Самая волнующая легенда о богатейшем кладе в Сибири – это золотая статуя весом около тонны, которая уже более 500 лет вдохновляет не одно поколение охотников за сокровищами. Зовут эту легенду Золотая Баба, она является древним идолом сибирских туземцев и первейшей целью кладоискателей самого разного ранга.
История Руси-России настолько богата, что до разрешения многих загадок в этой истории у ученых просто не доходят руки. И часто случается так, что очень многие сведения по истории России становятся известны из публикаций иноземцев, которые, побывав в нашей стране (а то и вовсе в ней не бывая) сообщают всякие сведения, которые по большей части совершенно не подтверждаются.
Одним из образчиков таких «сведений», относящемся а XVI-му веку, были рассказы о том, что якобы где-то за Уралом, в недрах Западной Сибири, на берегах реки Оби в тайном урочище стоит богиня местных туземцев – Золотая Баба. И что опять якобы это статуя, вылитая из чистого золота, и весит она «70 пудов» (почти тонну без малого).
Совершенно ясно, что тонна золота в любые времена стоит целое состояние, а сегодня, учитывая и историческую ценность такой языческой скульптуры, насчитывавшей, по всей видимости, не менее 700 лет, Золотая Баба была бы вообще бесценна.
Но вот уже пол тысячелетия ведутся поиски этого артефакта, а не удалось найти никаких его следов. А стоит ли вообще искать?
Искать, конечно же, стоит, потому что в поисках можно наткнуться на другие не менее интересные вещи, о которых никто никогда не упоминал, но, тем не менее, вероятность их существования вполне реальна. В истории и археологии так бывает очень часто – ищешь что-то одно, а находишь другое, не менее ценное. Вполне возможно, что за легендой о Золотой Бабе скрывается нечто иное, потому что часто дыма без огня не бывает.
Так что же собой представляет «классическая» Золотая Баба?
Как писалось выше – это скульптурное изображение старой толстой женщины, выполненное в традициях сибирских народов, населяющих Западную Сибирь (или ее основную обитаемую часть – Югру, то есть Зауралье), в основном это ханты и манси (остяки и вогулы, если читать старинные рукописи), а также народы коми, часть тунгусов и ненцы. Другими словами – это языческий идол, которому поклонялись туземцы тех мест, и можно было сказать, что это классический символ жизни.
К слову сказать, на сегодняшний день было найдено много скульптур этой Бабы, как более старых каменных, так и более новых деревянных. Но ни одной, выполненной из золота, отыскано не было. Всем, кто за 500 лет упоминал об этой скульптуре, не могли помочь даже коренные народы, которые ей якобы поклонялись, то есть туземцы не то, чтобы не хотели показывать пришельцам свое святилище, но и всячески отрицали его существование.
Впервые термин «Золотая Баба» упомянут в одной из статей так называемой «Софиевской летописи» («Софийский времянник»), которая датируется самым концом XIV-го века, но никаких источников сведений об этом идоле не указывается. В принципе, летопись повествовала даже не о самом идоле, и даже не туземцах, а об известном русском миссионере Стефане Пермском, который, якобы, что-то слышал о Золотой Бабе, причем не от местного населения, а от русских охотников, уже в те годы проникавших далеко за Уральский хребет.
Затем о Бабе не упоминается более 100 лет, пока, наконец, польский писатель Матвей Меховский, зарабатывавший сочинительством книг по географии мира, в 1517-м году не упомянул в одном из своих трудов об этом туземном идоле. И опять-таки источником сведений послужили русские, которые сами за Урал в Югру не ходили, а только слышали от кого-то что-то.
Спустя несколько лет в Германии вышли записки известного по тем временам немецкого дипломата Сигизмунда фон Геберштейна, который побывал в России в 1516-1518 гг. и все свои наблюдения и размышления изложил в книге «Записки о Московии». Никаких точных данных этот автор также не предоставил, но с момента выхода его «ученого труда» упоминания о Золотой Бабе начали появляться практически в каждой книге иностранных «летописцев» о России. Можно считать, что именно начало XVI-го столетия стало стартом для популяризации Золотой Бабы в Европе.
Кстати, и сами «московиты» не ведали, что в их владениях находится такое богатство (о культурном значении изделий из золота, особенно изъятого у других народов, в те времена мало кто задумывался). Как только началась целенаправленная экспансия русских в Сибирь при Иване Грозном, каждый новый «сибирский конкистадор» ставил перед собой еще одну цель – во что бы то ни стало отыскать «70 пудов» золота, которому покланялись туземцы.
Однако с этим вышла заминка, которая длится и по сей день. Мало того, что Золотой Бабы так и не нашли, так же не нашли даже источников золота, из которого она якобы была сделана. Если бы такие источники существовали, то русские первопроходцы о них обязательно узнали бы. Но практически всё «историческое» золото в тех местах – это импортный продукт, в Югру он всегда попадал с «югов» - из Ирана и Китая. В любом случае насобирать тонну очень дорогого золота, чтобы «вылепить» из него своего, хоть и очень влиятельного идола, нищие туземцы никак не смогли бы.
Практически все серьезные современные ученые, специализирующиеся на истории Югры, утверждают, что Золотая Баба» родилась исключительно в спекулятивных целях, причем не в самой России, а в Европе. Исключением может быть «Софийская летопись», в которой Золотая Баба упоминается конкретно, но принимая это упоминание за исключение, следует принимать и вероятность подделки, так как сама рукопись, пока не дошла до наших времен, неоднократно переписывалась, по крайней мере, некоторые листы переписывались как раз в XVI-м столетии. А, возможно, и Меховский, и Гибертшейн имели возможность ознакомиться с содержимым «Софийской летописи» (причем Гиберштейн даже мог держать ее в руках), и уже отсюда и «пошла Баба по Европе».
К слову сказать, и до Стефана Пермского, который считается одним из пионеров освоения восточных пределов Руси, был ряд миссионеров и писателей, весьма подробно описывавших Зауралье, и в трудах которых содержится множество сведений, подтверждающихся более поздними исследователями. Но ни один из них, кроме Стефана, о Золотой Бабе не упомянул. Упоминались только каменные изваяния и деревянные идолы, но о золоте речь не шла.
Анализируя все сведения, которые сегодня имеются в распоряжении исследователей, можно смело утверждать, что Золотая Баба – это своеобразная историческая аномалия, которая возникла исключительно в воображении средневековых историков. Не будем забывать о том, что как раз в XVI-м веке испанцы проникли на Американский континент, где обнаружили огромные богатства, и количество золота, отобранное конкистадорами у местных народов, исчислялось сотнями и даже тысячами тонн. Российские же конкистадоры, которые в ту же эпоху ринулись на завоевание мира в обратном, восточном направлении, золота не находили, за малым исключением. Возможно, легенда о Золотой Бабе как раз и появилась для того, чтобы активизировать действия сибирских завоевателей в поисках золота и прочих сокровищах.
Но это, конечно же, всего лишь гипотезы. Возможно, Золотая Баба на самом деле существует и тихо дожидается в каком-нибудь укромном месте своих будущих исследователей?
МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:
Пять тонн золота Колчака лежат в Байкале на большой глубине
Как «отсталый улус Золотой Орды» Московия спас от погибели «мощную европейскую державу» Украину
Как можно успешно оболгать свою Родину на примере фильма «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным»