Найти в Дзене

О фарфоре 1960ых и Всесоюзной выставке декоративного искусства СССР из книги "Советское декоративное искусство"1974г.

Декоративное искусство в 60-х годах начинает постепенно приобретать свои характерные черты. Если определить в двух словах, то это путь от простого - к сложному, от гарнитура к пространственному ансамблю, от стилевой узости — к свободному проявлению художнической индивидуальности.

К.А. Макаров. Советское декоративное искусство. 1974г.
К.А. Макаров. Советское декоративное искусство. 1974г.

В 1968 году состоялась Всесоюзная выставка декоративного искусства СССР, посвященная 50-летию Октябрьской революции. Она значительно расширила представления о новых творческих возможностях декоративного искусства, продемонстрировала новый этап его развития, подготовленный прошедшим десятилетием.

Основная тенденция декоративного искусства, как показала выставка, заключалась в отходе от узко понятой утилитарности в сторону декоративности и монументализации самых обычных бытовых форм, в интенсивном творческом поиске содержательности декоративной формы, повышения ее эмоционального, духовного значения. Это развитие декоративных форм часто сопровождалось выходом из жестко заданной конструктивной схемы бытовой вещи и иногда переходило в украшательство.

Ф.Н. Крохина. Миска. 1964. Фаянс. К.А. Макаров. Советское декоративное искусство. 1974г.
Ф.Н. Крохина. Миска. 1964. Фаянс. К.А. Макаров. Советское декоративное искусство. 1974г.

В самой тенденции выставки можно было угадать движение к синтезу. Декоративное искусство расширяло свои художественные возможности. Преодолевая узкобытовую функцию, оно расширяло их в убранстве и организации интерьеров, парков, городов. Оно стремилось, таким образом, поновому осознать свою роль в человеческой культуре наравне с другими видами искусства. Ведь система современного проектирования, имевшая тенденцию к охвату всех сторон современного быта, обнаружила и свою теневую сторону. В какой-то мере она вела к стандартизации мышления. Необходимо было прорывать эту систему и, развивая стандарт, противостоять стандартизации быта. Работы, представленные на выставке, способствовали этой задаче и вносили в мир строгих прямолинейных форм современного стандартизированного интерьера и городского ансамбля большую долю художественного своеобразия. В них наблюдалась законченность, завершенность.

В.Ф.Колосов. Сервиз "Виноград". 1967. Фарфор. К.А. Макаров. Советское декоративное искусство. 1974г.
В.Ф.Колосов. Сервиз "Виноград". 1967. Фарфор. К.А. Макаров. Советское декоративное искусство. 1974г.

Общая новая направленность декоративного искусства породила в нем целый ряд форм, существование которых уже невозможно было объяснить с позиций строгой утилитарности (как невозможно было объяснить в свое время с позиций утилитарности существование агитфарфора). В центре споров оказался целый ряд работ, выполненных в стекле и керамике, среди них особое место занимал фарфор Владимира Городецкого.

Формы сервиза В.Городецкого „,Цветущий кобальт’ можно условно определить как „барочные“.

В.М. Городецкий. Сервиз "Цветущий кобальт". 1967. Фарфор, роспись надглазурная. К.А. Макаров. Советское декоративное искусство. 1974г.
В.М. Городецкий. Сервиз "Цветущий кобальт". 1967. Фарфор, роспись надглазурная. К.А. Макаров. Советское декоративное искусство. 1974г.

Они возникают органически, как природные формы - в виде бутонов и лепестков, чем так увлекались в ХУ веке. Сквозь тонкие стенки фарфоровых сосудов проступает легкий подглазурный кобальтовый узор и переходит в звонкий насыщенный цвет. Сложная палитра кобальта и узорочье действительно создают впечатление волшебного куста. В век утилитаристского подхода к фарфору как материалу (особенно в Европе) В.Городецкий возвращает ему изначальное для него значение драгоценности.

В.М. Городецкий. Ваза, "Большие цветы". 1967. Фарфор, роспись подглазурная. К.А. Макаров. Советское декоративное искусство. 1974г.
В.М. Городецкий. Ваза, "Большие цветы". 1967. Фарфор, роспись подглазурная. К.А. Макаров. Советское декоративное искусство. 1974г.

В чем заслуга В.Городецкого, помимо того, что он возродил драгоценное качество фарфора, показал во всем блеске формообразующее значение природных мотивов? В том еще, что он по-своему решил и проблему „вариантных стандартов“, или, точнее, „уникальных серий“, предназначенных для производства. Росписи сервизов ‚„Цветущий кобальт“ или „Северные цветы“, а также его ваз и блюд служат основой ряда вариантов, которые впоследствии тиражировались сериями.

„Я работаю большими циклами, - говорит художник, - возникшие во мне ощущения, образы, ассоциации выливаются в серии ваз, в формы их росписи. Росписи вырастают из характера форм, а в последнее время формы стали вырастать из орнамента, являясь его частью“. Каждый листик и птица у Городецкого - канон и в то же время вариация. Городецкий установил звено: „уникум — серия“, оставалось Добавить: „серия — массовый тираж“. Но это звено ковалось уже не в сфере собственно декоративно-прикладного искусства, а на стыке традиционного искусства и дизайна. Надо сказать, что производство массовой промышленной продукции отставало в это время от уникальных образцов.

Ю.Б. Ганрио. Молочник и сервиза "Кант". 1971. Фарфор. К.А. Макаров. Советское декоративное искусство. 1974г.
Ю.Б. Ганрио. Молочник и сервиза "Кант". 1971. Фарфор. К.А. Макаров. Советское декоративное искусство. 1974г.

На выставке 1968 года художники воскрешали атмосферу народных гуляний, вихревого коловращения цветных шалей, платков. В буйных росписях сервиза „Суздаль“ полыхали на белом морозе фарфора праздничные розы Петра Леонова.

П.В. Леонов. Сервиз "Суздаль". 1967. Фарфор. К.А. Макаров. Советское декоративное искусство. 1974г.
П.В. Леонов. Сервиз "Суздаль". 1967. Фарфор. К.А. Макаров. Советское декоративное искусство. 1974г.

Полногрудый чайник „Колхозный“ Анны Лепорской тоже вполне карнавальный образ. В роспись сервиза включены атрибуты народного мещанского лубка - сердце и розы на голубом фоне.

Чайник с крышкой (заварной). Из сервиза "Колхозный". 1968 г. Лепорская А.А. Ленинградский фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова. https://kuskovo.museum-online.moscow/
Чайник с крышкой (заварной). Из сервиза "Колхозный". 1968 г. Лепорская А.А. Ленинградский фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова. https://kuskovo.museum-online.moscow/

О.Л. Жникруп. "Чаепитие". 1967. Фарфор. К.А. Макаров. Советское декоративное искусство. 1974г.
О.Л. Жникруп. "Чаепитие". 1967. Фарфор. К.А. Макаров. Советское декоративное искусство. 1974г.

Э.М. Криммер. Чайно-кофейный сервиз "Праздничный". 1961. Фарфор. К.А. Макаров. Советское декоративное искусство. 1974г.
Э.М. Криммер. Чайно-кофейный сервиз "Праздничный". 1961. Фарфор. К.А. Макаров. Советское декоративное искусство. 1974г.
В.Н. Ольшевский (форма), Е.П. Смирнов (роспись). Сервиз "Дубна". 1962. Фарфор. К.А. Макаров. Советское декоративное искусство. 1974г.
В.Н. Ольшевский (форма), Е.П. Смирнов (роспись). Сервиз "Дубна". 1962. Фарфор. К.А. Макаров. Советское декоративное искусство. 1974г.

Если вам понравилась моя заметка - ставьте лайк и подписывайтесь, делитесь своим мнением в комментариях!

Н.Ломоносова. Художник, искусствовед, куратор .