Газ — это страшно? Газ — это счастье!

546 прочитали

Сколько людей — столько и мнений. Например, автор канала «Очерки из Тавриды» предпочитает дома без газовых плит:

А на канале «Жизнь и Крым» другая проблема — как подключить газ:

Некоторых людей пугает, что "газ взрывается". И часто ли он взрывается? Да, раз в месяц в новостях показывают, что где-то на просторах необъятной разнесло пару квартир, раз в полгода — что газовый автобус... А сколько квартир горит и просто людей уходит от неправильно эксплуатации электроустановок? Увы, десятки каждый день. В сотни, а то и в тысячи раз больше.

Всё просто: газового оборудования в домах мало, обычно 1-2 прибора (плита и котёл), и их эксплуатация строго регламентирована — даже подключать обязан только допущенный человек. А электрооборудованием опутаны все дома, гаражи и предприятия, включая негазифицированные, и в частных владениях никто особо за сетями после счётчика не следит, да и на предприятиях далеко не всё всегда гладко... Так что безопасность газового оборудования, даже с учётом разницы в количестве, выше, чем электрического.

Того же поля и другая ягода — страх перед автомобильным ГБО. Мол, "взрывается". А что, без ГБО автомобили не бьются? Бьются ещё как, и последствия бывают похлеще. Ведь в автомобиле газ может рвануть по-разному — может сзади при заправке с работающим двигателем, может в салоне при утечке, может «раскрыться» баллон... По-настоящему опасен лишь третий случай, а в первых двух что? Вылетят стёкла, обгорят волосы, это из практики... К тому же бо́льшую часть этих «хлопков» можно предотвратить.

Итак, по каким причинам «хлопает» газ и какой он вообще бывает? В народе применяются два сильно разных газа — пропан-бутановая смесь и метан. В сетях — лишь один из них.

  • Пропан получают из нефти — это фракция легче бензина, одна из самых «верхних». Он дороже, но имеет замечательное свойство — сжижается при сравнительно небольшом давлении. По ГОСТ 15860-84 давление в пропановых баллонах допускается до 1,6 МПа (16 атмосфер), что не так много, как в колёсах шасси многих самолётов. До такого давления заправляются и бытовые, и автомобильные баллоны.

Без давления пропан начинает выкипать, как быстро — зависит от температуры, вот медленное кипение при –15 °С: https://vk.com/video1855419_456239517

Мне один товарищ заявил, что это конденсат, но я после сборки баллона на этом «конденсате» проехал ещё 200 км...

То есть много-много газа можно сжать в жидкость и запихать в небольшой и недорогой баллон и оставить его так хоть на годы. У меня есть опыт запуска машины с пропановым ГБО после двух лет простоя — запустилась с первого раза, так как баллон герметичен и ценные компоненты не улетучиваются. Пропан обозначается аббревиатурой СНГ (сжиженный нефтяной газ) или LPG (liquified petrol gas).

Благодаря удобной для перевозки сжиженной форме пропан-бутан возят в основном по железной дороге. Газовые «бочки» видно сразу — люк закрыт сверху высоким колпаком, защищающим заправочную арматуру, и часто ещё прикрыт мощным ограждением, потому что если арматуру снесёт чем-нибудь негабаритным — сжиженный газ начнёт кипеть:

 Сколько людей — столько и мнений.

  • Метан, он же природный, он же болотный газ, дешевле, но, зараза, не сжижается при земных температурах. Чтобы его сжижить, нужна температура –163 °С, тогда он уменьшится в объёме примерно в 600 раз, это будет LNG (liquified natural gas) — сжиженный природный газ. При такой же температуре его нужно и хранить, и тут два выхода — либо активное охлаждение, что невыгодно, либо хранение в термосе и стравливание медленно выкипающего газа.

Второй вариант на транспорте тоже неудобен, если машина не используется постоянно, а в быту и вовсе невозможен. Поэтому в метановом ГБО используют обычно КПГ — компримированный природный газ, он же CNG. Это метан, сжатый до давления до 27 МПа (270 атмосфер).

 Сколько людей — столько и мнений.-2

Сразу видно, что это раз в 15 больше, чем в пропановом баллоне, поэтому баллон намного тяжелее (что минус для легковой машины) и намного опаснее. «Раскрытия» в основном случаются именно с метановыми баллонами, особенно с композитными — от машины остаётся одно днище с колёсами. Пропановые же практически не рвёт, разве что вследствие пожара, но в пожаре взрывается и обычный бензобак.

Поэтому метан к потребителям в основном перекачивается по трубам под большим давлением, в основном с помощью газотурбинных двигателей:

Давление это может быть под сотню атмосфер, может и больше. На входе в населённый пункт оно понижается газораспределительной станцией (ГРС) до давления 0,3 — 0,6 МПа (3 — 6 атмосфер), а перед подачей в жилые дома давление ещё раз понижается газорегуляторными пунктами (ГРП):

 Сколько людей — столько и мнений.-3

  • И под каким давлением бытовая сеть? По ГОСТ Р 54983-2012 метан после ГРП под давлением всего-навсего 0,003 МПа или три сотых атмосферы! Кстати, встречается расшифровка «газоредукторный пункт», но по ГОСТ 34011-2016 именно газорегуляторный.

Понятное дело, что под таким давлением трубу разорвать не может, все пожары и взрывы — следствие утечек, иногда и вовсе незаметных. Причина — неправильный монтаж либо износ оборудования, именно поэтому, для контроля износа, сейчас становится обязательным заключение договора на обслуживание внутридомового газового оборудования (ВДГО).

Монтаж — тоже дело тонкое. Например, враги-китайцы в комплект с газовым шлангом могут положить резиновые прокладки, а простая резина в атмосфере газа нормально не работает — охрупчивается («сохнет»). В итоге через время прокладка трескается и начинается утечка... И таких подводных камней много, поэтому с газом лучше не шутить, а обращаться уважительно. Как, впрочем, и с электричеством, на эту тему у меня есть пара статей:

Как жить рядом с опасностью

Избы горят и горят... От плохих электриков и нерадивых хозяев

Кстати, именно из-за низкого давления не бывает газовых плит на верхних этажах высотных зданий. Раньше правила жёстко ограничивали установку газовых плит до 11-го этажа, сейчас же СП 402.1325800.2018 ничего особо не запрещают, однако газовый столб ничтожного давления — 0,03 атмосферы же —, поднимаясь до верхних этажей, задавливает сам себя — то есть газ туда просто не достаёт.

  • И напоследок — о бытовых баллонах. В них, как уже было сказано, сжиженный пропан под давлением до 1,6 МПа, поэтому для работы с плитой на баллон ставится редуктор, понижающий давление до тех самых 0,003 МПа. А в плите обязательно заменяются жиклёры с «метановых» на «пропановые», с меньшим диаметром отверстия. Это важно.

Столько сложностей — и ради чего? С газом экономично. Отопление сетевым метаном в 3-4 раза дешевле электрического, дом моих родителей, площадь которого 300 кв. м, топить электричеством в морозы стоило до 30 тысяч рублей, метаном — до 8 тысяч. Готовить на газу тоже экономично, а конфоркам не требуется время на разогрев.

Поэтому о газе мечтают многие жители востока страны, где сетевого метана нет и не предвидится... Правда, у газа всё же есть недостаток — температура пламени конфорки вполне определённая и снизить её нельзя, а залог хорошего борща — чтобы он не кипел. На электроплите это легко делается переключением на «единицу», температура конфорки с кастрюлей падает ниже 100 °С, а вот с газом проблема... Как вы её решаете?

А об автомобильном ГБО — в другой раз.

Гараж-монтаж

Общее оглавление канала