Найти тему
Я с бреветом

С днюхой, товарищ велосипед!

Оглавление

23 апреля - День велосипеда в России

Да, да - что ни день, то какой-нибудь велопраздник.

Ну да кто мы такие, чтобы спорить.

"Величайшее открытие"

Вообще, фразеологизм "изобретать велосипед" традиционно означает попытку изобрести или усовершенствовать то, что давно уже открыто, отлажено и отлично работает.

Но в ВЕЛИКОбритании бы с этим поспорили. Именно там в 2005 году был проведен опрос на тему величайшего технического изобретения с 1800 года - и безоговорочным победителем был признан велосипед. Он не просто обошел такие достижения прогресса, как интернет, компьютер, радио и двигатель внутреннего сгорания, но набрал больше голосов, чем все они вместе взятые.

В общем, велосипед - это величайшее открытие со времен изобретения колеса. Все верно, лучше колеса может быть только что? Правильно! Два колеса.

И это справедливо. Потому что мы любим то, что приносит нам радость, будь мы людьми солидными и взрослыми...

...а тем более - детьми

-2

День велосипедиста в России

Тут самое время сказать "не путай нас - так день велосипеда или день велосипедиста"? Что празднуем-то?

Я сейчас все объясню. Дело в том, что в 2007 году Россия присоединилась к традиции празднования Всемирного дня велосипедиста - в оригинале этот праздник называется именно так. Но вот поводом влиться в ряды стран, отмечающих его, стал, фактически, сам велосипед. Вернее, день его изобретения крепостным Ефимом Артамоновым 23 апреля 1801 года. Так что да - во Всемирный день велосипедиста мы, русские, празднуем День рождения велосипеда (чтобы дважды не вставать). Кстати, если уж на то пошло, имениннику сегодня шарахнуло 222 года.

Сразу оговорюсь, не все так просто и однозначно. В мире изобретений, сами знаете, вопрос авторства, а тем паче, первенства - ох какой острый. Попов и Маркони - изобретатели радио - со мной бы точно согласились (кстати, Герц и Тесла - тоже вполне себе претенденты, у Теслы даже патент был, в отличии от Маркони). Ну так вот, в классической мировой истории прародителями современного велосипеда считаются:

1. Самокат, он же беговел Карла фон Дреза, 1818 г. (да, дрезиной мы тоже ему обязаны)

Фон Дрез и его беспедальный конь
Фон Дрез и его беспедальный конь

2. Rover (Скиталец) Джона Старли, 1884 г.

-4

Но кому нужна мировая история, если у нас есть своя, верно? И в ней, по всем канонам русской сказки есть смышленый и умелый крестьянин, есть большое путешествие и, конечно, счастливый конец. Садитесь поудобнее, мы поехали.

Инициатива наказуема, или как "холоп на диковинном самокате ездил"

Уралец Ефим Михеевич Артамонов — крепостной Пожвинского завода Всеволожского. Родился он в 1776 г., в семье Михея Артамонова — специалиста по строительству барж. Уже мальчиком стал помогать отцу. В 1790 г. Михея Артамонова отправили на Старо-Уткинскую пристань на Чусовую, где строили баржи для сплава чугуна, железа и металлических изделий. А сына его, Ефима, послали на демидовский Нижнетагильский завод, где готовили металлические крепления. Ефиму часто приходилось ходить пешком из Нижнего Тагила на Старо-Уткинскую пристань, покрывая только в один конец восемьдесят верст (85 км).

Возможно, во время этих переходов и появилась мысль о постройке самоката.

Известно, что «холоп Ефимка сын Артамонов розгами бит за то, что в день Ильи пророка года 1800 ездил на диковинном самокате» по улицам Екатеринбурга и пугал встречных лошадей, которые на дыбы становились, на заборы кидались и «увечья пешеходам чинили немалые».

Этот год и нужно считать годом изобретения самоката — прототипа современного велосипеда. Самокат Артамонова, построенный на Нижнетагильском заводе, был железный. Он имел два колеса, расположенных одно за другим. Переднее колесо было почти в три раза больше заднего. Колеса были скреплены изогнутой металлической рамой. Самокат приводился в движение ногами путем поочередного нажима на педали, которые сидели на оси переднего колеса.

Велосипед Артамонова
Велосипед Артамонова

Тур де Россия, или 2000+ км на самокате

Будь у меня чуть больше фантазии и чуть меньше совести, я бы вам сейчас заливала в оба уха, что и бреветы изобрел Артамонов. Потому что даже если 1/3 истории - правда, он крайне крут.

Итак, в 1801 году новоиспечённый рандоннер Артамонов погнал в Петербург. В это путешествие (2000 верст, на минуточку), крепостного Артамонова послал его хозяин — владелец завода, который возжелал удивить царя Александра I «диковинным самокатом».

На ходу самокат был тяжел. Из-за большого переднего колеса при спусках под уклон легко было опрокинуться через голову. А при подъемах в гору надо было «жать» изо всех сил ногами, чтобы велосипед не пошел обратным ходом. Согласно преданию, преодолевая трудности, Ефим Артамонов проехал на изобретенном им самокате от Урала до Петербурга. Из Петербурга выехал он в Москву.

За изобретение велосипеда Артамонову со всем его потомством была дарована свобода от крепостной зависимости. Ефим Артамонов благополучно вернулся в Нижний Тагил и начал совершенствовать свой самокат.

-6

...А жаль!

Ныне копия велосипеда Артамонова хранится в краеведческом музее Нижнего Тагила. Однако сегодня историки склонны полагать, что это всего лишь красивая легенда, и сомневаются в ее достоверности. Как показал химический анализ железа, велосипед из нижнетагильского музея сделан не ранее 1870 года.

Впрочем, не каждый вымысел - ложь.

Есть данные, что у Артамонова, вполне возможно, был реальный исторический прототип - крепостной изобретатель Е. Г. Кузнецов-Жепинский, действительно получивший вольную (вместе с племянником Артамоном) в 1801 году за свои изобретения. Однако, вот незадача, Кузнецов сконструировал не велосипед, а дрожки с верстометром и музыкальным органом.

Но в конце концов, какая разница? Кто бы не изобрел велосипед, нам есть, за что его отблагодарить. Да и праздничный повод, особенно такой, лишним быть не может!

Так что гоните своих железных коней в поля, пора праздновать! Ride On!

Памятник Ефиму Артамонову и его изобретению в Нижнем Тагиле
Памятник Ефиму Артамонову и его изобретению в Нижнем Тагиле

P.S. Видимо, общение с ИИ на велотемы придется сделать постоянной рубрикой. Ох уж эта беспощадная локализация. Лошадь-хобби - это прекрасно, клянусь своими подковами педалями!

-8