22-23 апреля 2023 г. в Москве прошел 10-й фестиваль современного искусства DOCA. В этом году организаторы предложили участникам опыт сближения с современным искусством через игру. DOCA 2023 развивает идею, высказанную Марселем Дюшаном, что искусство — это "игра между всеми людьми всех времен", а игра — это общий язык, коммуникация, создающая "пространство отношений" через творческий диалог между художниками, искусством и зрителем.
На мой взгляд, отличный ход, позволяющий неофитам современного искусства приблизиться к пониманию этой сложной материи. Часть авторов напрямую переосмысляли известные игры (от "Морского Боя" до "Assassin’s Creed"), часть — создавали свои игры. Многие художники переосмысляли опыт своего детства, погружаясь в ностальгию о тех беззаботных временах, своеобразная форма эскапизма. DOCA 2023 был кратковременным побегом из реальности, и зрителям это понравилось. Посетители играли в новые интерпретации классических игр, участвовали в мастер-классах и активно беседовали с медиаторами. Ниже несколько арт-объектов с прошедшего фестиваля современного искусства:
С 2022 г., когда эмоциональное напряжение нарастало во всех сферах социальной жизни, Женя Николаева стала собирать стеклянные новогодние игрушки белых кроликов 1960-х гг. Фигурки приходили к ней небольшими группами от разных людей. Каждая "семья" была зафиксирована в первоначальном составе, словно для домашнего фотоальбома, с информацией о городах, из которых они прибыли, а также именами людей, в семьях которых ранее эти игрушки были. Далее автор стерла всю старую краску и создала новый, современный образ для каждого, отталкиваясь от версии предшественника, словно он был его предком. Были сохранены эмоции и цвета. Различные сколы и утраты также перешли новым кроликам по наследству — как и полагается семейным травмам.
Автор развешивает "семейный альбом" на стене, а обновленных кроликов расставляет на большом поле друг напротив друга, разделяя только по одному признаку: одна группа игрушек — с барабанами, а вторая — без. Таким образом, кролики, которые раньше были в одной семье, теряют свою связь и оказываются в противопоставленной позиции, образуя новые группы по неочевидным признакам. Женя консервирует этот момент напряжения и некого противостояния, оставляя финал этой истории открытым. В инсталляции "За белым кроликом" автор облекает в игровую форму свои переживания хрупкости мира и условности разобщения индивидов, прослеживая развитие "отношений" сквозь несколько "поколений" игрушек, останавливая игру за один момент до разрушения этой стеклянной сказки.
Елизавета создала кукольный дом, схожий с человеческим сознанием. В своей серии снимков и видео автор рассказывает простую историю про то, как мы сами создаем свой "внутренний дом". Часто мы отталкиваем людей, окружая себя стенами, запираем в себе переживания или пытаемся их подавить, забросив в самый дальний угол чулана. Порой мы настолько концентрируемся на негативе, что не способны увидеть прекрасные вещи рядом с нами. Чем больше мы навешиваем на свой "дом" замков, тем меньше оставляем себе шансов на любое счастье. И лишь мы сами можем сделать выбор — лелеять свои травмы и сидеть в покрытых паутиной комнатах, или сгореть от чувств, желаний, боли, пуститься, словно дым, оставив за собой угли, но быть свободным.
Перформанс Елизаветы "Путешествие без слов" предлагает взглянуть на письмо как на метод ментального путешествия в пространстве и времени. Любой посетитель фестиваля мог принять участие в перформансе, при условии соблюдения авторской инструкции:
1. Вспомните детство, когда вы еще не умели писать, но уже копировали взрослых. Возможно, у вас были свои каракули, знаки, метки и коды. Вспомните это пространство свободы самовыражения и детской непосредственности.
2. Придумайте, а может, вспомните свою систему письма, знаки, коды или метки и присоединяйтесь к путешествию.
3. Пишите на обоях вместе с художником. Посредством письма на выдуманном языке можно поддержать диалог, начать свой или просто выразить свои мысли.
Прежде чем начать, пожалуйста, выдержите 32 секунды тишины.