Когда в XVI столетии русские конкистадоры ринулись в Сибирь, они обложили местных туземцев натуральным налогом – ясаком. Потом пришлось освобождать от уплаты ясака тех дикарей, которые стали православными. Но это было экономически невыгодно государству, поэтому начались всякие выкрутасы вокруг этого дела, от которого в финансовом плане стала страдать церковь.
Недавно, перелистывая какаю-то книжку сибирских исторических рассказов, я натолкнулся на такой факт, что до Петра Первого в Сибири насильственная христианизация туземного населения была запрещена.
Ну, подивился я такому факту, прекрасно помня еще из школьной истории, что, например, при завоевании испанцами Америки христианизация была обязательной, а кто из индейцев не хотел креститься, того обращали в рабство или вообще убивали. Таким образом только в одном XVI веке индейское население Латинской Америки сократилось в 15 раз (с 25 до 1,7 миллионов).
Правда, не все эти миллионы пропали из-за жестокости испанцев, какая-то часть просто умерла от оспы и других болезней, занесенных европейцами, но цифра насильственной убыли населения всего лишь за 100 лет все равно впечатляет.
И вот я начал искать дальнейшие сведения о запрете насильственной христианизации туземцев в Российской империи, чтобы понять, с какой целью этот запрет вообще появился. Потому что хоть русские и были менее жестокими, чем испанские конкистадоры, тем не менее, христианизация всего населения была одной из главных забот любого христианского государства той тёмной поры, когда религия буквально заменяла все законы, в том числе и уголовные. И Россия была не менее христианским государством, чем та же Испания, а может даже и более.
В общем, ларчик раскрывался просто, хотя сама проблема была посложнее того, что можно было бы придумать. Оказывается, русские колонизаторы, хотя и относились к лояльным туземцам весьма демократично, но ясак с них все же брали. Кто не знает, то ясак – это разновидность натурального налога, который должен платить каждый «бродячий» (не оседлый, то есть не «сословный») подданный государства за то, что он таковым является. Взамен эти «граждане» получают от государства защиту от внешних врагов и все остальные гражданские права.
Ясак несколько отличается от подоходного налога, так как племена туземцев невозможно контролировать так, чтобы следить за их доходами, поэтому и брался с племени единый налог по количеству проживающих в этом племени голов. С сибирских туземцев было что брать в ясак, так как они были охотниками и добывали огромную массу шкур всяких животных, также промышляли рыбой и вообще всем, чем можно поживиться в глухих и богатых дебрях Сибири.
В принципе, такие налоговые отношения туземцев устраивали. Если раньше они платили дань всяким бандитам, которые совершали набеги на племена и кроме взятия дани приносили страшные несанкционированные разорения, новое государство обеспечивало им настоящую защиту от беспредела, да и ясак брало по-честному, если так можно выразиться, а не гребло все подряд.
Однако тут несколько портил эту идиллию русский закон, по которому от уплаты ясака все христиане освобождались подчистую. А если сделать всех туземцев христианами, то кто же будет ясак платить? Церковь, конечно же, процветала, а царь – нет.
Естественно, наиболее предприимчивые дикари не преминули воспользоваться налоговыми льготами и крестились, чтобы стать полноправными гражданами Российского государства. Таким образом они освобождались от выплаты ясака и платили только подати, которые были неизмеримо меньше. Российской казне это, конечно же, было невыгодно, но положение спасало то, что большинство туземцев все же не желали менять веру, а предпочитали платить ясак. Ну, это было выше них, вера предков для многих – это дело принципа.
Вот как раз этим и воспользовались российские власти, запрещая попам насильно крестить туземцев. Ну, попы все равно вели среди местного населения кое-какую пропаганду, но в основном они обслуживали колонизаторов – казаков, чиновников и их семьи. А вот силой брать в христианство было запрещено.
Но уже во времена Петра I многое в этом деле изменилось. Ясак стали взимать даже с туземцев-христиан, правда новокрестившимся давали отсрочку – кому на 3 года, кому на 10. По истечении этого срока ясак все равно приходилось платить, правда, только кочевым («бродячим») туземцам, потому что туземцы оседлые вступали, как правило, в общероссийские сословия, и платили подати уже как полноправные подданные Российской империи.
И так продолжалось до самой Советской власти, но коммунисты придумали другие способы обложения туземцев натуральным налогом, более интересные. Однако об этом я постараюсь рассказать в другой публикации.
МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:
Как русские в XVII веке искали недобитую Монгольскую империю и попутно захватили всю Сибирь
Самая большая загадка Сибири – Золотая Баба весом около тонны. Где она спрятана, и когда ее найдут?
Древнее русское Заполярье. Острог Кола – предтеча современного Мурманска
Если русские – это татары, то почему татары – это не русские?