- Ма-а-ам, - из комнаты Аннушки раздраженный голодный вопль, - долго ты еще возиться будешь? Я скоро умру от голода!
- Не умрешь, потерпи! Я борщ варю, могла бы и сама что-нибудь приготовить, - Инна тоже прокричала с нескрываемым раздражением.
- Я-а? Мне некогда! Это твоя обязанность!
- Ну, если моя обязанность, так потерпи! Борщ сам собой не сварится!
Ну, на самом деле: ей что, разорваться надо?
В семье все любят вкусно поесть, но вкусная еда требует много времени. А как все успевать, спрашивается, если работа заканчивается в пять, да пока доедешь и это хорошо, если не надо в магазин заскочить...
А она, её девятнадцатилетняя дочь, приходит со своего универа в три часа и сразу запирается в своей комнате. Она, видите ли, учится и этим сказано все!
Стас, муж, тоже работает. Приходит в восемь-девять. С него какой спрос? Иногда и по выходным работает: он руководитель в своей строительной бригаде, у него ответственность.
Одна только надежда на Русика, девятиклассника. Этого, о чем ни попроси-мгновенно! И в магазин смотается и мусор вынесет и пропылесосит. Только скажи! Умничка!
А с Аннушкой постоянные проблемы.
Слова сказать нельзя! Девочка учится!
Да, она и на самом деле хорошо учится: без проблем прошла на бюджет, получает стипендию, но...
Она в своей комнате даже пыль не протрёт никогда.
Еду ей надо подать на подносе, потом забрать пустую посуду. Даже за столик не пересядет, чтобы поужинать по-человечески.
Когда у нее появилась привычка есть в кровати непонятно, только это уже норма: Анна ест только в кровати.
Вокруг разбросаны книги, конспекты, ноутбук... В общем, как говорят, картина маслом!
Просить ее что-то сделать по дому и вовсе бесполезно: посмотрит на мать, как на сумасшедшую.
Ладно бы еще это! Девчонка не хочет двинуться с места... Ей неинтересно выйти из дома, пойти погулять, встретиться с друзьями, с подругами!
Элементарно отправить её в душ надо чуть ли не насильно.
Засыпает не раньше трех ночи. Просыпается не раньше десяти. На занятия ходит редко, благо им позволяют учиться на удаленке, что, впрочем, не мешает ей сдавать экзамены на отлично.
Если говорить о том, что девочка нелюдима-нет! Но, увы! Все друзья у нее виртуальные!
Она может порой часами обсуждать какую-то тему. Судя по тому, что Инне порой приходится услышать, то это темы чисто психологических свойств. То есть Аннушка как бы в роли психолога для своих друзей.
Иногда, в порыве откровенности, она и с матерью проводит такие беседы.
Знает причинно-следственную связь любой проблемы. Все абсолютно разложит по полочкам. Всему найдет объяснение и покажет выход из ситуации.
Однако, чудо - чудное: себя, свою ситуацию без напряжения признает абсолютно неадекватной, неправильной, но не знает, как можно выйти из этого круга.
____
Вот такая ситуация складывается в семье моей сотрудницы. Чем ей помочь-не знаю. В годы моей молодости с нами сильно не церемонились. Моя мать могла просто взять веник и отшлепать им по мягкому месту за непослушание.
Но мне никогда не нравились ее методы воспитания. Дух сопротивления во мне по сей день... Терпеть не могу менторский тон: можно ведь то же самое сказать без крика, без нравоучений?
Сама я своих детей особенно и не приучала ни к труду, ни учиться на отлично не требовала!
Все как-то само собой получалось! Не заставляла, не требовала, не просила. Очень много работала, приходила поздно с работы и дети сами старались навести в доме порядок.
Помнится, моя дочь попросила разрешения испечь торт.
Ей было лет семь.
Я удивилась, конечно, но разрешила. Ушла на работу. А когда пришла, испугалась: пол-кухни в муке, но на столе стоял уродский, конечно, но торт. Дочка смотрела на меня с явным страхом за беспорядок, но я очень старательно изобразила счастье, расцеловала её, похвалила и не без удовольствия отведала торт. Как ни странно, был вполне съедобным! С тех пор они вместе с сыном, который на два года меньше, старались что-то приготовить к моему приходу. Получалось по-разному... Иногда и вовсе было несъедобно, но никогда я не выразила недовольства.
Кстати! Информация к размышлению: по факту моя дочь с высшим педагогическим образованием своим хобби считает именно приготовление вкусняшек!
Но вернемся к моей сотруднице, к Инне.
- А, скажи-ка: твоя Аннушка когда-нибудь проявляла инициативу что-то приготовить, или прибрать в квартире?
Инна замялась, припоминая:
- Ну, конечно, когда она была маленькая, лезла под руки, но ведь что она могла приготовить? И уборку как могла сама сделать? Мне ведь все равно пришлось бы потом за ней все переделывать!
- А как она должна была научиться, если ты ей ничего не позволяла? Да и, подозреваю, ты и сейчас не очень ей позволяешь что-то сделать по дому!
Инна огорченно смотрела куда-то поверх меня.
Да знаю, о чем она думает! Не первый год ее знаю...
"Лучше меня никто мою работу не сделает!"-вот о чем думает Инна!
Она сама себя считает перфекционистом. В принципе, думаю, что это проблема. Она и в самом деле все, что делает, только на отлично. Полумер не признает совершенно. Вот и получается, что сама себя загрузила выше крыши, все сама, да сама, но уже выдыхается.
Но самое страшное совсем не это, а то, что её дочь совершенно не приспособлена к жизни! Что ее ждет впереди?
Не знаю!
Дорогие друзья! Кто из вас сталкивался с такими проблемами и как вы их решали?
Жду ваши комментарии!