Существует вот такой портрет. Кажется, он стал относительно широко известен после того, как всплыл на одном из зарубежных аукционов в последнее десятилетие
Традиционно он считается почему-то портретом Фостена I, императора Гаити. Напомню, кто это такой. Фостен Сулук (он же – Фостен Эли-Сулук, Сулук-Фостен) родился в 1782 г. на Гаити в семье чернокожих рабов. После сложных жизненных перипетий в 1847 г. стал президентом Гаити, а в 1849 г. провозгласил себя императором Фостеном I. Так и хочется назвать его местным аналогом гораздо более известного Наполеона III, который почти параллельно и тем же путем пришел ко власти во Франции, но нет. Луи Наполеон стал императором только в 1852 г., через три года после того, как это сделал Фостен. Так что это Наполеон III - локальная версия императора Фостена)) В 1859 г. Фостен был свергнут, отправился в изгнание на Ямайку, затем переехал в Париж, пока, наконец, не получил разрешение вернуться на Гаити – в качестве частного лица.
Так вот, вне всяких сомнений, рассматриваемый портрет не является изображением Фостена I. Все, буквально все – художественная манера, одеяние персонажа – кричит о датировке портрета первой половиной-серединой XVIII в. Об этом чуть ниже, а пока давайте посмотрим достоверное изображение Фостена
Как видим, Фостен (на изображении, правда, еще в статусе президента, а не императора) облачен в полностью соответствующий своему времени, то есть середине XIX в., мундир европейского типа Я не берусь оценивать схожесть или несхожесть негритянских лиц на двух портретах. Кстати, слова «негр», «негритянский» уже окончательно и повсеместно перешли в разряд неприличных? Как людей этой расы нужно называть – «афроамериканцы»? А если они проживают в Европе – «афроевропейцы»? А если регион проживания, как в случае с персонажем нашего изначального портрета, неизвестен? Ладно, будем использовать определение «чернокожий», оно же еще допустимо к употреблению? Так вот, не берусь оценивать физиономическую схожесть императора Фостена и изображенного на изначальном портрете, но одеяния на двух изображениях однозначно свидетельствуют, что их герои проживают в разных эпохах.
Но ведь, как известно, Фостен был не первым императором Гаити. Еще в начале XIX в. в истории отметился Жак I, он же Жан Жак Дессалин. Бывший соратник известного Франсуа Доминика Туссен-Лувертюра провозгласил себя императором Гаити в 1804 г., и успел побыть таковым до 1806 г., когда был свергнут и умерщвлен. Смотрим на его относительно достоверное изображение
Точность передачи одеяния Дессалина на более позднем портрете вызывает сомнения, но так или иначе изображен он в целом в облике, предсказуемо характерном именно для его эпохи – конца XVIII-начала XIX вв. Есть правда также более позднее изображение Дессалина и в гусарском мундире…
…но достоверность и такого облика гаитянского императора вызывает сомнения, а главное - этот гусарский мундир также относится к началу XIX в.
Давайте «проверим» и лидера восставших гаитянских рабов Туссен-Лувертюра.
На гравюре, выполненной, по-видимому, очевидцем, гаитянский вождь запечатлен во вполне стандартном облике генерала французской революционной армии конца XVIII в. Да и помимо рассмотренных, во главе Сан-Доминго/Гаити в начале XIX в. стояла масса других чернокожих деятелей - король, несколько президентов - но одевались они вполне в духе своего времени.
Нет, на портрете, считающемся изображением Фостена Сулука, запечатлен не Фостен I и не один из его предшественников, стоявших во главе Гаити.
Как я уже отметил выше, и художественная манера «исходного» портрета, и множество изображенных на нем деталей позволяют датировать его первой половиной-серединой XVIII в. Я не искусствовед, поэтому не стану дилетантски рассуждать о художественных особенностях картины. Но вот несколько деталей одеяния чернокожего персонажа, которые говорят в пользу озвученной датировки.
Значительный скос правого борта в низу доломана. Такой покрой был характерен для «ранних» доломанов. Потом борта стали делать прямыми, скос исчез. Потом доломаны значительно укоротились. Потом опять удлинились.
Кожаные короткие штаны, по покрою по сути аналогичные современным шортам, надевавшиеся поверх гусарских чакчир для предотвращения истирания последних о седло. Попадались упоминания, что, например, в немецком языке такие штаны/шорты назывались «шаривари». По другим сведениям, во французском языке таким словом иногда называли просто любые гусарские длинные штаны. Так или иначе, изображенный на портрете предмет постепенно вышел из употребления в течение второй половины XVIII в. Правда, есть подозрение, что на рассматриваемом портрете эти «верхние штаны» могут быть имитированными, намертво соединенными с собственно чакчирами. Такое тоже практиковалось.
Желтые сапоги длительное время были характерны для парадной формы гусарских офицеров, в то время как их подчиненные носили черные. Постепенно к концу XVIII-началу XIX вв. эта традиция ушла в прошлое и гусарские офицеры стали также носить сапоги из черной кожи, только часто более украшенные, чем у нижних чинов.
Итак, персонаж нашего портрета живет в первой половине-середине XVIII в. Соответствует ли его одеяние мундирам какой-то существовавшей в тот период в некоей стране гусарской части? Я проверил (наверно, под влиянием традиционной атрибуции портрета как изображения правителя бывшей французской колонии) расцветку французских гусарских полков того времени. Нет, ни с одним не совпадает. Мундир персонажа, конечно, напоминает парадное одеяние венгерских магнатов, для которых такой костюм был национальным, но мне сложно представить столь загорелого венгерского аристократа.
И все же кое-что похожее нашлось в изобразительном искусстве рассматриваемого периода. Вот картина венецианского художника Пьетро Лонги 1751 г., называемая в оригинале «L'ambasciata del moro»
Вообще-то мой итальянский не идет дальше «дольче вита», «финита ля комедиа» и «Бенито Муссолини». Но в данном случае даже я понял значение итальянского словосочетания: «Мавританское посольство». Аналогичным образом переводит это название и Гугл-переводчик. Но, конечно же, на полотне изображено вовсе не дипломатическое представительство страны Мавритании (которой в тот период и не существовало) в Венецианской республике. Пьетро Лонги был автором жанровых произведений, изображающих сценки из жизни жителей Венеции. И в данном случае он запечатлел то, что стоит переводить как «посольство мавра», то есть приход в некий дом/семейство мавра с неким письмом/посланием, которое и держит в руках женщина в центре. Чернокожий персонаж картины («мавр») не имеет дипломатического статуса, а, скорее всего, служит у какого-то богатого венецианца «порученцем для рассылок», «гайдуком». Тот факт, что это место занято чернокожим, по-видимому, не является чем-то из ряда вон выходящим для Венецианской республики, имевшей широкие экономические и политические связи по всему миру. И с родиной чернокожего рассыльного, и с Балканами и Центральной Европой, откуда был заимствован образец его костюма.
Сходство костюма «мавра»-рассыльного из Венецианской республики с одеянием персонажа нашего «исходного» портрета значительное. Это и общий костюмный комплект (доломан, ментик, чакчиры, сапоги, меховая шапка) и расцветка, включая желтый цвет обуви.
Но, конечно же, социальный статус у них совсем разный. Чернокожий персонаж первого портрета занимает гораздо более высокое положение, чем его разносящий письма собрат. Об этом свидетельствует и общая богатая расшивка его мундира. И дорогостоящий эгрет с (предположительно) жемчужинами на его шапке
И находящийся у него под правой рукой чертеж корабля, на котором он что-то измеряет циркулем.
Это говорит, разумеется, о наличии у портретируемого определенного уровня образования или, по крайней мере, профессиональной подготовки.
Наш персонаж должен иметь отношение и к сухопутной военной сфере (гусарский мундир) и к морской (чертеж корабля, настоящий корабль на заднем фоне). Но кто это может быть…. увы, остается для меня загадкой. А весьма условно изображенный на корабле флаг не позволяет уточнить и государственную принадлежность таинственного чернокожего незнакомца.
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.