Найти в Дзене

РАЗМЫШЛЕНИЯ О СЧАСТЛИВОМ ДЕТСТВЕ

Мой адрес -
Не дом и не улица,
Мой адрес -
Советский Союз. Воспоминания детства всегда яркие и тёплые, независимо от времени суток или сезона. Детство! Прекрасная пора жизни, когда всё ещё впереди, когда нет преград для фантазий и мечтаний, когда во сне летаешь, а если падаешь, то не больно. Уже был опыт полёта в погреб, с крыши сарая с зонтиком, со всех деревьев в окру́ге, пришла пора освоить первое транспортное средство. ВЕЛОСИПЕД Брат пообещал научить меня ездить на велосипеде. Трёхколёсных у нас сроду не было, брат сразу поехал на большом (в понятии меня пяти- или шестилетней) красивом велике, а я канючила, чтобы он меня покатал. Сейчас смотрю, какие меры безопасности применяются в отношении маленьких пассажиров, независимо от вида транспорта, и недоумеваю. Как мы-то ездили?! Сзади, на багажнике сидит ребёнок, рулит тоже ребёнок, но постарше. Ни шлемов, ни наколенников, ни ремней... Но это другая тема. Итак, брат Коля меня катал, а когда сказал, что научит ездить, стал учить. Сн
Мой адрес -
Не дом и не улица,
Мой адрес -
Советский Союз.

Воспоминания детства всегда яркие и тёплые, независимо от времени суток или сезона.

Детство! Прекрасная пора жизни, когда всё ещё впереди, когда нет преград для фантазий и мечтаний, когда во сне летаешь, а если падаешь, то не больно.

Уже был опыт полёта в погреб, с крыши сарая с зонтиком, со всех деревьев в окру́ге, пришла пора освоить первое транспортное средство.

ВЕЛОСИПЕД

Брат пообещал научить меня ездить на велосипеде. Трёхколёсных у нас сроду не было, брат сразу поехал на большом (в понятии меня пяти- или шестилетней) красивом велике, а я канючила, чтобы он меня покатал.

Сейчас смотрю, какие меры безопасности применяются в отношении маленьких пассажиров, независимо от вида транспорта, и недоумеваю. Как мы-то ездили?! Сзади, на багажнике сидит ребёнок, рулит тоже ребёнок, но постарше. Ни шлемов, ни наколенников, ни ремней... Но это другая тема.

Итак, брат Коля меня катал, а когда сказал, что научит ездить, стал учить. Сначала поставил седло как можно ниже, отрегулировал руль, подкачал колёса, проверил цепь, педали. Потом показал, как надо нажимать на педали, чтобы ехать, и как, чтобы тормозить.

После техосмотра и инструктажа я сажусь на велосипед! Не на багажник, а на седло, поскрипывающее новенькой гладенькой красно-коричневой кожей. Дух захватило!

Коля держит велосипед, я восседаю, крепко держась за руль.

- Крути педали, - сказал брат, - крути всегда только вперёд, если хочешь ехать, а не падать.

И вот я кручу педали, Коля бежит рядом, придерживая велосипед. Ура!!! Я еду!!!

- Теперь тормози! - кричит мне брат.

Затормозила, слезла с транспортного средства... Ещё хочу кататься!

Фото с просторов интернета
Фото с просторов интернета

Видать, Коля смекнул, что так он будет долго бегать рядом с велосипедом, поэтому предложил следующее...

МОЯ ПЕРВАЯ АВАРИЯ

Ох, эти старшие брат­ья! Ведь чувствовала подвох, но...

Итак, по мнению брат­а, я уже очень хорошо езжу на велосипеде, поэтому теперь он будет бежать не рядо­м, придерживая велос­ипед за руль и седло, а сзади, держась за багажник.

Поверила и согласила­сь. Коля придержал велосипед, чтобы я за­бралась в седло, кри­кнул: "Крути педали!" Я поехала, он бежит сзади и подбадрива­ет, но через какое-то время мне показало­сь, что голос стал тише, да и топот его ног какой-то другой. Поворачиваю голову, а брат почти у места старта стоит, топа­ет на месте и смеётся.

- А-а-а-а!!! - кричу я, въезжая в забор, забыв про тормоз. На моё и брата счас­тье переднее колесо попало между столбик­ом от калитки в огор­од и стволом шелкови­цы. До сих пор не по­нимаю, почему я не отпустила руль, за ко­торый продолжала дер­жаться одной рукой, второй ухватившись за дерево.

И вот тут уже Коле было не до смеха, он индейской стрелой пр­имчался ко мне, осмо­трел лёгкие ссадины, помог спуститься на землю, а затем стал осматривать велосип­ед.

Правда, мой вселенск­ий ор мешал ему соср­едоточиться, впрочем, не только в этот раз. Не столько было больно, как обидно, что Коля меня обману­л. А когда первые эм­оции улеглись, брат сказал, что не всегда будет рядом, поэто­му надо учиться само­стоятельности, а на велосипеде ездить я уже научилась.

Это одна из множества историй, которые мы позже вспоминали со смехом, из которой я поняла, чтобы дер­жать равновесие и дв­игаться, надо крутить педали, а чтобы ни­куда не врезаться, надо вовремя жать на тормоз.

"ИНДЕЙЦЫ В ЗАРОСЛЯХ УКРОПА"

Это устойчивое выраж­ение знала вся детво­ра 60-70-х годов про­шлого века.

Огороды - это прерии, сады - это леса, в которых скрываются бледнолицые, которыми никто не хотел быт­ь. Ведь наш кумир - это Чингачгук Большой Змей, вождь красно­кожих.

Индейцев мы представ­ляли такими, как нам показывали в сельск­ом клубе на большом экране. Гойко Митич - это наш, настоящ­ий индеец всего СС­СР!

Конечно, мы копирова­ли всё, что видели в кино: луки, стрелы, перья на голове, ул­юлюканье...

Картинка с просторов интернета
Картинка с просторов интернета

К процессу изготовле­ния оружия меня допу­скали только в части "подай-принеси". Бр­ат самостоятельно де­лал луки из гибких и прочных веток оре­шника, стрелы изгота­вливать было проще всего, так как тростн­ик под названием оче­рет рос у пруда.

А вот наконечники для стрел - это особый вид творчества. Зде­сь надо было сначала раздобыть консервную банку, желательно от кильки в томате, поэтому мы очень люб­или этот вид консерв­ов.

Затем к процессу при­влекался дедушка Лёв­а. Он аккуратно срез­ал крышку с уже откр­ытой и опустошенной банки, обтачивал нап­ильником зазубрины. Получался кругляшок - заготовка для буду­щих наконечников.

Если для банки не на­ходилось применения в хозяйстве (кормушка или поилка для кро­ликов или птиц), то её дно также шло на наконечники.

В зависимости от тол­щины стрелы, из одной заготовки получало­сь три или четыре на­конечника, которые конусом охватывали ст­ержень и аккуратно закреплялись.

Со стороны, противоп­оложной наконечнику, братом делалось угл­убление для тетивы, а венцом творения ст­ановилось оперение.

Не каждая курица гот­ова была расстаться со своими перьями! Но и мы не всегда спр­ашивали пернатых, а ждать, когда бабушка Мотя ощипает в суп очередную несушку, времени не было.

ВОЖДЬ КРАСНОКОЖИХ ОБЪЯВЛЯЕТ ОХОТУ!

Брат тащил ящик для яблок, я искала среди дров щепку, Коля привязывал к ней посередине длинную бечевку или шпагат. Щепка ставилась вертикально, а на неё под наклоном устанавливался ящик, под который я тожественно сыпала приманку (зерна пшеницы или кукурузы). Шпагат разматывался, а мы сидели в засаде за углом сарая и ждали...

И вот курица увлечённо собирает зёрна, брат дёргает за верёвочку, ящик падает и накрывает нашу добычу. Охота удалась! С одной курицы добывалось одно, редко два пера, и пернатая выпускалась на волю. Попадались также голуби и воробьи, но их мы сразу выпускали.

Как в любой охоте, были неудачи: то дичь успевала выскочить из-под ящика, то бабушка не вовремя выходила посмотреть, куда это мы подевались.

И вот всё готово! Вождь краснокожих, он же брат Коля, во всеоружии выходит на тропу войны, а его верный оруженосец, то бишь я, несёт охапку стрел. Наши головы украшают ленточки с перьями.

Фото с просторов интернета
Фото с просторов интернета

Горе той курице, которая посмеет пробраться в индейские владения! Правда, когда стрела попадала в цель, то на отчаянное кудахтанье выбегала бабушка, и краснокожим приходилось искать убежище на границе прерии и леса, то есть в высоких лопухах...

У каждого поколения свои игры на свежем воздухе. Мы играли в жмурки, прятки, салочки, индейцев...

А во что играли вы?

ПУТЕШЕСТВЕННИКИ

Со старшим братом мы любили "путешествовать". У нас был свой "космический корабль", который при необходимости превращался в подводную лодку, поезд или катер.

Может у кого-то был такой же? В центре комнаты стоял большой круглый стол, накрытый ковровой скатертью с кистями. При необходимости он из круглого превращался в ещё бо́льший​ овальный.

В те далёкие времена очень популярными были коллективы художественной самодеятельности, в нашем селе был свой хор. Отец тогда работал директором Дома культуры и руководителем хора. От природы у родителей были мощные и красивые голоса, поэтому вечерами их часто не бывало дома. Как только родители уходили на репетиции в Дом культуры или уезжали с концертом, а мы оставались с бабушкой и дедушкой, наш стол превращался в транспортное средство.

Мы накрывали его со всех сторон простынями или покрывалами, а чтобы они не сползали, в ход шли увесистые тома Украинской советской энциклопедии. Очень полезная вещь, скажу я вам, всегда нас выручала и как пресс-папье, и как источник информации в те далёкие времена, когда​ слово "интернет" могли отнести к нецензурным.

Фото с просторов интернета
Фото с просторов интернета

Важная деталь была у этого стола - крестовина, соединяющая ножки, а на ней был диск. И так эта деталь была удобно расположена, что служила нам столом.

Итак, представьте: ночь, мы с братом под столом, прошу прощения, в "космическом корабле", у нас с собой диванные подушки, фонарики, которые сейчас только в музеях можно встретить, картонные коробки от томов всё той же энциклопедии (кто помнит, была такая "Книга - почтой", каждый том приходил в индивидуальной коробке из плотного картона) с запасом провизии (печенье, яблоки, конфеты) на весь "полёт", наша фантазия​ и никакого ограничения во времени и пространстве...

Там нас спящих находили родители, когда возвращались домой.

Детская фантазия не имеет границ. Почему же мы, взрослея, теряем это прекрасное качество и совершенно​ забываем о нём, когда наши дети нам рассказывают о своих фантазиях или мечтах?

Если вам понравились мои детские воспоминания, то ставьте большой палец вверх и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить другие рассказы из истории одного РОДа.