Абстрактное искусство можно сравнить с математикой. Как и математика, оно не связано с жизнью и создаёт композиционные схемы, подобные формулам. Произведения фигуративного искусства также имеют в своей основе некую композиционную схему, но в неё «подставлены» реальные данные – деревья, горы, предметы, лица. Помимо узнаваемых объектов изображения, здесь есть реальные человеческие эмоции. Абстрактное искусство никак не связано с жизнью. Эмоции, которые оно может вызвать – чисто эстетические переживания, связанные с цветом и формой. Это роднит абстрактное искусство с дизайном. Морис Дени писал: "Помните, что картина перед тем, как стать боевым конем или обнаженной женщиной, по сути является плоской поверхностью, покрытой цветами, собранными в определенном порядке."
По одной из версий, первой абстрактной картиной была акварель Василия Кандинского, которая являлась перевёрнутой копией картины Клода Моне.
Абстрактное искусство трудно воспринимается неподготовленным зрителем. Больше того, оно вызывает у него активный протест и негодование. Ничего не понимая, зритель чувствует себя обманутым и оскорблённым. В то же время, мы встречаем в этой области искусства огромное количество шарлатанов, желающих называться художниками.
По каким же признакам мы можем узнать истинное произведение и отличить его от имитации?
Истинное произведение всегда создаётся на основе традиций предыдущих поколений художников и знании законов искусства. Одно из направлений беспредметного искусства возникло на основе светотеневого метода. Объект изображения «разламывается» светом и тенью, тень на предмете соединяется с тенью от предмета. Появляются два новых пятна, которые мало похожи на предмет. По сути, это абстрактные пятна. Остаётся только убрать предметность и больше выявить схему.
Пит Мондриан демонстрирует другой способ распредмечивания. Сначала он просто рисует деревья. Потом его начинают волновать конрформы – промежутки между ветвями. Затем он забывает про деревья и рисует только кусочки неба и доводит изображение до схемы.
Изучение беспредметного искусства необычайно важно для дизайнера. У дизайнера также нет сюжета, нет мотива - он говорит со зрителем на языке формы и цвета. Кроме того, дизайнер может заимствовать из абстрактного искусства композиционные схемы. Такие заимствования никогда не считались чем-то предосудительным.
Понравилась статья?
Лайк и подписка станут поддержкой развития нашего канала🎨