Святитель Нектарий Эгинский "познай самого себя" [Глава IV, о нравственном законе, параграфы 24-28]
ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ
Часть 2. Нравственное учение.
ГЛАВА IV. О НРАВСТВЕННОМ ЗАКОНЕ
24. О совести.
Совесть есть информация, знание нравственного закона, с помощью которого душа может понимать и различать добрые и злые поступки. Чтобы судить судить об их неадекватности и качестве, чтобы он мог критиковать плохое и одобрять хорошее. Душа имеет врожденную совесть. Другими словами, душа имеет врожденную способность распознавать, что справедливо, что несправедливо, что хорошо, что плохо, что истинно, что ложно. Она получила эту врожденную силу от Бога, чтобы она могла познать Божественную волю, чтобы она могла отождествить свою волю с волей Бога.
Цель этого божественного дара подчеркивает его как нерушимый нравственный закон, который тем не менее требует совершенного доверия и подчинения. В этом совершенном подчинении нравственному закону заключается свобода человека, его развитие и совершенство. Душа одарена совестью с целью возвысить человека, [поставить его] на высокое место славы и чести и подчеркнуть в нем образ и подобие Божие.
Священное Писание учит, что Бог начертал нравственный закон в сердце человека, дабы он знал волю Божию, благую, приятную и совершенную, и действовал согласно ей.
Совесть, поскольку она понимает Божий вечный закон, возвещает человеку как вестнику Божьего послания Божественную волю, поэтому она требует повиновения, поскольку передает общеобязательную заповедь. По самому своему характеру совесть может рассматриваться как нравственное мерило, как правило или ориентир, с помощью которой мы можем контролировать качество наших поступков.
Максим Исповедник говорит о совести, что она есть слово Божие, что она является непогрешимым судьей, и призывает не бесчестить своей совести, поскольку ее советы чисты и потому что она открывает Божью волю.
25. О совести души
Душа, сознающая, что она не совершила преступления и не нарушила нравственного закона, радуется и спокойна, живя в радостном торжестве. Это торжество души, происходящее от соблюдения нравственного закона, свидетельствует о врожденном стремлении к добру, поэтому оно радуется только справедливости и правде, а печалится о несправедливости и лжи.
Душа, сознающая себя чистой от всякого беззакония, даже если проходит через тысячи страданий, от всего страдает и находится в опасности, имеет чистую совесть, которая утешает [или одобряет] ее. Добрая совесть есть та, которая утешает душу, страдающую за добродетель, добро, справедливость, правду и за спасение многих.
«Совесть, — говорит Златоуст, — наполняет душу радостью и приносит ей столько удовольствия, что никакие слова не могут выразить. Ибо что вы думаете, что эта жизнь приятна?Роскошный стол, здоровье тела, слава и богатство? Но эти сладости и приятные вещи, если поставить их рядом и сравнить с наслаждением от доброй совести, все переворачиваются и становятся более горькими. Нет ничего сладостней чистой совести».
Добрая совесть дает нам дерзновение перед Богом. Евангелист Иоанн говорит: «если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и чего ни попросим, получим от Него» (1 Ин. 3:21-22). А Апостол Павел говорит: «Наша похвала в том, что совесть не в чем нас не может упрекнуть» (1 Кор. 1:12).
Григорий Нисский говорит: «Ничто другое обычно так не радует нас, как чистая совесть и добрые надежды». Златоуст же говорит: «Когда совесть чиста, она и лицо украшает, и доброе здравие души румянит щеки, потому что и мудрая пословица говорит: "Счастливое сердце делает лицо сияющим"».
Григорий Богослов говорит: «имеющих чистую совесть, можно назвать сынами света». И Сирах добавляет: «Блажен человек, чья душа не в чем его не может упрекнуть, и блажен тот, кто не потерял надежды».
26. О совести человека, нарушающего нравственный закон.
Совесть человека, нарушающего нравственный закон, ужасно мучительна. Нет ничего мучительнее совести грешной души, когда она восстает и овладевает ею. Потому что ничто так не беспокоит и не ранит душу, как укоры совести. Суд совести неподкупен и строг. Пифагор говорит: «Обижающий, страдая от совести, подвергается большему страданию от совести, чем тот, чье тело бичуется и получает раны».
Златоуст говорит: «Даже если кто и согрешит тысячу раз, суд его совести не изменится. Потому что это естественно и заложено в нас Богом с самого начала. И если мы будем драться тысячу раз, она будет стоять там, кричать на нас, вызывать к нам, наказывать нас, осуждать нас. И нет человека, который живет со злом и не терпит тысячекратной боли и тогда, когда он мыслит о злом, и когда он его совершает. Проницательность добра внутри нас стоит непоколебимо и не отклоняется. Согрешающий, где бы он ни был, носит в себе горького обвинителя, свою совесть. Как невозможно никому обмануть себя и уйти от себя, так и не нельзя уйти от контроля своей совести, но должно терпеть строгий надзор и горькое обличение, потому что каждый имеет в себе совесть обвинителя, даже если он этого не хочет».
Человек, который терпит укоры своей совестью, очень несчастлив.
27. О нечистой совести
Нечистая совесть есть совесть человека, нарушающего Божественный нравственный закон, всегда просящего господства своей [греховной] воли, которую диктует его собственное эго.
Совесть этого человека теперь извращена его помраченным разумом и господством в нем греховного закона, и он уже не восстает и не протестует против преступлений нравственного закона, потому что он преступил и закон, и заповедь. Законодатель и грех помрачили очи души его, так что он уже не видит света нравственного закона, света истины. Он заткнул уши свои, чтобы не слышать слова Божия, омрачил ум свой, чтобы не понимать, ожесточил и окаменил сердце, чтобы не мог сочувствовать. Совесть такого человека продана.
Имеющий нечистую совесть живет во зле, мыслит и преследует зло, желает зла и делает беззаконие. У него нет мужества ни в чем. Он даже заставляет трепетать слуг и подозрительно смотрит на всех. В его сердце царит смятение, его одолевают гнев и ярость. Имеющий нечистую совесть находится в аду от нечестия, прежде времени ада, как будто он уже был в нем.
28. Об ожесточении сердца.
Ожесточение — это нравственное нечувствие сердца, которое также называют нравственным ожесточением. Когда человек находится в таком положении, он без стыда творит зло и даже хвалится своими грехами. Поскольку его сердце стало нечувствительным, его совесть безмолвна. Это молчание есть молчание нравственного омертвения. В нем [в этом состоянии] невозможно спастись.
Ожесточенное сердце не трогают ни голос, ни призыв, ни просьба, ни увещевание, ни уговаривание. Откровения и чудеса не способны его пробудить. Ничто не впечатляет его, ничто не приводит его к покаянию, оно умирает во грехе, потому что благодать Божия оставила его.
Человек доходит до состояния ожесточении сердца, потому что грешит без страха. Он бесстрашно грешит с того момента, как подчинил духовную жизнь плотской жизни. По словам апостола Павла, между духовной жизнью и жизнью плотской происходит постоянная борьба: «плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся» (Гал. 5, 17). На самом деле [это происходит] по причине лени к борьбе и небрежности человека, вследствие чего, в основном победу одерживает плоть. Кроме этого она побеждает ещё и потому, что имеет таких верных союзников, как чувственный мир, страсти и [греховные] желания человеческого сердца.
Пока человек ведёт себя осторожно, спешит, стремится к Богу и призывает Его Божественную помощь и попечение, он укрепляет свою духовную природу и делает ее победительницей в состязании против плоти, поэтому он покоряет ее и заставляет подчиняться и следовать повелениям духа, что означает руководствоваться запретами нравственного закона. Но как только он перестает быть осторожным, начинает торопиться, перестает стремиться и призывать Бога, природа подвластная плоти, начинает противиться духу и в конце концов восстает, предъявляя много претензий.
Обленившийся по нерадению дух и переставший просить помощи у Бога, начинает чувствовать себя бессильным в борьбе с плотью и, начав отступать, уступает ее требованиям. Находясь в таком положении, человек считает Божественные заповеди тяжким и непосильным бременем.
Тогда закон плоти начинает господствовать над человеком. Но чем больше этот закон преобладает над человеком, тем больше ослабевает [его] духовная природа. В то время как человек чувствует, что он должен действовать как свободное существо, и чувствует обязанность, как нравственно- свободное существо, подчиняться закону духа, у него уже нет нравственной силы и мужества для борьбы со страстями и вообще с неразумными желаниями, которые производятся чувствами. На этой стадии он чувствует себя в плену уз чувств, хочет разорвать их, но он бессилен, потому что дух его ослабел.
Он чувствует свою нравственную нищету и совесть жалуется на судьбу, но освободиться ему не удается, он не в силах восстановить владычество духа, так как он не прибегает к помощи Божией. К Божественному попечению он не обращается. Это положение, хотя и бедственное, дает надежду на спасение тому, кто со слезами просит милости Божией. Происходит это потому, что даже в этой ситуации человек способен слышать голос своей совести, которая жалуется на свои проступки и незаконную нравственную жизнь. Его воля хочет реагировать на закон плоти, который он воспринимает как господствующий над ним, но ему не хватает нравственной силы, также его оставила и надежда на то, что к нему может прийти благодать Божия.
В этой ситуации его может спасти помощь духовного человека. Если эта помощь не придет, то духовное рабство станет окончательным. Теперь реакция [на грех] прекращается и полностью исчезает. Духовная природа отдается в рабство природе чувственной. Голос совести теперь заглушается голосом господствующего греха, и человек, всецело отдавшись ему, работает на него, добровольно отрицая свою духовную природу, нравственный закон, самого Бога. Окончательная воцарение греха свершилась. Ожесточение сердца произошло. Возвращение к Богу и спасение невозможно. Тот, кто ожесточен сердцем, уже нравственно мертв.
Продолжение следует! В следующей публикации будет представлен 1 параграф пятой главы на тему: "о справедливости".
Если статья Вам понравилась, перешлите статью Вашим друзьям и знакомым, поставьте понравилось, оцените статью👍, подписывайтесь на канал и рекомендуйте его знакомым!
Переводы данного труда имеют авторское право, не могут нигде публиковаться без согласия переводчика.
Иерей Александр Сергеев