Найти тему
Белкины орешки

Музыка —это такая жизнь

Это выглядит смешно, но продавать я не умею. Почему смешно? Потому что у меня был торговый бизнес и довольно успешный.

Организовать, построить, набрать персонал, закупить оборудование –это да, а самой торговать?!?! Я не скажу, что мне стыдно, вовсе нет. Просто есть разница: торгует продавец –продаст всё, встаю за прилавок я –раза в три меньше. Я обязательно расскажу про все недостатки товара, подскажу, где можно купить дешевле или лучше. Это похоже на неуверенность в себе: у других лучше, чем у меня.

А ведь у меня есть много того, что я умею делать лучше других. Я умею прекрасно вязать, причём, разбираюсь в сложных узорах не только по схемам, но и «с рук», с изделия: посмотрю –и сразу соображаю, как это вяжется.

У меня есть способность предугадывать направления в моде: возникает в голове какая-то безумная идея сочетания цветов в шитье, вязании, в маникюре или соединение нескольких разных видов рукоделия –пэчворк с вязанием, например, а потом –бац! Через несколько лет эти идеи становятся модными.

У меня хорошо получается объединять людей. Именно объединять, а это гораздо шире понятия «организовывать». Я это поняла, когда сочиняла и вела «капустники», позже –концерты, а ещё позже – работая тамадой. Я выходила к моим зрителям и, чувствуя каждого в отдельности и всех вместе, как единый организм, с их усталостью, агрессией, напряженностью, настороженностью – сначала выравнивала общий эмоциональный фон, расслабляя, заставляя забывать о нерешённых проблемах, об обидах, разочарованиях, потом незаметно вела их за собой, в другое путешествие.

Туда, где радость, свет, непринуждённость, веселье. Слова лились так, словно во мне открывался поток откуда-то сверху. Это похоже на водопад, где вода то бежит ровно и спокойно в долине, то бешено, азартно падает с горы, то кружит в водовороте, останавливаясь, успокаиваясь и смиряя норов после бесшабашных прыжков с высоты, то весело и звонко играет с камешками на перекате. Так и мои слова: текли спонтанно, произвольно, естественно, потому что не могли не течь. Как водопад.

Не могу сказать, что это мне давалось совсем легко. После таких путешествий я истощалась, силы покидали меня. Исчерпывала до донышка свой родник. С каждым разом восстанавливать энергию становилось всё труднее и труднее, это требовало всё больше и больше времени.

Кроме умения объединять, с детства у меня был талант, о котором я узнала спустя много лет: я чувствовала музыку. Могла не знать композитора, ничего не слышать о веке, в котором он жил, не понимать стиль, который соответствовал манере его письма, времени и эпохе, в которых он писал свою музыку, но я могла, едва разучив произведение на фортепиано, сразу исполнять его так, словно я знала этот век, каждый день слышала эти пьесы и была знакома с автором.

И могла научить так же, как могу я, играть своих учеников. Ну, или приблизительно так же. И я верила и верю в то, что любого человека можно научить чувствовать музыку и очень прилично играть на пианино. Любого! Только каждый будет любить ту музыку и того композитора, который ему близок. И чувствовать лучше будет своего композитора. Было бы желание у ученика, а научить я могу.

Когда-то у музыкантов считалось, что обучать ребёнка исполнительству можно только в раннем детстве, как спортсменов, чтобы добиться наилучших результатов. Старались не брать в школу «переростков», говорили –бесполезно, поздно. Переростки –это дети старше семи-девяти лет. Из своего опыта могу сказать –это не так. Да и в классической музыке есть тому подтверждения. К примеру, советский композитор Арам Хачатурян профессионально начал заниматься музыкой в девятнадцать лет.

Возьмите растения. Редиску можно вырастить за восемнадцать дней, помидоры, огурцы –чуть больше. Цветы бывают однолетние, то есть цветут в первый год, двухлетние –во второй, некоторые начинают цвести через несколько лет. так и у людей. Кто-то раскрывается сразу, в детстве, другие –позже, к окончанию музыкальной школы, есть те, кто играет вроде бы неплохо, но без блеска, как-то бесталанно. И вдруг! Раз –и заиграл! Да так, что все, кто играли гораздо лучше, ярче – поблекли на его фоне.

Мне всегда нравилось заниматься с «переростками». И со взрослыми нравилось. Потому что, на мой взгляд, должны сойтись три части воедино: тело, чувства и разум. В детстве разум ещё не у всех развит, а без него –трудно. Ведь музыка –это философия, математика, психология, история, литература и ещё много чего. Музыку можно просчитать, прочувствовать, продумать, проделать…И главное –не торопить ученика и верить в него. У каждого –свой срок созревания в музыке и к музыке.

Есть у меня тётя, живёт в Германии. Семья её свекрови очень большая: шестеро детей с жёнами, детьми и внуками. Дети выросли, создали семьи, уже и внуки имеют жён, мужей, детей. Словом, в семье уже около шестидесяти человек. У них принято устраивать по праздникам семейные концерты: дети и взрослые играют, поют, читают стихи. Для этих целей снимается кафе.

Так вот, на одном из концертов играл мальчик, Дитрих. Играл неудачно: то ли сцены боялся, то ли не дорос до этой пьесы. Но! Все хлопали, поддерживали его, хоть и сыграл он всего несколько тактов. На следующий год он выучил половину пьесы и вновь ошибся, не смог продолжить. Все, по-прежнему, аплодировали Дитриху и говорили:

–Молодец, Дитрих, уже половину сыграл! То ли ещё будет!

На следующий год Дитрих сыграл всю пьесу до конца и уже в более быстром темпе. И ведь научился играть мальчишка! Дальше пошло ещё лучше: новые пьесы, перестал бояться сцены –дозрел!

А у меня тоже своё дозревание произошло. Я поняла: мне хоть и нравится работать с начинающими музыкантами, но больше я люблю учить, а чаще переучивать тех, кто уже знаком с музыкальными азами.

Вот в медицине есть разные специализации: терапевты, хирурги, гинекологи, врачи-учителя в колледжах, медицинских академиях. Так и в музыке: одни учат в музыкальной школе, другие в колледжах, третьи аккомпанируют, четвёртые любят играть и занимаются исполнительской деятельностью на больших и малых сценах.

А мне нравится готовить подростков для поступления в колледж, учить серьёзные классические произведения, «ставить руку» или учить взрослых людей с нуля: играть, читать с листа, подбирать, сочинять свою музыку на фортепиано. И люблю я это делать в свободном плавании, вне рамок государственных учебных программ. Как можно уложить в программу то, что дано нам откуда-то свыше, как язык общения. Язык общения между людьми, нациями, государствами, временами, эпохами.

А ещё. Музыка –это такая Вселенная. И надо выбрать, если не какую-то планету, то хотя бы материк и освоить его, пожить немного там. И материки, и планеты у каждого разные: большие, маленькие, страстные, застывшие, холодные, жаркие, философские, озорные...

Музыка –это такая жизнь, и я не понимаю, как можно брать за это деньги? Можно ли брать деньги за жизнь, за воздух, за воду из родника или реки? Как можно оценить творчество, искусство, данное нам Богом? И это –не от неуверенности в себе, и не от стыда. Здесь что-то другое. И я не знаю ответов на эти вопросы. Может быть, вы знаете?