Те, кто близко-близко знаком с музыкальным миром, хорошо знают, как оттачивается техника игры на любом инструменте в репетиционный период. Очень часто для постороннего и случайного слушателя это сильно напоминает пытку. Когда я писал этот материал, то вспомнил случай, произошедший давным-давно в нашем городском дворце культуры…
Тогда там репетировал гитарист Виктор по прозвищу, понятное дело – Блэкмор. Ранним утром он приходил в ГДК, занимал комнату над кабинетом директора, и часами отрабатывал разные гитарные ходы, врубив аппарат на полную мощность.
Директор ГДК был высокоинтеллектуальный и тактичный мужчина в возрасте, который был воспитан на несколько иной музыке, например, оперной.
И вот в один из дней, когда «Блэкмор» вовсю гонял свою гитару, да так, что эхо разносилось метров на двести в округе, директор тактично, почти робко постучал в дверь репетиционной комнаты, и тихо попросил Виктора:
- Витя, а ты можешь чуть-чуть передохнуть и поиграть на барабанах?
***
Всем привет!
Вы уже поняли, - сегодня, вспоминая о славных шестидесятых (а я, как известно постоянным читателям канала ЮРИЙ КИСЛОВ, пишу о них), я постараюсь рассказать об американском новаторе-гитаристе. Имя ему ХАРВИ МАНДЕЛ, или HARVEY MANDEL по прозвищу «Змей».
А перед этим я напомню, что специально для читателей канала ЮРИЙ КИСЛОВ, я создал КАТАЛОГ: заглянув в него вы увидите расположенные в алфавитном порядке более двухсот рок-групп и исполнителей, о которых я уже написал. Дерзайте!
Итак, Змей…
Он родился в марте 1945 года в Детройте, но вскоре семья переехала в пригород Чикаго, в Мортон-Гроув. В поселке городского типа (ну как его еще назвать?) проживает сегодня около 25 тысяч. Вот так выглядит его сельсовет:
Мортон-Гроув известен тем, что в 1981 году там, впервые в Америке, запретили хранение огнестрельного оружия.
ХАРВИ МАНДЕЛ стал известен в кругах рок-музыкантов довольно быстро, он стал профессионалов в двадцать лет. Он знаменит тем, что никогда не останавливался на достигнутом, применяя самые различные приемы игры на гитаре. Например, он один из первых стал применять технику двуручного тэппинга. Это когда звук извлекается музыкантом при помощи легких ударов (тычков) по струнам между ладов. Харви делал это двумя руками.
Также он общепризнанный мастер сустейна - продолжительного звучания уже извлеченного из гитары звука. А еще он умело пользовался приемом под названием «фидбэк», т.е. резонансным эхом, возникающим в звукоснимателях. Короче, - он умел и любил экспериментировать.
Поначалу он играл на бонгах. Ну а затем взял в руку гитару…
Всё эти трюки он проделывал с маломощными усилителям "Fender", но затем стал использовать аппаратуру "Bogan PA", которой гитаристы пренебрегали, т.к. считали её третьесортной. Но ХАРВИ использовал её на всю катушку.
Как-то Мандел признался:
"Я никогда не пытался копировать. Я учился у блюзменов, с которыми импровизировал, что касается нот и техники, но в голове у меня всегда было своё звучание. Я имею в виду, что я слышал гитару такой, какой вы слышите её сегодня, и даже звук, который впервые появился у Хендрикса, хотя задолго до него я мог разве только мечтать о том, чтобы играть такие вещи. Я знал, куда направляется развитие гитары за 20 лет до того, как она добралась до этой точки. Я знал, в конечном счёте, что гитарные техники сравняются с техниками духовых и клавишных инструментов: это было всего лишь дело тренировки".
Его первая работа появилась на лонгплее «Stand Back! Here Comes Charley Musselwhite's South Side Band» в 1967 году. Это был дебютник блюзовика Чарли Масселуайта, лидера SOUTH SIDE BAND. Альбом приняли «на ура», и назвали его легендарным и «одним из классических блюзовых альбомов десятилетия». Но там, во многом благодаря гитаре ХАРВИ МАНДЕЛУ, звучат явные оттенки рок-н-ролла. Состав команды, записавшей эту пластинку, насчитывал семь музыкантов.
ХАРВИ, по сути, всегда был волком-одиночкой, или змеей-одиночкой, если использовать для образа его прозвище. Он играл и сотрудничал с Хаулин Вульфом, Мадди Уотерсом, Отисом Рашем, Альбертом Кингом и Бадди Гаем, с Джоном Майаллом, Эриком Клаптоном, Джеффом Беком и ROLLING STONES. Несколько лет он играл в составе CANNED HEAT и выступал с ними на воистину легендарном фестивале в Вудстоке, записав с ними три альбома. Наш пострел, как говорится, поспел везде.
А теперь о первом сольнике МАНДЕЛА. Когда он перебрался в Сан-Франциско, ему удалось завязать знакомство с продюсером Абе «Воко» Кешем, который тогда был широко известен. С его помощью и был опубликован первый сольный альбом ХАРВИ «Cristo Regento» (1968 год), в создании которого приняли участие двадцать музыкантов.
Этот дебют до сих пор считается его лучшей ранней работой. Композиция "Wade in the Water" и сегодня считается классической. ХАРВИ был честным малым, и понимал, что его вокальные данные, мягко говоря, не впечатляют. Оттого альбом, кроме заглавной вещи, инструментальный. Это блюз с замесами джаза и психоделики.
Второй сольник 1969 года «Righteous» - еще один шаг вперед. Чего там только нет! Хард-блюз, латин-рок, много джазовых ходов. Всё это запоминается, но я лично, устаю. Пишу этот материал и вдруг осознал, что ни разу не слушал альбомы ХАРВИ целиком, за один присест.
Вообще, альбомы МАНДЕЛА никогда не заключали в себе нечто концептуальное: композиции возникают как бы ниоткуда, и заканчиваются совершенно неожиданно. Как будто гитарист вдруг вспомнил нечто, или нечто новенькое пришло ему в голову, и он тут же, не сходя с места, «забомбил» это новенькое, не откладывая дела в долгий ящик. Но нестандартное звукоизвлечение восхищает!
В 1970 году МАНДЕЛ выпустил свой третий сольник «Games Guitars Play», пригласив для записи участников CANNED HEAT, а также джазовых музыкантов. Получился кислотный саунд, где джаз сливается с ритм-энд-блюзом на фоне психоделических нюансов. Вокал приглашенных музыкантов, который он втиснул в альбом, несколько мешает восприятию его гитарных изысков.
Это был его последний альбом шестидесятых, своеобразная платформа, фундамент, который до сих пор ценят поклонники ЗМЕИ. Недаром на нескольких своих лонгплеях более позднего периода, ХАРВИ вновь и вновь возвращается к этим трем своим альбомам.
Ну а далее – семидесятые, восьмидесятые, девяностые и нулевые… Читатели канала ЮРИЙ КИСЛОВ знают, что я пишу о шестидесятых. Но я постараюсь коснуться нескольких интересных моментов в биографии ХАРВИ МАНДЕЛА, хотя писать о нем и его творчестве можно бесконечно…
Когда 1974-м Мик Тэйлор ушел из роллингов, ХАРВИ прошел прослушивание на его место. Официально в группу его никто не пригласил, но МАНДЕЛ записал с ROLLING STONES пару треков в альбоме «Black and Blue». Это «Hot Stuff» и «Memory Motel».
А чуть раньше, в 1972 и 1973 году, он выпустил альбомы “The Snake» и «Shangrenade», между которыми нет практически никакой разницы (2-3 минутные инструментальные композиции), которые легко, и порой в рамках одного трека, переходят от латины к фанку, от прог-рока до джаз-прог-рока, и вновь от фанка к латине.
На альбоме "Shangrenade" Харви, обогнав Эдди Ван Халена и Стэнли Джордана, дебютировал с собственной техникой тэппинга, о которой я написал выше.
В девяностых он поэкспериментировал с цифрой, скрестив поп-джаз с нью-эйджем и запустил альбом "West Coast Killaz", где хип-хоп исполняет его сын Эрик.
Его всегда окружали друзья. Например, в альбоме 2006 года «Harvey Mandel and the Snake Crew» с удовольствием участвуют Питер Олбин, Барри Голдберг, Говард Уэльс, Элвин Бишоп, Марси Леви, Ник Грейвенайтс, Фредди Рудет, Пит Сирс, Нортон Баффало… Уф… Кажется, упомнил все эти славные и известные имена.
Интересен 10-трековый альбом «Snake Attack» 2017 года, где Харви творил в своей домашней студии, играя на всех инструментах и вкусно накладывая на записанное свои гитарные пассажи…
В одном из рок-чатов Alice написал(а?):
«Некоторые слушатели упрекают Харви в некоторой однообразности подходов к комплектации своих альбомов: одинаковая продолжительность (минут по 35), примерно одинаковая длина треков, даже ритмичность отдельных пластинок выдержана в едином ключе.
Именно поэтому очень трудно выделить худшую или лучшую пластинку. Мне кажется, что причина здесь кроется в другом - высокая требовательность к себе и музыкантам группы, нежелание затягивать композиции, четкая оформленность и завершенность каждого трека, простота и ясность изложения музыкальной мысли.
Интересны и воспоминания современников о Манделе, который никогда ни с кем не спорил, не ругался, ничего не требовал, а вообще слыл тихоней и неразговорчивым человеком. На все вопросы (нравится - не нравится, будешь - не будешь, сыграешь - не сыграешь, хорошо или плохо, много денег или мало) всегда отвечал одно и то же: "Конечно".
Не побоюсь утверждать, что музыкант выработал свой собственный блюзовый стиль, свою собственную музыкальную концепцию и с полным правом пользовался ими на каждом из альбомов».
Подмечено очень тонко и очень верно…
СОЛЬНАЯ ДИСКОГРАФИЯ:
1968 Cristo Regento
1969 Righteous
1970 Games Guitars Play
1971 Baby Batter
1972 The Snake при участии Don "Sugarcane" Harris
1972 Get Off in Chicago
1973 Shangrenade при участии Don "Sugarcane" Harris
1974 Feel the Sound of Harvey Mandel
1975 The Best of Harvey Mandel
1993 Twist City
1995 Snakes & Stripes
1995 Harvey Mandel: The Mercury Years (Включает в себя первые три сольные альбома)
1997 Planetary Warrior
1997 Emerald Triangle
1999 Snake Live
2000 West Coast Killers
2000 Lick This
2003 West Coast Killaz
2003 NightFire featuring Harvey Mandel/Freddie Roulette
2006 Harvey Mandel and the Snake Crew
2009 Live at Biscuits & Blues
2014 Dragons at Play
2015 Snake Box (Включает в себя первые пять сольных альбомов плюс Live at the Matrix 1968 года)
2016 Snake Pit
2017 Snake Attack
2018 Live at Broadway Studios, San Francisco
2022 Who's Calling
Как только не называли музыкальные критики Харви! «Невоспетый герой», «наиболее известный неизвестный в популярной гитарной музыке», «наиболее влиятельный, но почти забытый гигант инструментального рока»... Не такой уж он и забытый, замечу я вам.
У него много фанов и почитателей. В любом случае, если вас интересует рок-музыка шестидесятых, в которых он успешно начал свою блестящую карьеру, стоит послушать и оценить этого гитариста. Ну а тем, кто его знает, не помешает еще раз прикоснуться к его творчеству… Так что приглашаю:
Ну а теперь (традиция обязывает!), приглашаю вас заглянуть в несколько написанных ранее мной материалов:
А перед тем, как сказать «пока!», я, не боясь быть навязчивым, сообщаю, что буду благодарен вам ЗА ЛЮБУЮ материальную помощь (даже 100 рублей не помешают), которые пойдут только на дальнейшее развитие канала. Карточка СБЕРА МИР 2202 2036 0380 0006 привязанная к телефону.
Заодно и поощрите мои скромные труды…
А теперь – пока! Заходите на канал ЮРИЙ КИСЛОВ почаще!