Найти тему
Порцелиновый фан

Посуда императорских яхт. "Ливадия" (1870-е гг.).

Так получилось, что за очень короткое время было создано две императорские яхты под одним и тем же названием. Первой была паровая колёсная деревянная яхта проекта инженера Л.Г. Шведе. Заложена яхта была на верфи Николаевского адмиралтейства в 1870-м, построена в 1873-м году.

Одна из редких фотографий первой яхты "Ливадия". Фото взято из Википедии.
Одна из редких фотографий первой яхты "Ливадия". Фото взято из Википедии.

Яхта обладала прекрасными мореходными качествами, выдержала 11-бальный шторм по шкале Бофорта в Средиземном море, успела поучаствовать в русско-турецкой войне 1877-1878 гг., потопив турецкое каботажное судно. Но в октябре 1878-го года по пути из Севастополя в Одессу напоролась на скалы. Слава богу, никто из команды не пострадал. Снять со скал корабль не удалось. Но всё самое ценное вывезли. В том числе - и посуду яхты.

В 1871-1873 годах на Императорских фарфоровом и стеклянном заводах изготовили сервиз для яхты "Ливадия", рассчитанный на 30 персон. Сервиз состоял из столовой и чайной частей. Известно, что всего в сервиз входили: "72 тарелки глубокие; 180 тарелок плоских; 72 тарелки десертные; 72 тарелки для пирожков; 12 блюд круглых больших; 6 малых блюд; 14 овальных блюд для рыбы; 4 миски суповые; 12 компотников разных видов; 2 сахарницы для мелкого сахару; 8 салатников круглых; 2 геридона о двух тарелках; 4 чайника больших; 4 чайника малых; 4 кофейника от 2-х до 4-х порций; 4 чаши полоскательные; 4 сливочника; 4 сахарницы; 60 чашек чайных; 60 чашек кофейных; 60 чашек бульонных; 20 графинов для воды; 20 графинов для вина; 6 графинов для водки; 60 рюмок 1-го сорта; 60 рюмок 2-го сорта; 36 ликерных рюмок; 48 рюмок для шампанского; 48 креманов; 48 бокалов для рейнвейна; 60 стаканов 1-го сорта; 60 стаканов 2-го сорта; 48 ремры; 28 полоскательниц с блюдечками; 24 солонки; 4 сахарницы; 10 судков для 2-х пирамидок."

В 1878 году спасённые предметы сервиза были переданы для хранения на Императорские фарфоровый и стеклянный заводы, а в 1881 году сданы в Санкт-Петербургский порт для дальнейшей передачи на новую яхту "Ливадия", которую решено было построить взамен погибшей.

Алексей Петрович Боголюбов, "Последние минуты Императорской яхты Ливадия 1878г." Изображение взято из свободного доступа в интернете.
Алексей Петрович Боголюбов, "Последние минуты Императорской яхты Ливадия 1878г." Изображение взято из свободного доступа в интернете.

Сохранились эскизы фарфоровой и стеклянной посуды, созданные, как и в случае с яхтой "Держава", рукой модного архитектора времён царствования Александра II Ипполита Антоновича Монигетти (1819-1878). Эскизы хранились в музее Фарфорового завода, затем вошли в Собрание Эрмитажа в 2002-м году после более чем сомнительной сделки по передаче Фарфорового завода в частные руки (хорошо хоть музей завода успели отстоять, а то бы мне тут налетели комментарии защитничков чужой собственности - как это я посмел использовать ИХ изображения?!). Итак, смотрим изображения предметов из фондов Эрмитажа...

Новую "Ливадию" построили в Глазго (Англия). Яхта была полностью электрофицирована, оборудована водопроводом, в главной гостиной функционировал фонтан! В Севастополь готовая яхта пришла в мае 1881-го года.

Один вид новой яхты вызывает удивление у зрителя. Яхта совершенно необычной эллиптической формы, "отъевшаяся". Настолько, что три паровые машины, и соответственно, три трубы размещаются не вдоль линии "нос-корма", а поперёк!

Это была первая (и единственная!) императорская яхта с эллиптическим корпусом. Проект был разработан Э.Е. Гуляевым по предложению известного кораблестроителя своего времени вице-адмирала А.А. Попова. Когда после окончания Крымской войны по итогам переговоров "европейские уважаемые партнёры" запретили иметь России на Чёрном море полноценный военный флот, а порты надо было как-то защищать, Попов предложил вернуться к забытым плавучим батареям, но сделать их в форме круга - суда хоть и были тихоходными, хорошо держались на волнах и могли иметь на борту пушки крупного калибра. Такие плавучие батареи были построены в количестве всего двух штук, но поскольку международное положение изменилось, а также очень быстро менялись технологии, такие "поповки" оказались бесполезными, а сами они стали объектами для шуток. Вот и данная яхта была продолжением увлечённости вице-адмирала широкими формами.

Мореходные качества яхты, показанные за два года эксплуатации, специально собранная комиссия признала как неудовлетворительные, судно переделали в пароход и дали новое имя - "Опыт" (не иначе как намёк на пушкинские строки: "...и опыт, сын ошибок трудных..."). А затем сняли с яхты все три машины, и переустановили на три крейсера по одной взамен их устаревшим двигателям, а сама бывшая "Ливадия" встала на прикол в виде "Блокшива №7" (блокшив - несамоходное судно, служащее для склада или казармы). В 1926-м году его разобрали.

Вот как выглядела столовая яхты "Ливадия" ("Опыт")...

Как было принято для флотской посуды предметы имели низкий центр тяжести, чтобы реже опрокидывались при качке. При этом на резкое изменение формы в угоду утилитарности придворный архитектор не пошёл (зная вкусовые пристрастия Заказчика).

Декор всех предметов, как фарфоровой части, так и стеклянной, выдержан в единой зелёной гамме. В оформлении ручек присутствуют растительные мотивы. К сожалению, размеры и прочие подробности привести не могу из-за нехватки информации. Смотрим в галерее ниже...

Спасибо всем, кто дочитал! Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как посуда, статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь.

P.S. Вы, наверное, заметили, что в последнее время данному блогу (каналу) я отдаю много времени и сил, и работаю с достаточной интенсивностью. Благодарю всех подписавшихся на канал - ваш интерес греет мне душу. Для тех, кто готов помочь продвижению канала, оставляю здесь номер карты Сбера: 5469 3800 2742 6328.


Яхты
0