Найти тему

СВЯТИТЕЛЬ НЕКТАРИЙ ЭГИНСКИЙ: О СОВЕСТИ И ОЖЕСТОЧЕНИИ СЕРДЦА

Святитель Нектарий Эгинский "познай самого себя" [Глава IV, о нравственном законе, параграфы 24-28]

ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ 

Часть 2. Нравственное учение.

ГЛАВА IV. О НРАВСТВЕННОМ ЗАКОНЕ

24. О совести.

Совесть есть информация, знание нравственного закона, с помощью которого душа может понимать и различать добрые и злые поступки. Чтобы судить судить об их неадекватности и качестве, чтобы он мог критиковать плохое и одобрять хорошее. Душа имеет врожденную совесть. Другими словами, душа имеет врожденную способность распознавать, что справедливо, что несправедливо, что хорошо, что плохо, что истинно, что ложно. Она получила эту врожденную силу от Бога, чтобы она могла познать Божественную волю, чтобы она могла отождествить свою волю с волей Бога.

Цель этого божественного дара подчеркивает его как нерушимый нравственный закон, который тем не менее требует совершенного доверия и подчинения. В этом совершенном подчинении нравственному закону заключается свобода человека, его развитие и совершенство. Душа одарена совестью​ с целью возвысить человека, [поставить его] на высокое место славы и чести и подчеркнуть в нем образ и подобие Божие.

Священное Писание учит, что Бог начертал нравственный закон в сердце человека, дабы он знал волю Божию, благую, приятную и совершенную, и действовал согласно ей.

Совесть, поскольку она понимает Божий вечный закон, возвещает человеку как вестнику Божьего послания Божественную волю, поэтому она требует повиновения, поскольку передает общеобязательную заповедь. По самому своему характеру совесть может рассматриваться как нравственное мерило, как правило или ориентир, с помощью которой мы можем контролировать качество наших поступков.

Максим Исповедник говорит о совести, что она есть слово Божие, что она является непогрешимым судьей, и призывает не бесчестить своей совести, поскольку ее советы чисты и потому что она открывает Божью волю.

25. О совести души

Душа, сознающая, что она не совершила преступления и не нарушила нравственного закона, радуется и спокойна, живя в радостном торжестве. Это торжество души, происходящее от соблюдения нравственного закона, свидетельствует о врожденном стремлении к добру, поэтому оно радуется только справедливости и правде, а печалится о несправедливости и лжи.

Душа, сознающая себя чистой от всякого беззакония, даже если проходит через тысячи страданий, от всего страдает и находится в опасности, имеет чистую совесть, которая утешает [или одобряет] ее. Добрая совесть есть та, которая утешает душу, страдающую за добродетель, добро, справедливость, правду и за спасение многих.

«Совесть, — говорит Златоуст, — наполняет душу радостью и приносит ей столько удовольствия, что никакие слова не могут выразить. Ибо что вы думаете, что эта жизнь приятна?Роскошный стол, здоровье тела, слава и богатство? Но эти сладости и приятные вещи, если поставить их рядом и сравнить с наслаждением от доброй совести, все переворачиваются и становятся более горькими. Нет ничего сладостней чистой совести».

Добрая совесть дает нам дерзновение перед Богом. Евангелист Иоанн говорит: «если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу,​ и чего ни попросим, получим от Него» (1 Ин. 3:21-22). А Апостол Павел говорит: «Наша похвала в том, что совесть не в чем нас не может упрекнуть» (1 Кор. 1:12).

Григорий Нисский говорит: «Ничто другое обычно так не радует нас, как чистая совесть и добрые надежды». Златоуст же говорит: «Когда совесть чиста, она и лицо украшает, и доброе здравие души румянит щеки, потому что и мудрая пословица говорит: "Счастливое сердце делает лицо сияющим"».

Григорий Богослов говорит: «имеющих чистую совесть, можно назвать сынами света». И Сирах добавляет: «Блажен человек, чья душа не в чем его не может упрекнуть, и блажен тот, кто не потерял надежды».

26. О совести человека, нарушающего нравственный закон.

Совесть человека, нарушающего нравственный закон, ужасно мучительна. Нет ничего мучительнее совести грешной души, когда она восстает и овладевает ею. Потому что ничто так не беспокоит и не ранит душу, как укоры совести. Суд совести неподкупен и строг. Пифагор говорит: «Обижающий, страдая от совести, подвергается большему страданию от совести, чем тот, чье тело бичуется и получает раны».

Златоуст говорит: «Даже если кто и согрешит тысячу раз, суд его совести не изменится. Потому что это естественно и заложено в нас Богом с самого начала. И если мы будем драться тысячу раз, она будет стоять там, кричать на нас,​ вызывать к нам, наказывать нас, осуждать нас. И нет человека, который живет со злом и не терпит тысячекратной боли и тогда, когда он мыслит о злом, и когда он его совершает. Проницательность добра внутри нас стоит непоколебимо и не отклоняется.​ Согрешающий, где бы он ни был, носит в себе горького обвинителя, свою совесть. Как невозможно никому обмануть себя и уйти от себя, так и не нельзя уйти от контроля своей совести, но​ должно терпеть строгий надзор и горькое обличение, потому что каждый имеет в себе совесть обвинителя, даже если он этого не хочет».

Человек, который терпит укоры своей совестью, очень несчастлив.

27. О нечистой совести

Нечистая совесть есть совесть человека, нарушающего Божестве­нный нравственный за­кон, всегда просящего господства своей [греховной] воли, кот­орую диктует его соб­ственное эго.

Совесть этого челове­ка теперь извращена его помраченным разу­мом и господством в нем греховного закон­а, и он уже не восст­ает и не протестует против преступлений нравственного закона, потому что он прес­тупил и закон, и заповедь. Законодатель и грех помрачили очи ду­ши его, так что он уже не видит света нр­авственного закона, света истины. Он зат­кнул уши свои, чтобы не слышать слова Бо­жия, омрачил ум свой, чтобы не понимать, ожесточил и окаменил сердце, чтобы не мог сочувствовать. Со­весть такого человека продана.

Имеющий нечистую сов­есть живет во зле, мыслит и преследует зло, желает зла ​​и делает беззаконие. У него нет мужества ни в чем. Он даже заст­авляет трепетать слуг и подозрительно см­отрит на всех. В его сердце царит смятен­ие, его одолевают гн­ев и ярость. Имеющий нечистую совесть на­ходится в аду от неч­естия, прежде времени ада, как будто он уже был в нем.

28. Об ожесточении сердца.

Ожесточение — это нра­вственное нечувствие сердца, которое так­же называют нравстве­нным ожесточением. Когда человек находит­ся в таком положении, он без стыда творит зло и даже хвалится своими грехами. По­скольку его сердце стало нечувствительны­м, его совесть безмо­лвна. Это молчание есть молчание нравств­енного омертвения. В нем [в этом состоян­ии] невозможно спаст­ись.

Ожесточенное сердце не трогают ни голос, ни призыв, ни просьба, ни уве­щевание, ни уговаривание. Откровения и чуд­еса не способны его пробудить. Ничто не впечатляет его, ничто не приводит его к пок­аянию, оно умирает во грехе, потому что благодать Божия оста­вила его.

Человек доходит до состояния ожесточении сердца, потому что грешит без страха. Он бесстрашно грешит с того момента, как подчинил духовную жи­знь плотской жизни. По словам апостола Павла, между духовной жизнью и жизнью пло­тской происходит пос­тоянная борьба: «пло­ть желает противного духу, а дух — проти­вного плоти: они друг другу противятся» (Гал. 5, 17). На сам­ом деле [это происхо­дит] по причине лени к борьбе и небрежн­ости человека, вслед­ствие чего,​ в осно­вном победу одержива­ет плоть. Кроме этого она побеждает ещё и потому, что имеет​ таких верных союзн­иков, как чувственный мир, страсти и [гр­еховные] желания чел­овеческого сердца.

Пока человек ведёт себя осторожно, спеш­ит, стремится к Богу и призывает Его Бож­ественную помощь и попечение, он укрепля­ет свою духовную при­роду и делает ее поб­едительницей в состя­зании против плоти, поэтому он покоряет ее и заставляет подчи­няться и следовать повелениям духа, что означает руководство­ваться запретами нра­вственного закона. Но как только он пере­стает быть осторожны­м, начинает торопить­ся, перестает стреми­ться и призывать Бог­а, природа подвласт­ная плоти, начинает противиться духу и в конце концов восста­ет, предъявляя много претензий.

Обленившийся по нер­адению дух и переста­вший просить помощи у Бога, начинает чув­ствовать себя бессил­ьным в борьбе с плот­ью и, начав отступат­ь, уступает ее требо­ваниям. Находясь в таком положении, чело­век считает Божестве­нные заповеди тяжким и непосильным бреме­нем.

Тогда закон плоти на­чинает господствовать над человеком. Но чем больше этот закон преобладает над че­ловеком, тем больше ослабевает [его] дух­овная природа. В то время как человек чу­вствует, что он долж­ен действовать как свободное существо, и чувствует обязаннос­ть, как нравственно- свободное существо, подчиняться закону духа, у него уже нет нравственной силы и мужества для борьбы со страстями и вооб­ще с неразумными жел­аниями, которые прои­зводятся чувствами. На этой стадии он чу­вствует себя в плену уз чувств, хочет ра­зорвать их, но он бе­ссилен, потому что дух его ослабел.

Он чувствует свою нр­авственную нищету и совесть жалуется на судьбу, но освободит­ься ему не удается,​ он не в силах восс­тановить владычество духа, так как он не прибегает к помощи Божией. К Божественн­ому попечению он не обращается. Это пол­ожение, хотя и бедст­венное, дает надежду на спасение тому, кто со слезами просит милости Божией. Про­исходит это потому, что даже в этой ситу­ации человек способен слышать голос своей совести, которая жалуется на свои прос­тупки и незаконную нравственную жизнь. Его воля хочет реагир­овать на закон плоти, который он восприн­имает как господству­ющий над ним, но ему не хватает нравстве­нной силы, также его оставила и надежда на то, что к нему мо­жет прийти благодать Божия.

В этой ситуации его может спасти помощь духовного человека. Если эта помощь не придет, то духовное рабство станет оконча­тельным. Теперь реак­ция [на грех] прекра­щается и полностью исчезает. Духовная пр­ирода отдается в раб­ство природе чувстве­нной. Голос совести теперь заглушается голосом господствующе­го греха, и человек, всецело отдавшись ему, работает на него, добровольно отрицая свою духовную прир­оду, нравственный за­кон, самого Бога. Ок­ончательная воцарение греха свершилась. Ожесточение сердца произошло. Возвращение к Богу и спасение невозможно. Тот, кто ожесточен сердцем, уже нравственно мерт­в.

Продолжение следует! В следующей публикации будет представлен 1 параграф пятой главы на тему: "о справедливости".

 

Если статья Вам понравилась, перешлите статью Вашим друзьям и знакомым, поставьте понравилось, оцените статью👍, подписывайтесь на канал и рекомендуйте его знакомым!

Переводы данного труда имеют авторское право, не могут нигде публиковаться без согласия переводчика.

Иерей Александр Сергеев