Быть хорошим человеком – это, несомненно, выбор каждого из нас, но это еще и довольно большой труд. Быть злодеем – куда проще и выгоднее, это не требует от человека никаких особенных качеств, умственных и нравственных затрат. Но самое сложное, на мой взгляд – это уметь признать себя злодеем, отказаться от зла и пойти по дороге добра, сделав полностью осмысленный выбор и принять на себя ответственность за все зло, совершенное ранее.
Это очень трудно – так трудно, что гораздо проще с самого начала просто быть хорошим человеком. И способны на это исключительно неординарные люди. И если они это делают, таких людей очень трудно не заметить – они всегда производят впечатление, вызывают у всех большой интерес, привлекают к себе большое внимание. Мало того – эти люди сами будут стараться привлечь к себе максимальное внимание, будут делиться мельчайшими подробностями своего нравственного перерождения.
Для таких людей всегда будет очень важно показать вам, что они действительно встали на путь добра. А так как ни один хороший человек не считает других людей дураками, которых легко обмануть, он будет стараться не просто показать свои добрые намерения, но и доказать их на деле. Такого человека вы точно не пропустите и совершенно точно запомните.
Так вот – в довольно нашумевшем споре Алексея с Михаилом Борисовичем по поводу известного уфимского пиарщика Мурзагулова меня смущает вот это самое обстоятельство. Вроде бы Михаил Борисович прав, и не стоит с ходу отвергать того, кто хотя бы декларативно встает на светлую сторону. Но время идет, а кроме деклараций так ничего особенного не происходит. До такой степени, что и видеоблог Ростислава Мурзагулова никакой особой популярностью не пользуется, и практически никто знать не знает, как он выглядит. Я вот, например, не знала – пришлось специально поискать. Мужчина, признаюсь, оказался ничего себе – довольно интересный.
Но этого интересного мужчину за все эти месяцы, что он находится на светлой стороне, никто, по большому счету, не успел узнать как яростного борца со злом. Его деятельность, даже поддерживаемая такими могучими ресурсами, как ресурсы МБХ, не видна и не слышна. И это невольно наводит на мысль, что переход человека на светлую сторону является в данном случае несколько фиктивным, конъюнктурным – такое ощущение, что человек просто хочет пересидеть трудное время, желательно, под чьим-то мощным покровительством. При этом как-то загладить причиненный ранее вред он явно не спешит – наоборот, всячески открещивается от любой ответственности, стараясь внушить всем, что не таким уж влиятельным он в деле Лилии и был.
И все это очевидно выглядит как попытка полностью отказаться от темного прошлого и устроиться поудобнее за счет хороших людей, не прикладывая никаких особых усилий. Так ведут себя приспособленцы, конъюнктурщики, все, кто «переобувается» с малейшим дуновением ветерка, а пока ветерка нет, сидит и ждет, кто же в этой схватке победит. Одно в людях подобного склада хорошо – если бы они были уверены, что в конце концов победит темная сторона, они бы на светлую точно не переметнулись, так как слишком хорошо чувствуют свою выгоду. Это не может не внушать нам определенного оптимизма, хотя хорошим человеком это никого и не делает.
Признавать свою прошлую вину – тяжелый труд, признавать, что ты злодей – дело почти физически невыносимое, практически как полностью сменить себе кожу. Но это единственный способ перестать быть злодеем по-настоящему, потому что никакие полумеры тут не работают. И если уж ты все-таки решаешься пойти по дороге добра, надо покончить со злом решительно – без каких-либо компромиссов, уверток и оправданий.