Найти в Дзене

Как и зачем переименовывали железные дороги в 30-е годы 20 века

Оглавление

Первой ласточкой стала Екатерининская (Криворожская) железная дорога, названная в честь императрицы Екатерины II. В приказе НКПС от 5 января 1936 года говорится о том, что «дорога переименована в Сталинскую». Народный комиссар путей сообщения Л.М. Каганович отмечает, что необходимо «провести в кратчайшие сроки полное оздоровление паровоза и вагона». Одной из главных причин перерасходов и низкого качества строительства он называет постоянное перепроектирование, дополнительные сметы, перерасчеты. «Строить дешевле, быстрее и качественнее» - одна из задач, поставленных перед работниками дороги, которой предстоит нести «великое имя». «У Сталинской дороги должен быть Сталинский путь».

В фонде железнодорожной библиотеки Южно-Сахалинска сохранился «Сборник важнейших приказов и распоряжений НКПС по паровозному хозяйству: 1935–1937 гг.». На титульном листе сборника есть штамп библиотеки железной дороги им. Молотова. Какое прежнее название этой дороги?

Ответ можно найти в этой же книге, в приказе Народного комиссара путей сообщения (НКПС) от 4 мая 1936 года « О переименовании Забайкальской дороги в дорогу имени тов. Молотова В.М.». Л.М. Каганович поздравляет железнодорожников, «в тяжелых условиях добившихся больших побед и права носить имя руководителя Советского правительства, Председателя Совета Народных Комиссаров Союза ССР, славного соратника великого СТАЛИНА». Переименование дороги ставило перед железнодорожниками не только решение производственных задач, но и программу строительства культурно-бытовых объектов, а также «снабжение железнодорожников коровами, козами».

Чести носить прославленные имена удостаивались не только коллективы дорог-лидеров. В мае 1936 года Самаро-Златоустовскую дорогу переименовали в дорогу имени тов. В. В. Куйбышева, «бывшего одним из соратников великого Сталина». Комиссар путей сообщения призвал коллектив дороги ликвидировать имеющееся отставание от остальных дорог сети: «Одной из причин, влияющих на отставание дороги, является плохая работа паровозного хозяйства», - подчеркивает Каганович.

Но есть в этом сборнике один приказ, подписанный не Народным комиссаром путей сообщения Кагановичем, а его заместителем Н. Зиминым. Почему?

Приказ касается переименования Пермской железной дороги в дорогу имени самого «железного Наркома, ближайшего соратника великого вождя партии и страны товарища СТАЛИНА». Постановлением Правительства от 11 марта 1936 года железная дорога получила имя Лазаря Моисеевича Кагановича.

Имя Кагановича получил и Московский метрополитен, строительством которого он непосредственно руководил. В 1955 году метро присвоено новое имя, В.И. Ленина.

Получили имена Ворошилова, Берии и прочих деятелей и другие железные дороги, но в данный сборник соответствующие приказы не вошли.

Российский писатель-историк Рой Медведев в книге «Окружение Сталина» пишет: «Очевидно, процесс изменения названий населенных пунктов принял слишком широкий размах, поэтому ЦИК СССР 27 мая 1936 года принял постановление о прекращении переименования городов, районных центров, местечек и железнодорожных станций. После этого постановления массовые изменения названий временно прекратились».

А с 1943 года железным дорогам стали возвращать географические названия. Но это уже совсем другая история…