Найти в Дзене
Путь к счастью | EDPRO

Развитие позитивной социализации у личности

Оглавление

Зачем? Развитие позитивной социализации у человека очень важно. Она определяет его место в обществе и уровень взаимодействия с ним. От того, насколько индивид позитивно социализирован, зависит, будет ли он успешен и счастлив.

Как происходит? Социализация – непрерывный процесс. Он начинается с рождения человека и продолжается всю его жизнь. Но принципы и цели социализации на каждом этапе примерно одинаковые.

В статье мы расскажем:

Что такое социализация Позитивная социализация и ее отличия от негативной Принципы развития позитивной социализации Формы позитивной социализации

Что такое социализация

Человек – единственное биосоциальное существо в мире. Наш вид способен, помимо адаптации к внешней среде, изменять эту самую среду посредством своей деятельности.

Для развития здоровой и сильной личности, которая будет иметь способность функционировать в среде себе подобных, необходима социализация – процесс усвоения общественных норм, ценностей, которые понадобятся в будущем. Это вхождение в социум через овладение нормами и правилами. Социализация необходима, так как с самых первых минут нашей жизни мы попадаем в окружение других людей. Участие в социальном взаимодействии неизбежно.

Дети начинают коммуницировать еще до обретения навыка речи. Человек является частью общества, поэтому его развитие зависит, кроме биологических, еще и от социальных установок. Формирование личности невозможно без определенных условий. Во время общения с другими людьми мы усваиваем и копим социальный опыт, который в дальнейшем позволяет нам развить навык коммуникации лучше.

Становление личности происходит под влиянием других членов общества. Человек должен понять, что у него есть определенные обязанности, что он ответственен за свои поступки и деяния. Все перечисленное и есть социализация. Главное в этом процессе – передача новому члену общества социального и исторического опыта, правил и норм, культуры, систем ценностей и усвоение им всей этой информации. Без этого не получится в полную силу функционировать в сообществе.

Существуют разные термины, обозначающие социализацию. Трактовка зависит от науки, которая рассматривает это явление. В психологии социализация – это интеграция индивида в социальную среду, овладение различными навыками (практическими и теоретическими), преобразование действительно существующих отношений в качества личности.

Институты социализации – исторически сложившиеся формы организации и регулирования общественной жизни. Ими являются: семья, учреждения дошкольного образования, школы и другие коллективы.

[[rlink.2035]]

Важность этого процесса в том, что именно от социализации зависит, насколько человек будет успешен как личность. Понимание своего положения, роли и возможностей, грамотная самоидентификация – без этого не получится выстроить межличностные отношения (что может стать причиной несчастья на протяжении всего жизненного пути). Здоровый человек сможет реализовать себя только при успешном взаимодействии с другими членами общества.

Если по каким-либо причинам социализация была недостаточной, то это влечет негативные последствия, которые трудно преодолеть в более старшем возрасте. Недостаточно информированный о жизни в социуме индивид может не знать о нормах поведения, из-за этого искажается ориентация развития личности и появляются проблемы, связанные с эмоциями.

-2

Из этих утверждений следует вывод, что процесс может быть как позитивным, так и негативным. Держать курс, конечно же, нужно на развитие позитивной социализации.

Этот процесс двусторонний: с одной стороны, на человека оказывает влияние социум, диктуя нормы и правила, а с другой – индивид на протяжении всей жизни осваивает и перерабатывает эти самые нормы и правила, то есть взаимодействует с окружающим его обществом. Мы проходим социализацию всю жизнь, от первого до последнего дня.

[[rlink.2031]]

  📷
📷

Факторы, влияющие на вхождение человека в общество:

культурное и физическое окружение;

наследственные черты;

индивидуальный и групповой опыт.

Этот процесс довольно сложный, он имеет структуру, которую можно условно поделить на объективную и субъективную. В первом случае мы говорим о реакциях, которые можем наблюдать внешне, а во втором случае речь идет о субъективных ощущениях человека, его адаптации в определенных общественных условиях.

Важные категории в теме социализации – это социальная адаптация или дезадаптация. Весь процесс состоит из маленьких последовательных шагов, которые и представляются в виде адаптации или, наоборот, дезадаптации к общественным нормам, правилам и социуму в целом.

Позитивная социализация и ее отличия от негативной

Под позитивной социализацией понимается развитие положительного восприятия самого себя, формирование позитивного отношения к деятельности человека, к окружающему миру.

Главную роль в этом играет обеспечение еще пока маленького ребенка благоприятной эмоциональной средой, получение жизненного опыта с помощью радостных событий. Понятие «позитивной социализации» нужно рассматривать в более широком смысле: это навык взаимодействия с окружением, достижения общих интересов, корректировка своего поведения в зависимости от потребностей других людей.

[[rlink.2030]]

Развитие позитивной социализации личности происходит с помощью положительных методов поощрения ребенка и приятных эмоций, удовольствия. Негативную окраску процесс получает в том случае, если ребенок проживает отрицательный опыт, например, терпит наказания, жесткую критику, чрезмерную строгость – любые санкции.

-4

Позитивная социализация проходит при условии, что человек может развивать свой потенциал и таланты в соответствии с культурными установками социума. Есть способы узнать и попробовать новые виды деятельности, понять систему ценностей, в которой происходит развитие, осознать разные социальные роли. Помимо всего этого происходит общение с другими людьми.

Продолжает формироваться сознание, внутренний мир и поведение индивида. Личность созревает в результате различных видов деятельности и коммуникации. Человек узнает новые роли, и именно в этот момент можно говорить о формировании личности.

Для того чтобы социализация была позитивной, требуется согласованность действий образовательной системы, общения, досуга и самоуправления. Важно понимать, что личность автономна, поэтому общество развивается и прогрессирует благодаря социализации его составляющих людей. Такое же влияние на социальную структуру и общество оказывают принятие ценностей и собственная позиция личности, осознающей свою общественную роль и соответствующей ей.

Чаще всего интеграция индивида в общество преподносится как позитивное явление, однако есть и негативные аспекты. Как понятно из контекста, негативная социализация – это противоположность позитивной. Так может произойти из-за различных неблагоприятных условий.

Человек обращает внимание на те ценности, которые помогут ему представить себя обществу в наиболее выигрышном свете на определенном этапе развития (ведь социализация длится всю жизнь). Один из факторов – окружение. Если в нем преобладает негатив, то в процессе социализации человек усвоит его как приемлемую модель.

[[rlink.2027]]

 📷
📷

Отрицательные факторы:

малообеспеченные семьи;

люди с зависимостями или высоким уровнем конфликтности;

неподобающая агрессивная информация в СМИ;

преподнесение асоциальных личностей в СМИ как людей, на которых стоит равняться;

близкие из неблагополучных слоев.

К сожалению, дети, воспитывающиеся в негативных условиях, взрослеют быстрее своих сверстников в благоприятной среде. По этой причине их жизненный опыт богаче, но могут не выработаться такие важные качества, как избирательность и ответственность.

Принципы развития позитивной социализации

Элементы развития позитивного социализации личности:

благоприятная эмоциональная атмосфера;

положительное отношение к окружению;

умение общаться;

выработка социальных навыков.

-6

 📷
📷

Развитие позитивной социализации детей подразумевает овладение такими качествами, как:

адекватная оценка самого себя и окружающих, позитивное отношение к миру, хорошее развитие коммуникативных и социальных способностей;

благоприятные условия для формирования личности – уверенность в себе, в своих силах и возможностях (ребенок должен чувствовать любовь и поддержку окружения);

формирование чувства собственного достоинства, понимание своих прав, обязанностей и свобод (ведь у каждого есть право на мнение, выбор друзей, сферы деятельности и т. д.);

воспитание уважения к другим людям и толерантности независимо от мнений и идей, расы, пола/гендера, социального происхождения, веры, языка, культуры и так далее;

обучение детей сотрудничеству с окружающими, чтобы они поняли, что это ценно (к сотрудничеству относится: оказание помощи близким, составление планов для чего-либо, контроль и подчинение своих желаний, согласованные действия);

ответственность за кого-то другого, совершенные дела или сказанные слова;

понимание эмоциональных состояний других людей и своего собственного;

овладение социальными навыками: решение конфликтов разными путями, умение договариваться, устанавливать новые связи.

Формы позитивной социализации

Процесс интеграции человека в общество может протекать в двух формах: направленной и ненаправленной.

В первом случае идет речь о социально контролируемых процессах, которые нацелены на воспитание личности. Это разработанная социумом система разного рода воздействий на человека, целью которой является формирование личности, соответствующей нормам и идеалам какой-либо культуры.

Во втором случае мы говорим о стихийном формировании социальных качеств из-за пребывания человека в определенных социальных условиях.

-8

Направленная и ненаправленная формы могут дополнять друг друга, быть индифферентными, противоположными или взаимоисключающими.

В действительности социализация является сочетанием форм, которые мы можем наблюдать от разных социальных институтов. Как освоение и применение способов совместной жизнедеятельности, обретение культурных норм и ценностей в социуме, социализация выступает совокупностью стихийных событий, осознанно выработанных механизмов и их использования в процессе жизни.

[[rlink.2026]]

Необходимо управлять всеми процессами и задачами воспитания, уделяя внимание не только тому, что должен освоить человек в процессе взросления, но и тому, какова психологическая стоимость социализации. Положительным результатом социализации можно считать только тот случай, когда социально одобряемые навыки и формы поведения человека совпадают с его субъективным психологическим благополучием.

Социализация – процесс, с помощью которого осуществляется передача от старшего поколения к более молодому правил и ценностей, присущих обществу. Каждый человек умеет мыслить, принимать решения и вести себя в рамках тех норм, которые ему диктовали агенты и институты социализации. Воспитывая детей, стремиться нужно к развитию позитивной социализации – процессу освоения поведения, являющегося допустимым в конкретном сообществе.

  📷
📷