1902 год
Южная Африка
Идёт война Англии с республиками буров, потомков голландских поселенцев, не желавших признавать власть Британской империи.
Группа английских кавалеристов разыскивает своего товарища, который пропал в ходе разведывательного рейда.
Прочёсывая местность, онинатыкаются на местного мальчика (источник не сообщает: мальчик был из зулусов или буров). Интересуются у него: не видел ли он кавалериста в такой же форме, как у них.
В ответ мальчик спрашивает:
- Вы говорите о высоком солдате, который ездит на чалой лошади? А его лошадь слегка прихрамывает?
Кавалеристы отвечают утвердительно, а мальчик им в ответ:
- Не видел, но могу указать в каком направлении он поехал.
Реакция кавалеристов из Европы: как это не видел, но знает подобные приметы? Значит врёт. Знает. Видел, а их товарищ, видимо, убит, и мальчик знает об этом!
Мальчика арестовывают. Объясняют за что. В ответ мальчик сообщает англичанам, что он всё, что им сказал, определил по приметам, и предложил пройти с ним, чтобы он наглядно им это доказал.
Кавалеристы заинтересовались подобной постановкой вопроса и отправились вместе с мальчиком.
Мальчик привел их к месту, где пропавший кавалерист устраивал себе привал.
Показал, где лошадь тёрлась о дерево и оставила на нём клок своих волос. Из их расцветки следовало, что лошадь чалая.
Затем показал следы лошади. По ним было видно, что одна нога лошади оставляет более мелкие по глубине следы, а это говорит, что эта нога короче остальных. Следовательно, лошадь прихрамывает.
Показал обломанную на дереве ветку. Но ветка была обломана на такой высоте, что обломать её мог только человек высокого роста.
Кавалеристы были поражены доводами и наблюдательностью мальчика и отпустили его. А командир сказал своим починенным: учитесь тому, каким наблюдательным должен быть разведчик.
(Источник: Ефаров)