Доброго дня, с вами Настя, и это рубрика картавое искусствоведение, где я кратко и простыми словами рассказываю о шедеврах мировой культуры. Сегодня мы поговорим о «Медном Всаднике»
Не «шо, опять?», а об иллюстрациях авторства Александра Николаевича Бенуа.
Вторая половина 19 века – это время, когда художники задались вопросом – искусство должно быть эстетичным или идейным? Конечно, в 20 веке они придут к мнению что искусство вообще никому ничего не должно, даже быть искусством, но это мы забегаем немного вперёд.
В 60-70х годах 19 века главенствовала идея передвижников, что первична в творчестве должна быть идея, какая-то мысль, то есть если рисует художник крестьянина, то крестьянин на картине должен страдать. И художник должен страдать. И зритель. Ну, как минимум потому, что просмотр подобных работ был явно не лёгким времяпрепровождением, а скорее походил на чтение новостной сводки с утра за кружной кофе, когда и так настроения не было, а теперь совсем не хочется выходить в этот пугающий мир.
То есть целью передвижников было показать кисейным барышням и напудренным джентльменам как живёт большая часть населения страны, и что вот вы стоите сейчас и картины смотрите, стоя в изящных туфельках на паркете только по праву рождения, только благодаря тому что родились в «правильном» сословии. А так бы могли стоять в сапогах по колено в навозе и коровам хвосты крутить, и никаких вам салонов, музеев, и рябчиков с ананасами.
Но, как в своё время передвижники сказали академическим художникам – вы ничего не понимаете, ваши идеи изжили себя, мы будем писать другие картины, так и в 1890х годах появилась группа художников, сказавших – вы, передвижники, ничего не понимаете, ваши идеи изжили себя, мы будем писать другие картины, а ещё займёмся прикладным искусством, начнём рисовать иллюстрации и делать декорации для театров. Так и появилось объединение под названием «мир искусства».
Сначала это был просто небольшой кружок выпускников частной школы Карла Мая, в нём собрались люди, чтобы совместно изучать историю искусств, даже если и по образованию они художниками не были. Членами клуба были Александр Бенуа, Вальтер Нувель, Дмитрий Философов и Константин Сомов. В последствии к ним присоединились Леон Бакст и Сергей Дягилев. В последствии к ним присоединялись художники и поэты (но поэты потом разругались с художниками и ушли в журнал «новый путь»).
Мирискуссники топили за две идеи:
- Искусство – это способ ухода от гадкой действительности, то есть – эскапизм, и нам оно нужно потому что времена нынче какие-то тяжёлые.
- Искусство – это способ преобразить окружающую действительность, то есть не нужно ограничивать себя мольбертами и станковыми работами, давайте обратим внимание на прикладное искусство: будем декорации в театр делать, предметы для интерьера и ювелирные изделия.
Тем самым начали в России эпоху модерна.
Вообще, понятие модерн довольно сложное для объяснения, потому что дословно с французского этот термин переводится как «современный», но современным он был к концу 19 века началу двадцатого, но не в 2023 году. Так же за этим стилем закрепилось более знакомое всем название ар-нуво. Яркие и знаменитые примеры данного стиля – работы Альфонса Мухи, Луи Тиффани и Луи Мажореля. Кстати, не путайте ар-нуво и ар-деко. Интерьеры в стиле ар-нуво выглядят так, словно сделаны эльфами. А ар-деко – гномами.
В попытках уйти от реальности, мирискуссники романтизировали времена Петра первого и Екатерины великой в россии, времена Людовика 14 во франции, а так же обратили внимание на родную культуру, например один из мирискуссников, Билибин, знаменит своими иллюстрациями былин, русских сказок и сказок А.С. Пушкина.
Кстати, помните я упоминала русские сезоны Дягилева в статье про Дега? Это из той же оперы – про продвижение русской культуры, но уже на западе. Просто многие думают, что русское искусство на западе стало популярным только при авангардистах, но это не так.
Самое главное, что сделали мирискуссники – изменили облик санкт-Петербурга в глазах общественности. Если раньше северная столица воспринималась только как мрачная Достоевщина с дворами-колодцами, либо как чиновничий город. Возрождая графику как самостоятельный вид искусства художница Анна Остроумова-Лебедева запечатлела Санкт-Петербург в гравюрах, в виде чистого, свежего города, наполненного колоннами.
Санкт-Петербургу же посвящёны и те иллюстрации, которые мы обсуждаем сегодня.
Но сначала небольшая историческая справка:
- В Зимнем Дворце проходит знаменитый бал-маскарад в костюмах допетровских времён.
- Основана Крушевская республика на Балканах. Просуществовала десять дней.
- Проходит первая велогонка Тур-Де-Франс
- Братья Райт совершают первый пилотируемый полёт
- Сколодовская-Мария Кюри и Пьер Кюри получают нобелевскую премию. По физике. И нет, я не ошиблась.
А Александр Николаевич Бенуа в 1903 году получает заказ от «кружка любителей изящных изданий» на изготовление иллюстраций к «Медному всаднику» Александра Сергеевича Пушкина. Он с энтузиазмом приступает к работе, создаёт 33 иллюстрации, и каково же было его удивление, когда заказчики от них отказываются по причине излишней декадентности. И спрашивают Бенуа:
- Может исправите? Тогда мы их выкупим.
А Бенуа такой:
- Я художник, я так вижу, ничего не буду исправлять.
А Дягилев говорит:
- Ой, прикольно как, давай в «мир искусства» их напечатаем?
И Бенуа такой:
- Ну дааааавай
И напечатали они иллюстрации в выпуске 1904. И понравилось критиками, писали, может ваш Бенуа и не самый хороший художник, но тут прямо постарался.
Хотя, проблема была в том что работы были рассчитаны на большой формат, а напечатаны были на маленьком, поэтому смотрелись не совсем выигрышно.
В 1905 Бенуа получает снова получает заказ на иллюстрации для медного всадника, в этот раз от Комиссии народных изданий, перерисовывает все работы заново, старые ему уже не так сильно нравятся, но у комиссии изменились планы и они отказались от своего заказа.
Итоговая версия иллюстраций вышла только в 1923 году! В третий раз заказ уже был от Комиссии художественных изданий, в 1916 году, Бенуа исправляет иллюстрации 1905 года, полностью перерисовывает те что от 1903, и даже заказчикам наконец-то понравилось то что он сделал, но тут внезапная ... Нет, не испанская инквизиция. А октябрьская революция. И как-то всем стало не до Пушкина.
Давайте, наконец-то, рассмотрим итоговый вариант поближе.
Впервые мы с вами обсуждаем не живопись, а графику, поэтому иллюстрации не написаны, а нарисованы. И нарисованы они тушью, пером, и графитным карандашом с различными тоновыми акварельными подкладками — серой, желтоватой и зеленоватой.
Чем глубже герой поэмы погружается в своё безумие, тем более мрачной становится фигура медного всадника, тем глубже её тени. Лучше всего это читается на фронтисписе, то есть на странице, соседствующей с титульным листом. Фигура Всадника здесь – мрачная и пугающая, и это подчёркивает даже окружение. Главный герой же видится собственной тенью, настолько он теряет человеческую сущность под гнётом ужаса. Прямо лавкрафтщина какая-то получается...
Так же чудесна та иллюстрация, где Нева вышла из берегов. Люди в панике пытаются схватится хоть за что-нибудь, что удержит их на плаву, но у Медного всадника, стоящего на фоне, нет такой проблемы. Ему не страшны не волнения, не бури, ведь всё это – рябь на воде.
В своей работе Бенуа изображал не только конкретное произведение и конкретные Пушкинские времена. По сути он изобразил состояние практически каждого своего современника. Начало двадцатого века состоял из такого водоворота событий, что очень сложно было удержать себя в руках, свою кукушку, и только казалось, что ты достаёшь ногами до дна – тебя сносило очередной волной.
Некоторые вот не могли удержать, почитайте вот биографии творцов серебряного века, например Гиппиус – закачаетесь. Но их легко понять, не от благополучной жизни люди пускаются в алкоголизм, промискуитет и поиск НАСТОЯЩЕЙ ИСТИНЫ.
И ничего удивительного, что общество «Мир Искусство», хоть и собрало в себе таких мастеров как Серов, Сомов, Рерих, братьев Васнецовых, долго просуществовать не могло – разные взгляды на творчество, денежные и личностные споры, а так же революции, в последствии, эмиграция, разбросала художников по разным странам идеологиям.
Поэтому очень важно, как тяжело бы не было, оставаться человеком. И человеком увлечённым. Как говорила ранее упомянутая мной Мария Склодовская-Кюри:
Не влюбляйся, не пей вина
И на лбу себе высеки
Жизнь тебе для того дана
Чтоб её посвятить физике
На этом всё, с вами было картавое искусствоведение, всего доброго, до новых встреч!