Был такой комментарий
,,Буддийская наука....это звучит сильно, но странно. В науке есть проверяемость и воспроизводимость ( там конечно много чего ещё есть). А в буддизме ....у каждого своя практика и свои ощущения. То, что наука ( как вы пишите) ничего не знает о прошлых жизнях и кармах....так может это науке и не надо ?)) Как говорится Джо неуловим, потому что его никто и не ловит. И если уж сравнивать как вы науку и буддизм ( или противопоставлять), то наука не только старается объяснить, а и ведёт к улучшению жизни ( конечно, и оружие к сожалению тоже разрабатывает наука). А буддизм? Ну, просветлились сотни монахов. И что? Всем уйти в горы и монастыри и просветляться? Оно конечно хорошо, но кто- то должен и пропитание добывать. Что буддизм может дать человечеству? Лечение? Так у нас есть бабушки, кто тоже лечат и без буддизма ( это не шутка и знаю реальные факты). В общем, буддизм изучал по книгам. Отношусь к нему как к одному из проявлений человеческой культуры и ума. Но для моего мировоззрения ...не воспринимаю. Но уважаю многолетнюю историю и желание постичь ....спасибо.
Ответ.
Буддизм говорит, что мир, как он видится, и как он существует на самом деле, не совпадает на сто процентов. И добавляет - проверь это. Весь буддийский путь - это путь проверки положений буддизма.
Все буддийские тезисы нужно проверить на практике и если ты не проверяешь на практике, то простое чтение тезисов не имеет смысла.
Буддизм - это наука, но у неё совершенно другие инструменты.
Наука говорит то же, что и буддизм.
Наука говорит - посмотри в микроскоп и ты увидишь, что это - не стол. Ты увидишь там атомы, молекулы, нейроны, электроны и т.д.
Но потом учёный отходит от микроскопа и снова видит стол, видит других людей, видит самого себя, как самосуществующего. Жизнь ученого продолжается в том же самом ключе, как и была до этого. Он видит мир, как реальный, и продолжает страдать от своего неведения.
В буддизме, вступив на путь, ты постепенно растворяешь иллюзии и начинаешь видеть мир таким (пустым, как через микроскоп) постоянно. Ты начинаешь видеть то, что изначально было изложено Буддой и написано в текстах.
Современная наука полностью совпадает с учением Дзогчен, с высшим уровнем тантры. В буддизме главной переменной является ум и сознание. Ты выходишь на знание этого ума и сознания непосредственно в ходе медитации. Поэтому просто читать некоторые вещи, которые относятся к высшему уровню аннутарайогатантры, Дзогчен, Махамудры не имеет никакого смысла, потому что без медитации это просто пустые слова.
Освобождение в буддизме - это освобождение от иллюзий.
Учёный может много знать о предметах, но он ничего не знает о свободе.
Потому что наука не знает, что такое сознание. И она сама в этом признается.
Насчёт,, практической ценности буддизма".
Разве узнать, что ты бессмертный, не имеет никакой практической ценности? Узнать, что ты спал, тоже не имеет никакой практической ценности?
Узнать, что жизнь бесконечна, тоже не имеет никакой практической ценности?
Даже для того, чтобы сон был уютным, комфортабельным и полезным, Дхарма даёт много преимуществ практикующему по сравнению с другими людьми. Очищенный ум становится сильнее, открывает бОльший потенциал и приносит миру много пользы.
Ум творит всё. Это ум начинает войны. Это ум не может потом закончить войны. Ум сначала принимает всякие идиотские законы, а потом их отменяет или придумывает законы ещё более идиотские. Ум совершает чудовищные ошибки и только ум их исправляет.
Даже без постижения пустоты, без постижения своей собственной природы, ум практикующего буддизм ознакомлен со своим собственным содержимым. Его ум находится более или менее под контролем и человек перестает совершать такое огромное количество ошибок и нелепостей, которое совершает человек, не контролирующий себя .
Даже если человек просто изучит философию Мадхьямики вместо философии Александра Дугина, то он начнет гораздо лучше понимать причинность и взаимозависимость событий, начнет гораздо больше контролировать свой гнев, зависть, амбиции и т.д. Это имеет огромное практическое значение для мира. Гораздо более практическое, чем изобретение электрических чайников или новых летательных аппаратов.
Очищенное состояние ума - это союз мудрости и сострадания. Поэтому чем больше ум очищается, чем больше человек работает над собой, тем больше он приближается к этому союзу.
Насчёт,,проверяемости и воспроизводимости" -
все буддийские положения проверяются практикой и воспроизводятся раз разом каждым медитатором, идущим по пути Дхармы. Я всегда прихожу в большой восторг, когда наблюдаю на собственном опыте то, что раньше слышала от учителей или читала в текстах. И это - на все сто процентов!
Ощущения от реализации природы ума у всех одинаковые, опыт пути тоже во многом очень сходится. Различия происходят по той причине, что путь рассчитан не на одну жизнь и каждый практик начинает с того места, на котором он закончил практику в предыдущей жизни.
Наука ,,Джо не ловит", потому что её сфера деятельности расположена в сфере иллюзорного бытия. Она понятия не имеет о реальности, как таковой. Реальностью занимается Дхарма.
Математик не знает физиологию, астроном не знает биологию. Каждый занимается своей областью познания. Сознанием занимается Дхарма. А если учесть, что живёт сознание, а тело лишь место его временного расположения, то становится понятна роль Дхармы.
Наука улучшает временную жизнь . Ты умираешь и толку тебе от науки - ноль. Покинув тело ты забираешь накопления сознания, его доброе и злое, свою карму.
Просветлились не ,,сотни монахов", а миллионы. Каждый просветлённый - это покой, радость, отсутствие страданий и невежества для огромного количества живых существ, окружающих просветлённого.
Проводились замеры в тех местах, где медитируют люди. Оказалось, что в этих областях резко снижается количество преступлений, что люди живут более счастливо.
Насчёт ,,Всем уйти в горы и монастыри и просветляться? "
Нет, совсем не обязательно уходить в горы. Если вы, вместо того, чтобы автоматически следовать импульсам своего ума, начнёте исследовать содержимое ума и процессы, в нём происходящие, то этого уже будет достаточно для того, чтобы начать ,,просветляться".
Всех существ объединяет стремление к счастью . Мы готовы обойтись без космических полётов, лишь бы быть счастливыми. А счастье - это состояние ума, и как его достичь - учит как раз Дхарма.