Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова о главном событии во вселенной. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Суббота Светлой седмицы, 29 апреля 2006 года.
Апостол Павел говорит: если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша (1 Кор. 15, 14). Очень важно для каждого христианина именно исповедание Воскресения Христова, потому что, если не было Воскресения, то тогда мы не спасены, а Христос – обыкновенный учитель из ряда других. Люди безбожные так и считают равночестными хоть Будду, хоть Мохаммеда, хоть Моисея, хоть Христа. Дальше этот список можно продолжить, потому что, помимо таких известных, есть ещё помельче всякие учителя. В силу своей духовной слепоты говорят, что все религии учат одному и тому же. Странно, Пётр исповедует Бога Авраама, Исаака и Иакова, Сына Божия Иисуса Христа, а буддисты говорят, что Бога нет. Ничего себе одно и то же исповедуют. Кто это может сказать? Это может сказать только человек, который совершенно ни в какой религии ничего не смыслит. Есть некоторые совпадения, например, и Коран говорит о милости, и Евангелие, но взгляд на мир, на человека, но самое главное – взгляд на Бога совершенно разный. Все религии исповедуют разных богов. Значит ли это, что у вселенной много творцов? Нет, не значит. Это значит, что какая-то религия исповедует истинного Бога, а все остальные заблуждаются. Это можно исследовать и проверить, но для этого нужно употребить труд, нужно прочесть первоисточники, нужно прочесть обязательно биографию основателя, нужно исследовать учение и нужно посмотреть на плоды. Если религия утверждает, что она ведёт своих адептов к спасению, покажите человека, имя, фамилию, год рождения, год смерти, чего он достиг с помощью этой религии. У каждой религии есть святые. Посмотрите, сравните их лица, их поведение, их собственную жизнь, их соответствие тому, чему они учат. Конечно, некий малый труд придётся употребить, чтобы разобраться, кто бог ложный, а кто истинный. Ещё очень важно посмотреть на священные изображения, которые рождаются в той или иной религии. Можно рассмотреть искусство ислама, можно рассмотреть искусство буддизма. Я имею в виду религиозное, конечно, хотя и в светском имеются следы. Можно рассмотреть искусство иудеев, можно рассмотреть искусство любой секты или рассмотреть отсутствие такового. У многих граждан, которые собираются в какое-то религиозное общество, у них вообще не хватает энергии не только чтобы создать какое-то искусство, а вообще хотя бы что-нибудь реально стоящее. Это всё очень легко сравнимо. Например, пойдём мы в любой ламаистский монастырь, дацан и посмотрим, какие там священные изображения существуют. Что мы увидим? Мы увидим знакомые с детства хвосты, клыки, отверстые пасти. Мы увидим чудовищ с золочёными рогами, с раздвоенными копытами. Сразу узнаётся, сразу совершенно понятно, что вообще происходит в душе буддиста, который отрицает Бога. Кто вместо Бога заполняет сердце человека? Независимо от того, что юридически все религиозные организации равны перед законом, но очами видно, если глаза есть, если человек непредвзят, он легко может в этом разобраться наглядно. Почему? Потому что всякая духовность или её отсутствие рождает вполне определённые формы, вполне определённые звуки, вполне определённую систему взглядов на мир и так далее. А дальше уже человек выбирает сам совершенно добровольно.
Пётр, обращаясь к мужам израильским, опирается на то, что у них общего, вернее то, о чём они говорят, потому что очень часто люди именуют какого-то Бога. Например, если вы поговорите с иеговистами, они очень часто имя Христово упоминают. А когда они завлекают к себе в секту новых членов, они предлагают изучать Библию, но тем не менее они не являются христианами. Ни одна даже самая распротестантская церковь никогда не сможет признать иеговистов христианами, это совершенно невозможно. Почему? Ну потому что они не веруют в то, что Иисус Христос Сын Божий, во всём равный Отцу, они не исповедуют общий для христиан Символ веры. Даже если те мужи израильские исповедовали Бога Авраама, Исаака и Иакова, как они говорят, на самом деле это глубокое заблуждение и с их стороны, и со стороны тех, кто думают, что они действительно поклоняются и исповедуют Бога Авраама, Исаака и Иакова. Это не так, они исповедуют совсем другого бога. Представим себе, что если б кто-то из нас любил и почитал какого-то человека, осмелилась бы у нас рука подняться на то, чтобы убить его сына? Что же это за любовь и что это за исповедание? Причём абсолютно твёрдо зная, что этот человек ни в чём не виноват. Намеренно оклеветали и, чтобы скрыть Воскресение, поставили стражу, запечатали гроб печатью, но Воскресение всё равно совершилось. Вот об этом Пётр говорит, что он свидетельство. Свидетельство Петра и свидетельство всех апостолов естественно закончилось тем, что их убили – всех до одного, кроме апостола Иоанна Богослова. Он, уже старенький, был в ссылке на острове Патмос, жил далеко от Иудеи, в Эфесе, в Малой Азии с Матерью Божьей. Хотя он претерпел и пытки, и заключение, и истязания, но единственный до глубокой старости дожил и даже написал четвёртое Евангелие. Свидетелей преступления те, кто совершил это преступление, всегда убирают с глаз долой. Самое надёжное убирание заключается в убийстве, поэтому нет ничего удивительного в том, что апостолов убили. За что же их убили? За то, что они были свидетелями того, о чём сказал Пётр. Свидетелями чего? Воскресения. Они говорят: «Мы видели, это был не дух, это был не призрак, это была не галлюцинация. Мы Его осязали, мы свидетельствуем». А теперь представим себе человека, который бы согласился о чём-то ложном свидетельствовать, например, сказал бы: «Я вчера видел ковёр-самолёт, как он летал над Красной площадью, а потом сел на ГУМ». Если этого человека потом пытать калёным железом, лупить плёткой с крючками, повесить за ноги вниз головой, он скажет: «Я соврал и пошутил». Человек, который вытерпит все мучения, он абсолютно уверен в истинности этих слов, а человек обыкновенный, даже если он уверен, он под пыткой всегда скажет то, что от него требует. Когда НКВД пытали людей и отсутствием сна, и побоями, и рядом других пыток в камере, например, возьмут жену, а когда его ведут по коридору, покажут, что жена прошла, а потом начинает какой-то женский голос рядом орать. А потом ему следователь говорит: «Вот и жена ваша у нас. Она даёт против вас показания». Если человек перед этим ещё восемь дней не спал, если ему передние зубы выбили, то он подпишет что угодно, лишь бы его отпустили в лагерь лес валить, чтобы кончилась эта пытка. Цена этим всем показаниям… «Ты, дедушка, кто?», – «Я трокцист». То есть он даже не может выговорить то обвинение, в котором его упрекают. Люди оговаривали себя и в чём только не подтверждали свою мнимую вину! Любой под пыткой напишет всё, что от него требуют.
Апостолы ни под какой пыткой не согласились отказаться от своего свидетельства. Почему? Ну потому что им Господь сказал: кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10, 33). Они это прекрасно помнили и знали, поэтому они перенесли всё. Следовательно, их свидетельство истинно, следовательно, Иисус Христос есть действительно Царь Израиля, Он действительно Сын Отца Небесного, Бога Авраама, Исаака и Иакова. А те люди, которые их пытали, которые говорили, что они действительно веруют в Бога отцов наших, в Бога Авраама, они лжецы. В кого же они веровали? Сам Иисус Христос, отвечая им, говорил: Ваш отец – диавол (Ин. 8, 44). Они являлись дьяволопоклонниками, они знали о том, что они убивают Сына Божия, знали за что, знали почему Он им не угоден. Это не просто какое-то заблуждение, бабка на рынке сказала какую-то сплетню, нет, здесь всё очень серьёзно. Синедрион, который на смерть осудил Христа Спасителя, прекрасно знал, Кто перед ними, потому что давеча этот человек воскресил Лазаря. Невозможно даже при современном уровне реанимации, спустя две тысячи лет, смердящего покойника воскресить через четыре дня пребывания во гробе. Они, чтобы устранить свидетеля, хотели и Лазаря убить, вопреки очевидному. Почему? Потому что Он, Христос, совсем не отражал их желаний, их намерений, их чаяний. Он был не Тот Мессия, Который был им нужен, поэтому это убийство сознательное, совершённое группой людей, преднамеренное, с желанием убрать всех свидетелей (практически всех и убрали в последствии). Это совершенно сознательное, можно сказать, политическое убийство, хотя это были и религиозные лидеры народа, на самом деле все прекрасно знают, до сего дня и до скончания века, что религиозный фактор на миллиарды людей (а не на миллионы) всегда будет действовать. Всегда люди будут использовать его в своих целях. Им, как дьяволопоклонникам, как людям, которым интересна только земная жизнь и построение этой жизни здесь, на основах дьявольских, совершенно не нужно, чтобы воля Божья была на земли, яко на небеси. Им это совершенно не надо. Они являются противниками Бога и хотят жизнь здесь, на земле, устроить против Бога. Что мы и наблюдаем и в народной жизни, и в политической, и в любой другой. Недаром в народе говорят, что более грязного дела, чем политика, быть не может. Всё обман, всё демагогия, чёрное называется белым, белое чёрным. Тысячекратно повторяют, и люди готовы это повторять, как попки, вопреки каким-то очевидным вещам. Совершенно бредовые ситуации возникают. Первое, что приходит в голову, представим себе военные учения. Участвует дальняя авиация, штурмовики, подводные лодки. Как это называется? Операция по предотвращению терроризма. А причём тут подводные лодки? Всё вопреки здравому смыслу и все, как попугаи, повторяют. Почему? Потому что, если ты будешь повторять, что надо, получишь деньги. Если не будешь повторять, не получишь деньги. Если будешь говорить против, то получишь пулю. Вот, собственно, и всё. Совершенно очевидные вещи. Для большинства людей задуматься над очевидным очень трудно.
Трудно себе представить, что после всего того, что за две тысячи лет стало известно, а известно стало то, что Воскрешение Христа – это уже не предмет веры, это абсолютно научный, юридический факт, установленный с абсолютной строгостью абсолютно всех норм. Мало того, есть огромное количество свидетельств, причём свидетельств, запечатлённых кровью. Это не просто купленный свидетель. Наоборот, все эти свидетели засвидетельствовали перед этим свою неподкупность, поэтому если человек не верует в Воскресение Христа, он это делает по двум причинам: либо ленивое невежество, как у большинства, либо сознательное отвержение. Сознательное отвержение – это явный сатанизм, а ленивое невежество – это есть смерть души. Человек не интересуется таким важным вопросом, что Бог, Создатель вселенной, две тысячи лет назад ходил по земле и нечто такое говорил. Ну неужели важнее, с каким счётом “Спартак” с “Динамо сыграли”, или где-то в зоопарке белый тигр родился или бамбуковый медведь. Неужели важны эти все события смешные, как извержение вулкана или кто-то гриппом заболел. Шесть миллиардов с половиной людей и уже, представляете, семнадцатый человек заболел птичьим гриппом! Уже семнадцать. За это время полтора миллиона умерли от обыкновенного гриппа, но это никого не волнует. А тут уже семнадцатый человек, и все интересуются этим.
А то, что Христос жил, говорил, умер на Кресте и воскрес – это остаётся где-то за рамками. Вот у православных, у католиков своя какая-то придурь. Они куличи едят, яйца, вот она и Пасха. Нет, это центральное событие не только истории человечества, но и вселенной, потому что в этот момент вселенная изменилась. Это не просто появился человек, что-то рассказал, потом Его схватили и убили, нет. Мы празднуем нечто более великое. Человек был отделён от Бога, а во Христе воссоединились две природы. Христос был не просто человек и не просто Бог, Он был Богочеловеком. В нём, во Христе, соединились две природы. Поэтому каждый человек, кто через веру и благодать соединён со Христом, он соединён и с Богом. Через Святое Причастие человек воссоединяется с Богом и становится причастником Божьего естества. Вот что изменилось во вселенной. И это со смертью Христа не кончилось. Христос вознёсся на небеса и пребывает одесную Бога Отца в том естестве человеческом, которое в Нём, во Христе, получило обожение. Любой человек на земле, независимо от цвета кожи, независимо от воспитания, независимо от того, какой веры были его родители, он может стать сопричастником Божьего естества. Вот это фактическое, а не какое-то умозрительное воссоединение с Богом возможно для каждого. Это и есть спасение. Отпасть от этого Богочеловеческого единства человек может только грехом, поэтому Христос пришёл спасти от греха и воссоединить с Отцом Небесным.
А до рождения Христа этого не было. И Авраам, и Исаак, и Иаков – все были в аду. Что такое человеческая праведность перед святостью Бога? Это просто какие-то смешные потуги. Многие люди, когда впервые читают Библию, Бытие, удивляются, почему Авраам святой. Да, действительно, с нашей христианской точки зрения, когда мы уже две тысячи лет живём в христианскую эпоху и знаем, что такое настоящая святость, святость ветхозаветная просто смешна. Это максимум, что может сделать человек без благодати Божьей. Для Ветхого Завета это было очень большое достижение, но для христианства это даже нельзя назвать праведностью. Господь веру Авраама вменил ему в праведность, а праведником он не был. Он был праведником по сравнению с тем окружением языческим, ужасным, дьяволопоклонниками, среди которых он жил. Конечно, это была необычайная высота и величина, потому что всё познаётся в сравнении, но, как сказал Господь, любой, даже самый последний, в Царстве Небесном больше (см. Мф. 11, 11). Другое качество – вот что празднуется, а не куличи и яйца, не вербочки, совсем не это. Это центральное событие мировой истории человечества. Как бы его дьяволопоклонники ни хотели замазать, придать ему какой-то кулинарный смысл или ещё автобусов подать, чтобы всех на кладбище везти. У них прямо мечта всех закопать, а потом на нашей могиле зажечь вечный огонь. Лучшего символа не придумаешь, типичный сатанинский символ — вечный огонь. Здравствуйте, приехали. Нет, мы славим Воскресение Христово, мы хотим избавиться от вечного геенского огня. Мы настаиваем, мы должны быть с вами свидетелями. Пётр поплатился за это свидетельство и каждый, кто жить будет благочестиво, по-христиански, он будет гоним. Если человек старается идти на любые компромиссы с этим миром, тогда он лишается своего первородства и вольно или невольно, скоро ли, постепенно ли, он отказывается от своего христианства. Любовь ко Христу можно запечатлеть только подвигом. К этому Он нас и призывает. Христос Воскресе!
Дорогие братья и сестры! Мультиблог - большой многолетний проект протоиерея Димитрия Смирнова для распространения его слова. Также по благословению отца Димитрия здесь публикуются проповеди и выступления священников, разделяющих его взгляды. Для того чтобы для вас ежедневно выходил качественный материал, работает большая команда людей. Почти для всех это основная работа. Поддержите дело батюшки Димитрия, сделайте посильное пожертвование. Это поможет так же активно функционировать и развиваться нашему блогу.
Мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого миссионерского проекта.
https://www.dimitrysmirnov.ru/blog/donation/