Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлой публикации мы разобрали вторую главу 1-ого послания Иоанна.
В третьей главе Иоанн называет христиан детьми Божьими, которые, во время второго пришествия, станут подобны Богу:
“будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть” [1 Иоан. 3:2].
Дальше апостол снова ополчается на грех, называя его беззаконием, он добавляет:
“И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нём нет греха” [1 Иоан. 3:5].
Иоанн утверждает, что праведен тот, кто делает правду, а кто делает грех, тот от дьявола:
“Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола. Всякий, рождённый от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нём; и он не может грешить, потому что рождён от Бога. Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего” [1 Иоан. 3:8-10].
Формулировка про людей рожденных от Бога, для римского мира является очень двусмысленной. Если в христианской традиции эта фраза трактуется, как духовное отцовство, то для представителя античной культуры речь идет о прямом физическом рождении ребенка от бога. Я уже рассказывала о таких верованиях ранее.
Любопытно следующее утверждение Иоанна:
“Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны” [1 Иоан. 3:11-12].
Напомню вам, что в истории Каина и Авеля не участвовал лукавый, ни как змей, ни как сатана, дьявол и т.д. Сатана в Ветхом завете, как я уже рассказывала, появляется лишь один раз - в книге Иова, больше нигде. Да и в чем же была неправедность дел Каина? В том, что он принес в жертву Богу плоды своих трудов, точно так же, как и брат его принес в жертву плоды своих трудов?
Апостол советует не удивляться тому, что люди ненавидят христиан:
“Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас” [1 Иоан. 3:13].
Снова напоминает о братской любви, говоря:
“Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца” [1 Иоан. 3:15].
Ого! Какое сильное заявление. Не помню, чтобы Иисус утверждал что-то подобное.
Иоанн считает, что любовь должна проявляться не в словах, а в делах, в этом он согласен с апостолом Иаковом, и стремиться к тому, чтобы сердце не осуждало человека:
“ибо если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает всё” [1 Иоан. 3:20].
Заканчивается глава словами:
“И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нём, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаём по духу, который Он дал нам” [1 Иоан. 3:24].
В следующей публикации перейдем к 4-ой главе 1-ого послания Иоанна.
В первые годы христианской истории тексты евангелистов воспринимались чаще всего «на слух». Современные люди тоже имеют такую возможность и могут делать это не только в храме, но и в любом удобном для себя месте: аудиокнига Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.
Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех
Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала
Другие циклы по ЭПОХЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:
Культура средневековой Индии - начало здесь
Культура средневековой Шри-Ланки - начало здесь
Культура средневековой Камбоджи - начало здесь
Культура средневекового Таиланда - начало здесь
Культура средневекового Китая - начало здесь
Культура средневековой Японии - начало здесь
Культура средневековой Европы - начало здесь
Анализ библейского текста - начало здесь. Ветхий завет - начало здесь, Евангелие от Матфея - начало здесь, Евангелие от Марка - начало здесь, Евангелие от Луки - начало здесь, Евангелие от Иоанна - начало здесь, Деяния святых апостолов - начало здесь, Послание Иакова - начало здесь, 1-ое послание Петра - начало здесь, 2-ое послание Петра - начало - здесь.