"лара, здравствуйте! во-первых, спасибо вам огромное за то, что вы делаете! во-вторых, приношу извинения за отсутствие заглавных букв, но как-то так вышло))- письмо в рубрику_ответов.
я, как мне кажется, жуткий идеалист, который в качестве защиты от нашего прекрасного мира нарастил себе броню из цинизма (и теперь жить в нем мне мешает не только идеализм, но и цинизм, хехе).
многие вещи я научилась принимать, естественно, через понимание (где-то с оправданием, где-то без): но и эти, вроде бы, ценные навыки -терпимость и принятие - развились до такой степени, что в принципе я перестала понимать, что хорошо, а что плохо. мне бы к маяковскому, пожалуй, но я вот к вам))
немного деталей. у меня всегда были очень высокие требования к себе и, соответственно, к окружающим тоже.
постепенно они снижались через осознание человеческой слабости, с одной стороны, но в некоторых аспектах, например, касаемо условной жалости к себе или лени, или "зависимости от внешних обстоятельств" (именно в кавычках, потому что до самого недавнего времени я вообще считала, что это все блажь, отговорки и снятие с себя ответственности) мои требования по-прежнему высоки.
несколько крошечных примеров:
когда подруга жаловалась на плохие оценки в институте, то поддержка выдавливалась по капле, а основной реакцией была поднятая бровь с мыслью "алё, ты хоть сядь поучись, что это за учеба такая по 2-3 часа в день?";
когда другая подруга вечно все откладывала на последний момент, срывала все дедлайны, все получалось смазанным через истерики - там вообще кроме осуждения "не, ну а чем ты думала? раньше надо было начинать" ничего и не было.
это, конечно, детские такие примеры из далекого прошлого, но мне удобно будет о них опереться, когда я буду задавать вопрос.
к счастью, я могу сказать, что у меня есть ощущение смысла жизни, в глобальном понимании, через восприятие абсолюта и все-такое (не хочется сейчас вдаваться в детали).
понятное дело, что иногда меня "отключают" от питания, но вилку в розетку, так сказать, вставляют обратно достаточно быстро.
кстати, пишу письмо как раз-таки в таком "отключенном" состоянии, лезет всякая хтонь и нет возможности отвлечься на красоту и гармонию сущего.
можно было, конечно, пересидеть этот период, но я решила его использовать для письма, потому что даже в более-менее гармоничном состоянии я чувствую, что запуталась и потеряла ориентиры.
еще несколько вводных. в жизни я устроена вполне неплохо (личная жизнь, карьера, квартира, машина, путешествия, театры, концерты), с минимальной помощью со стороны, чувствую себя некомфортно, когда кто-то другой решает мои проблемы.
был очень тяжелый год (даже почти два), с жизнью одной в другой стране, высокой загруженностью, абсолютным выходом из зоны комфорта. все это привело к паническим атакам и социофобии (вдруг), но это "вдруг" я, конечно, потом открутила назад и разобралась более-менее с причинами, теперь вот разбираюсь с последствиями))
и вот, наконец-то, мы подошли к самому главному. <тут автор письма завис минут на 30>
наверное, так:
моя модель жизнеустройства в последние годы (как результат работы над своей нетерпимостью) была очень духовно-ориентированная,
если можно так сказать, все мои ценности лежали за гранью бренного мира (отвратительно звучит, но не могу сообразить, как это сказать так же доступно, но не так пафосно).
и вот с этими ценностями я окунулась в мир, назовем так, акул капитализма (ака бизнес-школа).
само собой, пребывая в определенной среде ты молниеносно начинаешь под нее подстраиваться. и уже тебе кажется, что ты разделяешь эти ценности и тебе тоже туда.
и вот, совершив такой экскурс, я уже больше 4 месяцев (с парой месяцев просто метаний и парой более осознанных) я ищу работу, но весьма безуспешно. слава богу, что у меня есть поддержка близких и вообще есть такая роскошь - так долго искать.
но тут-то и начинается мой диссонанс:
1) крах моей системы обособленности человека от обстоятельств (не, это щас-то я понимаю, какой она вообще смешной была, но все же);
2) полное отсутствие самореализации;
3) ощущение того, что я пытаюсь себя засунуть туда, where i don't belong и одновременное непонимание того, а куда же я, собственно, belong-то;
4) борьба между "а ну это все к чертям, пойду созерцать" (в моей прежней трактовке - ленью) и вытягиванием себя как мюнхгаузен за косичку в активную деятельность ни к чему до сих пор не приводящую;
5) абсолютное непонимание баланса между "надо еще поднапрячься" и "уймись, дура, невроз дышит в спину";
6) желание все же вплести в мою прежнюю ценностную картину что-то более приземленное - типа ремесла, осмысленности рутины что ли.
мне вообще очень близки и концепция маленького человека, и теория малых дел, но, возвращаясь к началу письма, все поиски смысла в конечном счете разбиваются или об идеализм, или о цинизм.
а вопрос, собственно, в том, как найти этот баланс и как подстроить фокусировку? хотя, это и не тот вопрос.
думаю, и ответа у меня нет до сих пор именно потому, что я не знаю вопроса.
может, лара, вы мне мой вопрос поможете сформулировать?)"
о т в е т
Недавно до меня дошло что роскошь заниматься своим делом стала доступна людям совсем недавно, причем сразу в головах у людей сделалось как-то так словно иначе и быть не может. Как с водопроводом и канализацией - блага по умолчанию настолько, что и не блага как бы. Меж тем, это недоступно многим и многим.
Люди тысячелетиями работали не для самореализации а ради выживания. И сейчас, впрочем, картина не сильно поменялась, просто золотым гвоздем вбили доктрину по которой типа естественно заниматься в жизни любимым делом. А заниматься нелюбимым - это фу, противоестественно. Такие доктрины вкалываются пиплу в мозг ради экономического роста: озабоченный нещасный пипл будет тратиться на психолога, на кадровые агентства, тренинги личностного роста, курсы, да и тупо будет больше потреблять чтобы избыть невроз интеграции в социум на максимально выгодных по душевному комфорту условиях.
Насколько я смогла понять, проблема эта не имеет статичного решения, она имеет динамическое решение: на каждом этапе жизни и любой работы человек, с запросом как у вас, одновременно понимает что-то о себе и о работе. И меняется. И под измененного себя находит себе несколько иную работу. И снова в процессе немного меняется, и на следующем этапе находит что-то еще. Одновременно на изменившегося его появляется и спрос. В какой-то момент человек и спрос резонируют настолько что человек ощущает резонанс как "я нашел дело жизни".
И есть одно непременное условие чтобы такой резонанс состоялся. Неземной кусочек этого условия можно отследить в рекомендации лайф-коучеров древности: "И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков".
Рекомендация давалась в эпоху рабовладения, давалась именно рабам - то есть тем, кому некуда деваться было.
Большой сущностной разницы нет, потому что вам тоже некуда деваться - по причине избытка свободы выбора, да, но все равно некуда. Поэтому без разницы чем заняться для начала - идеальный резонанс пока не проявил себя, и проявит когда вы к нему станете готовы, а станете готовы вы в процессе всякой разной деятельности - если будете ее делать "как для Господа", понимаете?
Этот критерий качества не надо пояснять, он у каждого внутри сам себя объясняет.
И это как раз и вклад в то идеальное, что составляет сейчас часть вашего мировоззрения, и одновременно откуп от него - потому что идеалистичное должно попустить, должно уступить часть территорий вашей души гуманистичному (когда человека жалеют и понимают больше чем ущерб от его несовершенств).
Это, кстати, и есть тот баланс, к которому вы ощущаете тягу. Именно к нему, а не к балансу идеалистичного и циничного.
Теоцентричная по-настоящему картина мира не дается созерцанию - невозможно все послать к черту и этим созерцанием заняться, как вам иногда кажется возможным. Не вариант - не увидите ничего. Эта картина открывается штрих за штрихом, фрагмент за фрагментом, когда человек занят делом - любым делом - занят посвященно "как для Господа", и вот когда ему удается от дела голову поднять, то краем взгляда он вдруг видит на мгновение часть картины мира. Это краткий и бесценный миг, потому что он изменяет внутренний взор человека, и никогда, никогда у него не отнимается, а делается частью его души и дает ей приращение.
Всё ведь довольно просто устроено, и кругом рассыпаны ключи к этому устройству, и все они подходят.
Таков, к примеру, ключ "в малом ты был верен - над многим поставлю тебя". Это то же самое "делайте как для Господа" (тут даже не в том дело верит ли человек в трансцендетное, понимаете? это универсальный ключ: корректно овладей малым - откроется проход дальше).
Надеюсь что-то пригодится вам из сказанного в ответ на ваш не_вопрос)
________________
всё выше сказанное - просто мой взгляд на описанное в письме.
пожалуйста помните, что я никакой не психолог.
как задать вопрос в рубрику (бесплатно с публикацией или платно но приватно) можно спросить в комментариях
на другие вопросы в комментариях я не отвечаю.