Как ребёнок даёт знать родителям о своём страхе или тревоге? Что он с этим состоянием делает? Является ли его поведение адаптивным и способен ли он найти способ разрешить эту ситуацию, или он рассыпается на ваших глазах и это только увеличивает силу воздействия тревоги на него и на всю вашу жизнь?
Желание ребёнка получить родительскую помощь, поддержку или даже его мольба о спасении - это всё его способы избежать тревоги и привести ситуацию в норму. Цель ребёнка заставить вас такого всемогущего, доброго, опытного взять на себя контроль, который ускользает от самого ребёнка в данной ситуации. Целью поведения ребенка может быть желание заручиться вашей поддержкой, чтобы сделать избегание более приемлемым и нормальным, не пойти в школу, например.
Как бы рационально не была оправдана ваша помощь, какими бы самыми хорошими намерениями вы не руководствовались, стараясь помочь своему ребёнку избежать или проконтролировать тревогу, всё равно эта помощь содержит колоссальный потенциал подтолкнуть его к неадаптивным формам поведения и помешать развитию ребёнка. Почему? Да потому что вы будете помогать обойти трудные места в тех непосредственных задачах развития, с которыми ребёнок должен справляться по возрасту: способность переносить стресс, умение себя успокоить, научиться быть самостоятельным и т.д. Стратегии контроля и избегания по определению обречены на неудачу. Точно так же ни к чему хорошему не приведут и всё более настойчивые и частые попытки ребёнка заручиться вашей поддержкой и помощью, они вызовут только большую тревогу и ещё большее желание обращаться к вам поддержкой. Следовательно, несмотря на вложенные усилия, потребность в контроле и избегании со временем и только возрастёт. Вы окажетесь в замкнутом кругу, созданной вами проблемы.
Ребёнок очень нуждается в родительской помощи во многих вопросах, в ваших непосредственных действиях или советах, поддержке, одобрении, защите. Однако, если процесс оказания помощи становится вынужденным, манипулятивным, вызывает массу неприятных эмоций, связанных с переживанием тревоги, с ощущением раздражения и беспомощности, то в таких ситуациях бывает трудно держать в голове стратегические планы и задачи развития. Вместо этого в ответ на стрессовое состояние ребёнка родители реагируют точно так же непосредственно, используя свои собственные реакции контроля и избегания, которые в долговременном плане столь же непродуктивны и не приводят к желаемому результату.
Подборка статей про тревожных детей https://www.b17.ru/selected/2141/
Если статья оказалась для вас интересной, то автору будет приятно за ваше спасибо. Это вдохновит на написание новых интересных статей!
Запись на консультацию:
телефон, WhatsApp +7-905-793-2237
скайп: sovlad2
Сурков Олег Владимирович
Я работаю с Душой!
Автор: Олег Владимирович Сурков
Психолог, Эксперт-панические-атаки-ОКР-фобии
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru