Хотелось бы сказать, что в СССР делали такие светильники, что и сейчас повесить не стыдно. Но, к сожалению, это не так. Тогда было туговато с товарами народного потребления. Большинство из них производили на тех же предприятиях, что и продукцию для промышленности, оборонки, и ТНП (товары народного потребления) были в некотором смысле обузой. Нужно было думать не только о надежности, но и о дизайне, красоте. Зачастую в отсутствии тех самых дизайнеров, которые понимали бы в стилях, формах, колористике, гармонии и прочих знаниях.
Важным является творческий почерк того или иного завода, производящего бытовые светильники. Сейчас только немногие из них (таллинский завод «Эстопласт», ОЗ ВНИСИ) имеют его. Общая же картина — разнобой, случайность, подражание. Это тем более обидно, что общий уровень конструирования растет, улучшается качество, ассортимент и эстетика бытовых светильников.
Статья членов Центрального художественно-технического совета при Всесоюзном научно-исследовательском светотехническом институте в 1985 году
И тем не менее было несколько удачных моделей, и время показало, что они до сих пор выглядят очень эффектно и нравятся людям. Учитывая тренд на винтаж, они сейчас легко вписываются в новые интерьеры.
Самая сейчас желаемая для многих, это «Одуванчик».
Судя по количеству предложений на Авито, в СССР их выпускали не так уж и мало. Сегодня ее стоимость доходит до 38 тыс. рублей.
Как писали уважаемые эксперты, это не совсем наш дизайн. Все-таки первым в похожей стилистике сделали люстры в Италии, Германии и ЧССР. Судя по всему, наши производители заимствовали модель чешского производителя из Каменецки Шенова.
Наш Одуванчик производили в Армении на ПО "Армэлектросвет". Это лидер отрасли, предприятие, где делали большую номенклатуру светотехнической продукции и в том числе бытовые светильники. Руководил предприятием Герой труда, фронтовик Бениамин Тумасян. Кажется, человек весьма предприимчивый. Не зря они наладили выпуск люстр, за которыми гонялись многие советские покупатели.
Так удачно сложилось, что там же в Армении выращивали искусственные кристаллы и изготавливали и обрабатывали хрусталь в первую очередь для радиоэлектронной промышленности, но часть шла и для бытовых люстр, в том числе с теми вожделенными подвесками или "висюльками", как говорила героиня фильма "Время желаний".
И еще небольшое отступление про ПО "Армэлектросвет". Недавно делала интервью с бывшим главным архитектором нашего города. Он рассказывал, как строили драмтеатр, и по проекту там были люстры в несколько метров. Заказ отправили на ПО "Армэлектросвет", — он славился своими хрустальными произведениями, и в итоге получили калькуляцию на 5 миллионов советских рублей. Это при том, что в такую же сумму обошлось практически все строительство драмтеатра. И в итоге нашли выход — заказали где-то хрустальные подвески, благо на Урале тоже были свои кристаллы, а собирали чуть ли не сами, причем, получили металлический крепеж с Магнитогорского металлургического комбината (просили через обком партии).
В-общем, ПО "Армэлектросвет" был практически главным производителем хрустальных люстр в СССР. И его люстры висят во многих общественных местах (там, где хватило денег))).
Кстати, форма «Спутник» — одна из самых популярных у производителей светильников и сейчас. Вот навскидку люстры подобного типа на современных площадках.
Артель им Клары Цеткин
"- И еще одна справка. Что касается стоимости люстры, то у меня есть заключение эксперта. Она не из венецианского стекла, как утверждает потерпевший, а изготовлена в Воронеже, артелью имени Клары Цеткин, и продается по розничной цене 37 рублей 46 копеек."
Помните фрагмент из фильма «Мимино» про «венецианскую» люстру? Конечно, тут киношники слукавили, в Воронеже нет никакой артели им. К. Цеткин. А люстра такая должна была бы стоить не меньше 200 рублей. Все-таки на видео заметно, что хрусталь очень качественный. Видно, как он «искрит» и переливается. Это явно не стекло, а хорошая обработка, причем, не артельная. Для нее требуются очень хорошие, современные станки, такие, к примеру, были на "Армэлектросвет". Поэтому можно предположить, что эту люстру изготовили как раз в Армении, или действительно привезли откуда-то из-за рубежа.
А цена -— вот, что показывают каталоги того времени. То есть хрустальные люстры стоили больше средней зарплаты в полтора раза. Те светильники, что дешевле на втором скрине — из пластика или стекла.
Не можешь делать красиво — делай богато
Правда хрустальные люстры эксперты тоже критиковали:
Хрусталь часто используется по принципу: если не можешь делать красиво — делай богато. Качество хрусталя, как правило, низкое, в результате чего он теряет свои художественные свойства и становится по виду похожим на обыкновенное стекло. Отметим, что качество исполнения бытовых светильников определяют чистота обработки его деталей, их сочленений и сопряжений; тщательность нанесения покрытий и сборки; четкость форм и поверхностей, их сохранность от повреждений, стирания и изменения декоративных покрытий; стойкость к действию времени, т. е. стабильность товарного вида и сохранение соответствия назначению.
И вот исключение из этих правил — люстра «Снежная королева»
Эта люстра, конечно, в первую очередь поражает своей формой. Она действительно оригинальна, во всяком случае копий или аналогичных моделей западного производства я не обнаружила. Вдохновение, конечно, было где черпать. Но удалось создать что-то свое.
Кто-то приводит примеры с кокошниками и да, очень похоже. По сообщению одного из продавцов на Авито, якобы эти люстры продавались на экспорт и в магазинах «Березка».
Но вот, честно говоря, качество самого хрусталя вызывает вопросы. Как пишут продавцы, это обогащенный горный хрусталь, то есть скорее всего искусственно выращенный в специальных автоклавах. По составу он равнозначен натуральному камню, а форму, как мы видим можно придать любую. И есть какая-то небольшая матовость. Впрочем, французский хрусталь Лалик тоже есть такого типа с эффектом изморози. Возможно именно к этому стремились создатели этой люстры. Кстати, не нашла название ее производителя.
На фото не видно характерного для хрусталя преломления луча, когда при попадании света образуются радужные искры (где луч расщепляется на спектральные составляющие — небольшая такая радуга).
Хотя повторюсь, форма красивая. Было бы интересно узнать, кто ее производитель и автор.
Люстры "Красный май"
Казалось бы, здесь должны были задавать тон на бытовые светильники. Ведь они-то как-раз всегда производили товары народного потребления, посуду. Но, честно говоря, не могу припомнить какой-то культовой люстры из этого города.
Сейчас среди любителей винтажа ценится вот такой подвес с цветным стеклом в духе 60-х. Фото отсюда.
Это не оригинальный дизайн. Он повторяет с некоторыми вариациями светильники итальянцев, то тем не менее очень хорош в своей эстетике 60-х. Стоимость его около 20 тыс. рублей. Но диаметр небольшой — всего 20 см. Поэтому хороши такие светильники в определенном ритме. К примеру, над столиками в ресторане.
«Рябинушка» ЗИК
ЗИК — это серьезное машиностроительное предприятие — Завод им. Калинина. Но в советские годы тоже обязано было выпускать товары народного потребления. И у екатеринбургских машиностроителей это получилось неплохо. До сих пор многие гоняются за знаменитой «Рябинушкой».
Директор ЗиКа Анатолий Мехренцев привез как-то из Италии каталог изделий художественного литья — предметов мебели и декора, и задумал воплотить увиденное на родном предприятии. Реализовать идею помогли талант художника Юрия Борноволокова, а также знания и бытовая смекалка слесаря-литейщика Ф. П. Тупоты. Начав с производства «штучного» товара — бюстов и статуэток, Борноволоков с единомышленниками организовали промышленный выпуск самых разных изделий
Светлана Булатова, куратор выставки Музея истории Екатеринбурга для E1.ru https://www.e1.ru/text/business/2021/08/29/70081748/
В гарнитур входила не только люстра, но еще и бра, торшер и настольная лампа. Кроме того, все это перекликалось с набором мебели «Уралочка». Тоже с использованием уральских полудрагоценных камней — змеевика, доломита и сплава под состаренное серебро.
Социологи считают, что возникла почва для «стихийных тенденций», которые толкают человека от вынужденного «аскетического» к «престижно-потребительскому» типу потребления. В настоящее время потребительские интересы обращены к так называемому стилю «ретро». Этим термином определяют скорее не конкретный стиль, а некоторую сумму признаков, вызывающих ощущение старины.
Эксперты Центрального художественно-технического совета
То есть свердловчанам удалось дать ответ на этот запрос потребителей на старину, причем, такую весомую, с эффектом состаренного серебра. Кроме этого заметим, у уральских люстр получилась хорошая гармоничная форма. И она, действительно, хорошо смотрится в интерьере.
Сейчас большинство, как говорили в СССР, товаров народного потребления производится в Китае. И нашим большим предприятиям уже не надо забивать себе голову гражданской продукцией. А ведь по идее есть потенциал. Тем более сейчас, когда европейские товары становятся и дороже и сложнее в логистике. Кто знает, может пригодятся опыт тех времен.
О люстрах, которые копировали западноевропейские модели, читайте здесь
Подписывайтесь на канал Вещь в ТГ . Теперь материалы появляются в первую очередь там