Доброго дня, с вами Настя и это рубрика картавое искусствоведение, где я кратко и простыми словами рассказываю о шедеврах мировой культуры. Сегодня мы поговорим об одном из известнейших импрессионистов... Стоять! Мы же уже говорили о постимпрессионизме, почему опять импрессионизм? Всё просто.
Искусствоведение – наука неточная, в том плане, что деление живописи по стилям – оно всегда условное. Конечно, чем более ранние мы периоды рассматриваем, тем деление проще и понятнее, потому что конкретный стиль мог пробыть актуальным и пятьдесят лет, и сто, и несколько веков. Но чем ближе мы к метамодерну, в котором мы сейчас живём, тем больше стилей появлялось в короткий промежуток времени, буквально параллельно друг другу, а не просто один сменял другой.
Поэтому постимпрессионизм не был тем, что подчистую заменило импрессионизм. Были художники, ушедшие от импрессионизма к постимпрессионизму. Есть те, кто работал только в стиле постимпрессионизм, и те, кто от импрессионизма не отступал. Но при этом все они жили практически в один период времени, в одной стране, ходили в одни и те же бары, вдохновлялись одними и теми же дамами и покушались на ухо одного и того же Ван Гога.
Поэтому сегодня нами будет рассмотрена работа известного импрессиониста, чья фамилия снова начала появляться в медиапространстве из-за актуальной геополитической ситуации. Вашему вниманию – Эдгар Дега «Голубые танцовщицы».
Илер-Жермен-Эдгар Де Га родился в 1834 году. Казалось бы, самое время для небольшой исторической справки, но шибко интересного в этот год ничего не произошло, ну ладно-ладно, менделеев родился и изобрели паровоз черепанова. А в родной стране дега, против засилья капиталистический эксплуататоров восстали лионские ткачи. Что характерно – под красным знаменем. Годами позже, когда во Франции царили республиканские настроения, и быть аристократом стало уже немодно и неактуально - художник сменил фамилию на более «народную» – Дега, в одно слово.
Но благосостояние семьи позволило художнику не только с ранних лет увлекаться живописью, но и достаточно долго доводить свои работы до совершенства, без потребности побыстрее их продать, дабы было на что покушать. Современники шутили, что единственный способ заставить Дега прекратить работу – это отобрать у него картину. Он постоянно перерисовывал свои работы, дополняя их. Он часто выкупал свои уже проданные или подаренные картины. Доходило даже до того, что он их воровал, лишь бы переделать.
Многим Дега известен по своим пастельным работам, не в смысле работам произведённым в постели (фить, ХА!), а о работах, написанных пастелью. Но это был не единственный материал, которым он писал. Так же Дега писал работы маслом. Самая монументальная из них – семейный портрет Беллелли. Размер её - 2 на 2.5 метра. Мастер работал над ней на протяжении девяти лет. То есть с 1858 по 1867 год.
Семья Беллелли – это родственники Дега, приютившие Эдгара в Италии в 1856, дабы двадцатидвухлетний художник познакомился с наследием итальянского ренессанса. Будучи в италии, Дега нарисовал большое количество карандашных эскизов по мотивам творчества Ботичелли, Микеланджело и Рафаэля.
Вернувшись в Париж в 1860том году, Дега открывает собственную мастерскую. А год спустя знакомится с одним из родоначальников импрессионизма – Эдуардом Мане. Дружба двух художников продлилась до 1883 года, разлучила их только смерть Мане в возрасте 51 года.
Эдгар Дега принял участие в семи выставках импрессионистов из восьми, пропустив только предпоследнюю, в 1882 году. Почему пропустил – история умалчивает. В кругу импрессионистов Дега пользовался уважением, но сам к импрессионистам себя не причислял. И вообще, главным камнем преткновения между Дега и остальными импрессионистами была его нелюбовь к пленэрам. То есть когда остальные художники усаживались в поле, как рыбаки на льду, и весь день рисовали пейзажи – Дега предпочитал работать в своей мастерской.
Во первых – потому что искусственный свет, в отличии от естественного, поддаётся контролю. Во вторых – глаза Дега отличались чувствительностью, отчего вне помещения он испытывал дискомфорт. Возможно, это было первым звоночком к его будущим проблемам со зрением- последние годы жизни художник был практически ослепшим, поэтому чем дольше идёт его творческий путь, тем больше он уходит от масла к пастели. Именно пастелью написана одна из самых знаменитых работ Дега – "Голубые танцовщицы". Давайте же рассмотрим её поближе.
Работа написана пастелью на бумаге. Или нарисована? Давайте вместе разберёмся! Я вот необразованное быдло, поэтому ароматы я нюхаю, а не слышу, моряки у меня плавают а не ходят, и картины я рисую, а не пишу.Но образованный человек скажет вам ,что живопись – её пишут. Например – маслом или темперой. Рисунок – это графика, то есть графику рисуют например карандашом, углём, сангиной. Значит по логике, всё что делают жидкими красками – это пишут, а сухими – рисуют? Нет. Гуашь – жидкая, но гуашью рисуют. А что делают пастелью? Вот пастель – это сухой пигмент смешанный с небольшим количеством клейкого вещества, напоминает собой цветной мелок. Значит ей рисуют. Но есть же и масляная пастель? А есть ещё картина Леотара «Шоколадница», внимание на экран, неужели это рисунок а не живопись? И если вы недостаточно запутались, то от меня последней вопрос – почему птица на ветке сидит, если она на ней стоит ногами?
Поэтому скажем что работа выполнена пастелью на бумаге. Размер её - 65 на 65 сантиметров. На картине изображены четыре танцовщицы в одинаковых голубых пачках, с одинаковыми причёсками. Четыре девушки составляют собой круговую композицию, что заставляет взгляд зрителя блуждать от одной фигуры к другой по кругу. Есть предположение, что это не четыре балерины, а одна, но в движении, как животные на хронофотографиях или герои аниме «Безумные приключения Джо Джо» в опенинге четвёртой арки.
О том, что картина написана в стиле импрессионизма нам говорит манера письма – цвета не смешиваются между собой, но сочетание разноцветных мазков даёт эффект перехода цвета одного в другой. При этом крупные цветовые пятна напоминают работы фовистов. Из-за упавшего зрения Дега уже не мог писать мелко, да и пастель, как материал, не позволяет в работах «мельчить». Упомянула фовизм, его мы с вами не разбирали. Это одно из течений постимпрессионизма, хотя некоторые специалисты относят его к модерну либо вообще к авангарду. Отличается он яркими и крупными цветовыми пятнами, и именно это мы можем наблюдать на сегодняшней картине.
Стоит остановиться на теме картины – вообще, на большей части работ Дега изображены балерины. Причиной тому стал интерес художника к пластичным позам и тканям. Дега приглашал танцовщиц в свою мастерскую, потом получил возможность писать их прямо за кулисами театра. Так же он любил рисовать жакеев (особенно в ранний период своего творчества), так же у Дега есть серия работ жанра ню с работницами борделя.
Дега часто рисовал женщин, но не осталось ни одного свидетельства, чтобы его отношения с натурщицами выходили за профессиональные рамки. Сам дега своё одиночество объяснял тем, что он от заката до рассвета работает в мастерской, и ему некогда и неинтересно быть отцом и мужем. Искусствоведы же , как современники Дега, так и наши, например, авторы портала культуролог.ру, подозревают дега или в импотенции, или в любви к мужчинам. Хотя сведения о наличии любовников у Дега так же отсутствуют.
Возможно, одной из причин одиночества автора был его характер. Он любил потроллить собеседников, поворчать, побрюзжать, а иногда с ним случались и приступы гнева. Но, возможно, в характере Дега заключается и его гений. Композиция его работ динамична, ракурсы неожиданны и натуралистичны.
Дега, как художник, получил признание ещё при жизни. Поэтому, в 1917 году, в возрасте 83 лет, он умирает знаменитым и обеспеченным человеком. Дега оставил после себя невероятное наследие: более полутора тысячи набросков, картин, скульптур. Его работы расположены как в музеях мира, так и в частных коллекциях. Например голубые танцовщицы находятся в музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве, можете сходить и посмотреть при возможности.
И казалось бы, пост пора заканчивать, но, не смотря на то, что я всеми силами пытаюсь избежать разговоров о политоте как в жизни так и в своих роликах – одну новость я не могу с вами не обсудить.
Вот серия работ Дега под названием «Русские танцовщицы». Годы создания с 1894 по 1905 год. Благодаря всем известным событиям, сотрудники лондонской национальной галереи переименовали работу в «Украинские танцовщицы». Конечно же, утверждается, что переименование никак не связано с геополитической ситуацией, просто термин «русское искусство» теперь считается устаревшим, потому что Российская Империя и Советский Союз включали в себя те территории, которые уже не входят в состав Российской Федерации. Так же на сайте галереи утверждается, что Дега дал название этой серии работ ошибочно, но при этом художник, цитирую «уважал украинский народ и сочувствовал, что украинцам пришлось пережить сотни лет репрессий от России». Начнём с того, что сам Дега этой серии работ название не дал. Во вторых – Википедия утверждает, что «на протяжении всего ХХ века эти картины атрибутировались как «русские танцовщицы» в английских и французских источниках, несмотря на обширные этнографические и искусствоведческие свидетельства украинского происхождения женщин». И из этих обширных свидетельств в источниках указано только одно исследование, датированное 1984 годом (тогда вопрос -почему в 1984 картины не переименовали? Или тогда повесточка была не та?) Второй источник - это ссылка на, прости господи, статью в «Коммерсантъ».
Честно – я – не знаток истории моды, всё что могу сказать – наряды девушек действительно похожи на те, что мы можем увидеть в фильме «вечера на хуторе близ диканьки» и в мультфильме «казаки». Но – утверждать, что девушки на картинах именно украинки – это дань конъюктуре. С другой стороны, отстаивая название «русские танцовщицы», блогеры в этих ваших интернетах ошибочно приводят в пример русский балет Дягилева, гастролировавший в Европе, который якобы и вдохновил Дега. Но проблема в том, что первое выступление балета Дягилева в париже было в 1909 году, когда Дега уже не писал картин.
Моё мнение – с одной стороны - покойный Дега стал жертвой информационной войны. с другой стороны – явно немало людей посетило Лондонскую национальную галерею, чтобы глянуть, а что это там переименовали? В общем, не забывайте, что если прочитанная вами новость вызывает у вас гнев – значит это кому-нибудь нужно.
На этом всё, с вами было "Картавое Искусствоведение", всего доброго, до новых встреч.