Найти тему
Исторические мелочи

Таинственный чернокожий незнакомец

Существует вот такой портрет. Кажется, он стал относительно широко известен после того, как всплыл на одном из зарубежных аукционов в последнее десятилетие

Традиционно он считается почему-то портретом Фостена I, императора Гаити. Напомню, кто это такой. Фостен Сулук (он же – Фостен Эли-Сулук, Сулук-Фостен) родился в 1782 г. на Гаити в семье чернокожих рабов. После сложных жизненных перипетий в 1847 г. стал президентом Гаити, а в 1849 г. провозгласил себя императором Фостеном I. Так и хочется назвать его местным аналогом гораздо более известного Наполеона III, который почти параллельно и тем же путем пришел ко власти во Франции, но нет. Луи Наполеон стал императором только в 1852 г., через три года после того, как это сделал Фостен. Так что это Наполеон III - локальная версия императора Фостена)) В 1859 г. Фостен был свергнут, отправился в изгнание на Ямайку, затем переехал в Париж, пока, наконец, не получил разрешение вернуться на Гаити – в качестве частного лица.

Так вот, вне всяких сомнений, рассматриваемый портрет не является изображением Фостена I. Все, буквально все – художественная манера, одеяние персонажа – кричит о датировке портрета первой половиной-серединой XVIII в. Об этом чуть ниже, а пока давайте посмотрим достоверное изображение Фостена

К. Дитрих «Сулук-Фостен, президент Гаити»
К. Дитрих «Сулук-Фостен, президент Гаити»

Как видим, Фостен (на изображении, правда, еще в статусе президента, а не императора) облачен в полностью соответствующий своему времени, то есть середине XIX в., мундир европейского типа Я не берусь оценивать схожесть или несхожесть негритянских лиц на двух портретах. Кстати, слова «негр», «негритянский» уже окончательно и повсеместно перешли в разряд неприличных? Как людей этой расы нужно называть – «афроамериканцы»? А если они проживают в Европе – «афроевропейцы»? А если регион проживания, как в случае с персонажем нашего изначального портрета, неизвестен? Ладно, будем использовать определение «чернокожий», оно же еще допустимо к употреблению? Так вот, не берусь оценивать физиономическую схожесть императора Фостена и изображенного на изначальном портрете, но одеяния на двух изображениях однозначно свидетельствуют, что их герои проживают в разных эпохах.

Но ведь, как известно, Фостен был не первым императором Гаити. Еще в начале XIX в. в истории отметился Жак I, он же Жан Жак Дессалин. Бывший соратник известного Франсуа Доминика Туссен-Лувертюра провозгласил себя императором Гаити в 1804 г., и успел побыть таковым до 1806 г., когда был свергнут и умерщвлен. Смотрим на его относительно достоверное изображение

Л. Риго «Жан Жак Дессалин, президент и затем император Гаити», XIX в.
Л. Риго «Жан Жак Дессалин, президент и затем император Гаити», XIX в.

Точность передачи одеяния Дессалина на более позднем портрете вызывает сомнения, но так или иначе изображен он в целом в облике, предсказуемо характерном именно для его эпохи – конца XVIII-начала XIX вв. Есть правда также более позднее изображение Дессалина и в гусарском мундире…

Г. Гийон-Летьер «Клятва предков», 1823 г. (Фрагмент)
Г. Гийон-Летьер «Клятва предков», 1823 г. (Фрагмент)

…но достоверность и такого облика гаитянского императора вызывает сомнения, а главное - этот гусарский мундир также относится к началу XIX в.

Давайте «проверим» и лидера восставших гаитянских рабов Туссен-Лувертюра.

П.Ш. Бакуа «Туссен-Лувертюр после прибытия в Брест в 1802 г.», 1802 г.
П.Ш. Бакуа «Туссен-Лувертюр после прибытия в Брест в 1802 г.», 1802 г.

На гравюре, выполненной, по-видимому, очевидцем, гаитянский вождь запечатлен во вполне стандартном облике генерала французской революционной армии конца XVIII в. Да и помимо рассмотренных, во главе Сан-Доминго/Гаити в начале XIX в. стояла масса других чернокожих деятелей - король, несколько президентов - но одевались они вполне в духе своего времени.

Нет, на портрете, считающемся изображением Фостена Сулука, запечатлен не Фостен I и не один из его предшественников, стоявших во главе Гаити.

Как я уже отметил выше, и художественная манера «исходного» портрета, и множество изображенных на нем деталей позволяют датировать его первой половиной-серединой XVIII в. Я не искусствовед, поэтому не стану дилетантски рассуждать о художественных особенностях картины. Но вот несколько деталей одеяния чернокожего персонажа, которые говорят в пользу озвученной датировки.

-6

Значительный скос правого борта в низу доломана. Такой покрой был характерен для «ранних» доломанов. Потом борта стали делать прямыми, скос исчез. Потом доломаны значительно укоротились. Потом опять удлинились.

-7

Кожаные короткие штаны, по покрою по сути аналогичные современным шортам, надевавшиеся поверх гусарских чакчир для предотвращения истирания последних о седло. Попадались упоминания, что, например, в немецком языке такие штаны/шорты назывались «шаривари». По другим сведениям, во французском языке таким словом иногда называли просто любые гусарские длинные штаны. Так или иначе, изображенный на портрете предмет постепенно вышел из употребления в течение второй половины XVIII в. Правда, есть подозрение, что на рассматриваемом портрете эти «верхние штаны» могут быть имитированными, намертво соединенными с собственно чакчирами. Такое тоже практиковалось.

-8

Желтые сапоги длительное время были характерны для парадной формы гусарских офицеров, в то время как их подчиненные носили черные. Постепенно к концу XVIII-началу XIX вв. эта традиция ушла в прошлое и гусарские офицеры стали также носить сапоги из черной кожи, только часто более украшенные, чем у нижних чинов.

Итак, персонаж нашего портрета живет в первой половине-середине XVIII в. Соответствует ли его одеяние мундирам какой-то существовавшей в тот период в некоей стране гусарской части? Я проверил (наверно, под влиянием традиционной атрибуции портрета как изображения правителя бывшей французской колонии) расцветку французских гусарских полков того времени. Нет, ни с одним не совпадает. Мундир персонажа, конечно, напоминает парадное одеяние венгерских магнатов, для которых такой костюм был национальным, но мне сложно представить столь загорелого венгерского аристократа.

И все же кое-что похожее нашлось в изобразительном искусстве рассматриваемого периода. Вот картина венецианского художника Пьетро Лонги 1751 г., называемая в оригинале «L'ambasciata del moro»

-9

Вообще-то мой итальянский не идет дальше «дольче вита», «финита ля комедиа» и «Бенито Муссолини». Но в данном случае даже я понял значение итальянского словосочетания: «Мавританское посольство». Аналогичным образом переводит это название и Гугл-переводчик. Но, конечно же, на полотне изображено вовсе не дипломатическое представительство страны Мавритании (которой в тот период и не существовало) в Венецианской республике. Пьетро Лонги был автором жанровых произведений, изображающих сценки из жизни жителей Венеции. И в данном случае он запечатлел то, что стоит переводить как «посольство мавра», то есть приход в некий дом/семейство мавра с неким письмом/посланием, которое и держит в руках женщина в центре. Чернокожий персонаж картины («мавр») не имеет дипломатического статуса, а, скорее всего, служит у какого-то богатого венецианца «порученцем для рассылок», «гайдуком». Тот факт, что это место занято чернокожим, по-видимому, не является чем-то из ряда вон выходящим для Венецианской республики, имевшей широкие экономические и политические связи по всему миру. И с родиной чернокожего рассыльного, и с Балканами и Центральной Европой, откуда был заимствован образец его костюма.

Сходство костюма «мавра»-рассыльного из Венецианской республики с одеянием персонажа нашего «исходного» портрета значительное. Это и общий костюмный комплект (доломан, ментик, чакчиры, сапоги, меховая шапка) и расцветка, включая желтый цвет обуви.

Но, конечно же, социальный статус у них совсем разный. Чернокожий персонаж первого портрета занимает гораздо более высокое положение, чем его разносящий письма собрат. Об этом свидетельствует и общая богатая расшивка его мундира. И дорогостоящий эгрет с (предположительно) жемчужинами на его шапке

-10

И находящийся у него под правой рукой чертеж корабля, на котором он что-то измеряет циркулем.

-11

Это говорит, разумеется, о наличии у портретируемого определенного уровня образования или, по крайней мере, профессиональной подготовки.

Наш персонаж должен иметь отношение и к сухопутной военной сфере (гусарский мундир) и к морской (чертеж корабля, настоящий корабль на заднем фоне). Но кто это может быть…. увы, остается для меня загадкой. А весьма условно изображенный на корабле флаг не позволяет уточнить и государственную принадлежность таинственного чернокожего незнакомца.

-12

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.