Ещë перепост психологической заметочки про народного поэта по следам книги.
Прочла одноименную книгу Захара Прилепина и захотелось поделиться размышлениями. Во-первых сразу стало интересно - ставил ли кто-то уже посмертный диагноз Сергею Есенину (явно ставил, пока не нашла одного наиболее полного, ну кроме алкоголизма со всеми вытекающими последствиями).
ПРЛ - вполне подходит, весь набор. Суицид, самоповреждение, неустойчивость близких отношений, образа я, чëрно-белое мышление... И ещë - очень часто это люди одарëнные, талантливые.
Кто не читал - книга очень длинная. Но, на мой взгляд, её стоит прочесть. Кто читал Прилепина - это не привычная его манера письма, нужно продегустировать как минимум.
Написана в весьма психологизированном ключе. Анализ семейной ситуации (как оказалось - ситуация очень отличалась от того, что говорил о себе сам поэт, что писали в учебниках и что можно было бы предположить, читая стихи).
Коротко мои впечатления от написанного. Жил мальчик Серёжа, рождённый мамой от нелюбимого мужа. Мальчик жил где придётся и воспитывался кем придётся. Вокруг мальчика много пили и дрались. Дрались в том числе с жёнами, точнее - били их. Мама часто и подолгу отсутствовала, отец отсутствовал практически постоянно.
Образования для жителей села считай не было. Но там, где его получали, это были в основном знания Закона Божия и иже с ним - по тем временам вполне себе образование. Там, где получали образование дети родителей "попроще" (к которым относился Сергей) также было много драк. Серёжина родня были не совсем нищие, деньги водились, кого-то даже эксплуатировали (по меркам НКВД не совсем "из низов"). Тем не менее, все прочие поэты "царских времён" происходили из куда более благополучных семей. Есенин был истинным самородком, он вырос в условиях, в которых не мог вырасти гениальный поэт. Но Есенин это сделал.
Переехав в большой город к отцу, который был неуважаем в семье (особенно, как я поняла, матерью Сергея) по причине тихости, трезвости и даже можно сказать вежливости (и того, что простил неверность супруге), Сергей не загорелся карьерным ростом приказчика в лавке, а начал пробиваться в поэты. Что, как мы знаем, ему удалось. Где-то в этот размытый период плоские поэтические опыты переродились в то чудо - лёгкое и всем понятное, что все теперь знают наизусть. И эта простота единственная в своём роде в русской литературе того времени. Он действительно вырос в совершенно иных условиях, нежели Горький, Маяковский и что уж вспоминать про Блока или Гумилёва. В простых условиях. В которых на тот момент росло около 90% населения Российской Империи. Там взрослые работали до кровавого пота, дрались, пили, дети росли как трава, учились азам, в основном года 2-3 и далеко не все. Потом становились взрослыми, которые работали... начинай сначала.
Итак, Сергей Есенин - поэт. Ищет свою "стаю". Находит. Приезжает в столичное общество, рвётся к знаменитостям - образованным, высокомерным, отказывающим в аудиенциях, не отказывающим в аудиенциях. Держится за странных товарищей (один радужный Клюев чего стоил для деревенского парня). Выплывает. Это ещё одно чудо. По каким-то неведомым причинам он был необычайно уверен в себе. Я так и не нашла в книге ответа - откуда эта уверенность выросла. Но это и неважно. Всё это уже случилось. Так как случилось. И неважно по каким причинам. У меня закралась мысль, что это могла быть не только уверенность в себе. Но и чёрно-белое мышление "всё или ничего", "ничего" было хорошо известно и отступать туда было категорически невозможно.
Счастливая судьба - Первую Мировую Есенин работал в императорском санитарном поезде. Знакомые помогли, поэтический дар тоже помог, потом об этом можно будет умолчать. Он не лежал в окопах, не глотал ядовитые газы, не шёл в рукопашную. Даже писал стихи Цесаревнам. Он вообще побывал везде, повидал всякого, причём об этом не особо рассказывая.
Революция - Ура!!! Вроде как она была для тех 90% из которых Есенину удалось неведомым образом "вылупиться" в гениального поэта. Где-то в этом затёртом промежутке времени он уже начал изрядно закладывать. Но на тот момент некритично. Где-то в этот же затёртый промежуток времени он успел продемонстрировать своё отношение к женщинам и детям (своим). Оно оказалось очень ветренным. Неровным, нервным, пограничным. С ненасыщаемой жаждой абсолютной небывалой верности, близости, преданности... ненасыщаемой жажда была по внутренним причинам, а последствия от фрустрации доставались внешним объектам. Сменив несколько таких объектов и оставив им воспитывать несколько своих детей, Есенин выбрал объект, пожалуй самый подходящий по возрасту и душевному состоянию - Айседору, богатую, знаменитую, мать, потерявшую всех своих детей.
Правда, богатство вышло боком. На деньги можно было покупать алкоголь. Много алкоголя. Знаменитость и деньги Айседоры дали возможность увидеть весь свет - Европу, Америку. Нашить себе костюмов, накупить обуви, шляп и разъезжать по заграницам. Есенин во времена красного террора разъезжал по загнивающему Западу. И ему в стране Советов никогда ничего за это не было. Правда, он никогда и ничего особо об этих поездках и не рассказывал. Могу предположить, что какие угодно достижения и свершения моментально обесценивались воспалëнным сознанием, как это часто бывает у людей с ПРЛ.
Слишком долго много пить не получается ни у кого. Рано или поздно следуют изменения. Они последовали. Чрезмерные дебоши, насилие в том числе в отношении жены, отказ селить в гостиницы, помещения под стражу, психиатрические лечебницы ( в числе врачей - Пьер Жане). Оказалось, что богатство Айседоры можно прогулять. А славу покрыть налётом нежелательности выступлений и визитов. Нужен один русский поэт.
Насытить жажду признания не получалось точно так же, как залить жажду алкоголя - такую же ненасыщаемую и растущую с каждым днём. Зато есть "тихая родина". Где можно отдохнуть обоим. Друг от друга в том числе. На мой взгляд, Айседоре повезло, что ветренность супруга взыграла на родной стороне. Она очень много дала самому Есенину. И, кстати, мировой литературе. Большая часть "Москвы кабацкой" писана на загнившем Западе. Возможно, если бы не злополучный шарф, Айседора прожила бы дольше. Мне в своё время очень понравились её воспоминания.
Прожив совсем недолго по нынешним меркам, Сергей успел обзавестись 4 детьми и 3 раза побывать в законном браке. Стать где-то первым, а где-то одним из первых в литературе, выступлениях, издаваемости. По-сегодняшнему - "успешности". Это при том, что он вышел из таких кругов, где не рождалось безупречного поэта. Процесс творчества проходил на фоне столь глобальных изменений, что человеку, выросшему в устойчивой благополучной среде, было сложно устоять на ногах, не то что продолжать творить. Но Есенину удалось написать всё то, что он написал в тех условиях, в которых он находился. Обнадежившая революция, тихо сгущающиеся тучи террора, расстрелы вчерашних друзей и приятелей. Невиданная популярность. Невозможность чувствовать себя любимым и признанным. Прерывающие её проблески вдохновения и триумфа. Суицидальные мысли. Жестокий алкоголизм с галлюцинациями, бредом преследования. Финал книги для меня был тяжёлым. Была ли точка бифуркации, до которой был возможен неспособный это сделать Сергей Есенин? Я не знаю.
Знать, чем это закончится и при этом читать было тяжело. Незадолго до смерти его в очередной раз выпустили из психиатрической больницы с рекомендацией близким беречь от попыток суицида. Человека в таком состоянии тяжело выдерживать подолгу рядом, мазохизм при этом заботиться о нём, держать силой при себе - невозможно. Случилось то, что случилось. Прилепин очень много пишет о том, как несостоятельны попытки приклеить советской власти убийство поэта. Доходчиво, показательно. Если отдельно интересен момент опровержения этих перестроечных мифов - можно почитать последние страниц 300. А вообще, для всех читающих - как хорошо, что сейчас практически всем доступна психологическая помощь, хотя бы в виде форумов, книг и статей! А для людей зависимых есть программы 12 шагов, по большей части бесплатные.
Берегите себя.