Уточняем потери флота кайзеровской Германии в годы Великой войны, к сожалению не все современные справочники имеют верную информацию. Вспомним потери в корабельном составе; с помощью обратной связи от читателей проверим сведения, которые бывают неточными, может что -нибудь и дополним. Рады обсуждению, вопросам, замечаниям и пояснениям, сделанным вежливо и обоснованно. Благодарны за уточнения и дополнения, стараемся их использовать. Если предлагаете данные для корректировки - прошу указать источник, который можно было бы добавить в текст статьи, или на основании которого можно скорректировать выявленные неточности.
1917 год
ноябрь
22 - Подводная лодка-минный заградитель UС57 пропала без вести в Балтийском море (примерно 19-22 ноября). Погибло 27 человек, что подтверждается данными немецкого специализированного сайта
По данным Пола Кемпа, подводная лодка UC57 должен был доставлять оружие и припасы из Данцига антироссийским силам в Финляндии. Лодка прибыла в Финляндию 17 ноября. Командир субмарины капитан-лейтенант Ф.Виссманн доложил о русских минных заградителях в Финском заливе. Лодка, вероятно, подорвалась на одной из этих мин.
23 - Миноносец А60 подорвался на мине и затонул в Северном море в 4 милях от г.Весткапелле (Голландия). Погибло 17 человек, что подтверждается данными немецкого специализированного сайта. Место гибели 51°25' с.ш. 03°10' з.д. По данным С.Б.Трубицына погиб 30 ноября 1917 года
Для справки: Относился к миноносцам типа А серии III, подсерия А56-А113 строились для охраны конвоев. Заложен в 1917 году на верфи заводу "АГ.Вулкан" (Штеттин), вошел в состав флота 23 июня 1917 года.
По проекту: водоизмещение: 381 т (в полном грузу)/проектное -330 т. Размерения: 61,1х6,41х2,24 м. Механизмы: 2 турбина "АГ.Вулкан", 2 военно-морских котла. Мощность -до 6000 л.с. Скорость - 28,2 узла. Дальность плавания - 800 миль (20 узлов), запас топлива - 92 т.
Вооружение: 2-88-мм орудия, 1-450-мм палубный ТА, 1 трал. Экипаж - 50-55 человек (2 офицера)
24 - Подводная лодка U48 выскочила на камни у Гудвинских мелей (Гудвин-Сэнд, Англия), уничтожена артиллерийским огнем британских дозорных кораблей. По другим данным - взорвана собственным экипажем. По данным немецкого специализированного сайта погибло 19 человека и 22 человека выжило.
По данным Поля Кемпа, U48 вышла через Дуврский пролив для патрулирования, но командир лодки капитан-лейтенант К.Эделинг хотел повернуть назад из-за исключительно яркого лунного света. При маневрировании на мелководье к северу от песков Гудвина сел на мель, с которой не смог сойти. На следующее утро патрульные катера заметили субмарину и открыли огонь, на который U48 ответила. С подходом эсминцев экипаж взорвал подводную лодку. Место гибели 51°11'N - 1°31'E.
По другой информации (по материалам нашего читателя) U48 подошла к Дуврскому проливу и в ожидании захода луны легла в дрейф, но командир ПЛ К.Эделинг, не учёл снос лодки течением и начал движение не определившись с координатами, после чего и выскочил на мель. Хотя в это время выход лодок через Дуврский пролив I и II флотилий был запрещён, а III и IV оставалось на усмотрение командира, U-48 сильно рисковала выбрав этот маршрут.
29 - Подводная лодка UB61 подорвалась на мине и затонула в Северном море у острова Терсхеллинг. Погибло 34 человека, что подтверждается данными немецкого специализированного сайта.
По данным Пола Кемпа на позиции 53°20'N 04°56' от Влиланда UB61 натолкнулась на британское минное поле (поставленное британской субмариной) перед одним из «безопасных» выходов через немецкие минные заграждения в Немецкой бухте. Подробности похода - ниже, хотя по карте место гибели субмарины и сторожевика находятся на большом удалении (по карте).
29 - Вспомогательный сторожевой корабль "Дирк фон Минден" подорвался на мине и затонул в Северном море. Считается, что погибло 17 человек, по данным немецкого специализированного сайта погибло 16 человек и 6 были спасены.
По данным немецкого специализированного сайта немецкий сторожевой корабль (катер) вышел из Боркума 29 ноября 1917 года в конвое с подводными лодками U61, U64, U75 и подводной лодкой - минным заградителем UC49. Однако из-за шторма тралы для очистки фарватера не удалось поставить, в результате UB61 налетела на мину и затонула со всем экипажем. При попытке оказать помощь субмарине сторожевой корабль (катер) «Дирк фон Минден» сам наткнулся на мину и затонул.
декабрь - Транспорт "Эквити" (бывший британский пароход) подорвался на германской мине и затонул в "Кильском фьорде" (Германия)
декабрь - Моторный катер "Перле" (бывший британский "Пирл") погиб в шторм у о. Кермадес (Тихий океан).
К сожалению других подробностей гибели перечисленных кораблей найти не удалось.
Источники: Шишов, А.А. Потери Военно-морского флота Германии в Первой мировой войне 1914-1918 гг.- СПб, 1996, 104 с.; Groner E., Mickel P., Mrva F.-Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 3., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De,1982.; "Die UC-Boote der Kaiserlichen Marine. H.Bendert; Шеер, Р.Германский флот в мировую войну. 1914-1918. /Р.Шеер.- М.: Эксмо, Изографус; СПб.: Terre Fantastica, 2002.- 672 с.; ВМС Германии. 1914-1918 (Справочник по корабельному составу)/ Морская коллекция, 1996, № 3. - 26 с. Тарас, А. История торпедных катеров XIX-XX вв/ А.Е.Тарас. - М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2005. - 416 с.; Гибсон, Р. Германская подводная война 1914-1918 гг./Р.Гибсон, М.Прендергаст. - Мн.:Харвест, 2002. - 464 с.; Грэй, Э. Немецкие подводные лодки в Первой мировой войне. 1914-1918 гг./ Э.Грей. - М.:ЗАО "Центрполиграф, 2003. - 286 с.; Трубицын, С. Эскадренные миноносцы и миноносцы Германии (1871-1918 гг.) /С.Б.Трубицын. - СПб: БКМ, 2000. -112 с.