. Смысл этой картины в том, что все без исключения предстанут на Суд Праведный и получат по заслугам.

Изображение картины ада в Невском соборе. Каменец-Подольский
Изображение картины ада в Невском соборе. Каменец-Подольский

За основу взят фрагмент византийской мозаики 12 века Собора Санта Мария Ассунта, которая находится на итальянском острове Торчелло.

Фрагмент византийской мозаики с изображением картины ада 12 века в Соборе Санта Мария Ассунта. Итальянский остров Торчелло. Фото galeneastro
Фрагмент византийской мозаики с изображением картины ада 12 века в Соборе Санта Мария Ассунта. Итальянский остров Торчелло. Фото galeneastro

А рядом сцена с апостолами Петром и Павлом у врат Рая. Пётр держит в руках ключи от врат, а у Павла в руках свиток, на котором начертаны слова:
«Все мы явимся пред судом Христовым, и каждый получит соответственно тому, что делал в теле, доброе или злое»

-28

Также есть изображение благоверного князя Александра Невского, у которого в руках хоругвь со словами: «Не в силе Бог, а в правде».

-29

На прилегающей территории собора есть лавочки, на которых можно отдохнуть. К фонарным столбам прикреплены динамики, через которые некоторые богослужения транслируются вне храма.

Вечером собор подсвечивается, в установке подсветки помогла местная власть.

Фото Р. Уваров
Фото Р. Уваров

Возрождение этого храма – очень важное событие в духовной жизни Подолья за последнее столетие.

Собор Александра Невского возводился как Кафедральный храм не только города, но и всей епархии. По завершении строительства город получил прекрасную архитектурную доминанту, а верующие - святыню.