Найти тему
Школа 1210

Контрольная работа - риск или возможность?

Анастасия Михайловна Анненкова – учитель начальных классов и классный руководитель 2 «Б» – расскажет сегодня о контрольных и как сформировать правильное к ним отношение. Спойлер: плохая отметка – не конец света, даже если получена на самой важной контрольной в мире.

«Контрольная работа - риск или возможность?

Многие дети испытывают волнение и страх перед проверочными и контрольными работами. Особенно ярко это проявляется на экзаменах «высоких ставок», от которых зависит не только отметка. Иногда неспособность управлять тревогой мешает вспомнить даже то, что хорошо известно и тщательно отработано.

Волноваться перед контрольными - абсолютно нормально. Но что взрослые могут сделать, чтобы помочь детям справляться с переживаниями?

Положительная мотивация - пожалуй, самое важное. Вместо того, чтобы говорить: «напишешь плохо, телефон увидишь после дождичка в четверг», скажите: «сможешь выполнить хотя бы 4 задания верно и получишь сразу две хороших отметки». Эти фразы преследуют одну и ту же цель, но вторая демонстрирует поддержку взрослого и формирует положительную установку на предстоящую работу.

Важно и нам самим не бояться плохой отметки. Даже «неудовлетворительно» - это только сигнал, что нужно поработать еще, вернуться на несколько шагов назад. Нет в текущем контроле того, чего нельзя исправить. И (невероятно, но так и есть) любой экзамен можно пересдать. Здесь важно не перейти к попустительству, не игнорировать отметки совсем, но воспринимать их как «маячки». Отметку изменить гораздо легче, чем взаимоотношения с ребенком и его самовосприятие. Когда ребенку приходится переживать не только за работу, но и за реакцию любимых взрослых на результат, ему намного тяжелее.

Обсуждать с ребенком его волнение – ещё одна очень важная практика. Можно поиграть в игру «самый лучший/ужасный сценарий», когда вы вместе вслух проговорите сначала самый хороший вариант развития событий, самый плохой приобретет некоторый налет нереальности, а уверенность в собственных силах, в том, что ребенок управляет ситуацией, укрепится. Можно предложить ребенку в момент сильного волнения делать дыхательные упражнения или другие практические упражнения. Например, зажмуриться и представить свое волнение, а потом уменьшить его волшебной палочкой до нескольких миллиметров и спрятать в рюкзак: пусть подождет там до завершения работы. Или нарисовать страх, а затем сложить листочек много-много раз.

А ещё здорово помогает опыт прохождения через похожие ситуации. Например, участие в олимпиадах. Сейчас огромное разнообразие олимпиад разных форматов, можно подобрать работу под интересы каждого ребенка. Участие в них развивает способность концентрироваться, помогает преодолевать волнение на контрольных в будущем».

#ВзглядУчителя_1210
#началка1210