Найти тему
logo_1286

Типовые реакции родителей и влияние на коррекционный процесс.

Типовые реакции родителей и влияние на коррекционный процесс.

Учебный год скоро подойдет к завершению, с середины мая начнется период диагностики, а логопедические занятия возобновятся только с середины сентября. Подготовишки улетят в школу, старшие подрастут, в сопровождении окажутся новые ребята. Работа логопеда циклична из года в год: диагностика, занятия, диагностика. Помимо этого год разбавляется курсами повышения квалификации, проведением мероприятий для детей и родителей, педагогов, коллег по коррекционному цеху. Рабочий процесс как слаженный точный механизм.

Неотъемлемой частью рабочего цикла является взаимосвязь с родителями. Пожалуй, это самый сложный и психологически нестабильный и уязвимый раздел работы. Когда родитель слышит, что ребенок успешен, умен и усидчив, их реакции доброжелательны и позитивны. Но как коррекционный педагог я имею дело с детьми, испытывающими дефициты в той или иной речевой (а часто в познавательной и психической сферах) и мне необходимо донести до родителя трудности его ребенка, рассказать о последствиях и указать на оптимальные условия обучения и воспитания в сложившейся ситуации. И вот тут начинается...

Ниже хочу привести наиболее частые типы реакций родителей. Некоторые из них усложняют процесс коррекции и снижают его эффективность.

1. Гипертревожность. В нормальной речи и поведении ребенка родители ищут изъяны и готовы отдать малыша в коррекционную группу. Они прибегают на консультацию при любой возможности, делятся своими опасениями, конспектируют информацию, готовы бежать и покупать любые пособия. Часто родители с таким типом реакции "перегибают палку" - перегружают ребенка учебной деятельностью, от себя добавляют излишний объем заданий. Обычно дети таких родителей не испытывают серьёзных речевых трудностей, их кругозор и общее развитие соответствуют возрасту. Часто ребята излишне тревожны, не уверены в себе, имеют тики.

2. Пыль в глаза. Родители очень озабочены проблемами ребенка и готовы на все...на словах! На деле-домашние задания не открываются и не прорабатываются, но каждый раз они отписываются "спасибо, обязательно сделаем". При личной встрече (в раздевалке сада, к примеру) родитель тупит или отводит взор и явно пытается слиться с окружающей средой, лишь бы не идти на контакт. Дети таких родителей педагогически запущенные, но активные в быту, имеют узкий кругозор. Учебная мотивация низкая.

3. Адекватная. Родители реально работают с своими детьми и это очень помогает в коррекции. У них спокойные и мотивированные дети. Занятия с такими ребятами проходят легко и интересно, им всегда мало заданий и они просят еще.

4. Яжмать. Родители не видят проблем своего ребенка, пускай даже в 5 лет он "мычит" еле-еле. Они утверждают, что все ерунда, дома ребенок не умолкает, он все знает и говорит, и мол потом само все пройдёт. Как правило у таких деток в анамнезе задержка речевого развития, которой родители бравируют: "Да он у меня до 4 лет молчал, а сейчас какой молодец, на курочку говорит "ко-ко"! Перерастёт!". Чудо не происходит и родители снимают с себя розовые очки, когда при поступлении в школу выясняется, что их ребенок не готов к обучению.

5. Как с гуся вода. У ребенка есть серьёзный дефицит и он нуждается в переводе из массовой группы в коррекционную. Родители - частые гости ППк (психолого-педагогических консилиумов), где специалисты разъясняют суть трудностей, рекомендуют специальные условия обучения и воспитания, но родители остаются "слепо-глухими". Они делают вывод: "Нужны занятия? Ок! Берите его в работу, немедленно, но переводить в другую группу мы его не будем". Родителей совершенно не беспокоит то, что серьёзную коррекционную помощь в условиях обычной группы ребенок не получит. Им лень или некогда заняться проблемами своего ребёнка, но они найдут время на жалобы во все инстанции, надавят и пригрозят всем. К сожалению, даже добившись занятий со специалистами, родители всю коррекционную работу пускают на самотёк: не выполняют рекомендации специалистов, не закрепляют материал на дому...В итоге результативность работы низкая, в школе ребенок начинает испытывать трудности... а виноват в этом детский сад!

Чаще всего можно встретить сочетание нескольких типов реакций, с превалирующим влиянием доминируещего типа.