Истребитель F-14 Tomcat, несомненно, является одним из самых известных и лучших самолетов, выпущенных после Второй мировой войны. Этот защитник американского флота, за свою службу сбивший десятки вражеских машин, стал элементом американской поп-культуры, так как же он попал в руки Ирана? Почему так сложно найти F-14 в музее? В нашем материале в честь этого знаменитого сооружения вы найдете ответ на эти и другие вопросы.
Главной задачей котов была защита и поддержка собственных авианосцев, двигавшихся в соединениях, называемых ударными группами. С самого начала эти машины предназначались для работы с палуб авианосцев. Для этого было решено использовать систему изменяемой геометрии крыла. Благодаря этому при взлете самолет уменьшал тангаж, что облегчало пилоту взлет и работу на малых скоростях.
По мере того, как кот набирал высоту и переходил в более быстрый полет, пилот увеличивал стреловидность, а контур крыла приобретал более стройный силуэт, что позволяло коту развивать гораздо более высокие скорости, вплоть до 2,3 Маха!
Tomcat взял на борт двух человек: пилота и штурмана. Первый, разумеется, отвечал за наведение в полете, а второй наводил цель и анализировал данные, собранные с ультрасовременного тогда радара. Его дальность превышала даже 700 км при обмене данными по системе передачи данных (обычно в строю) или 370 км при одиночном полете.
С 1976 года истребители F-14 Tomcat начали поставляться в Иран по соглашению, подписанному двумя годами ранее. Компания Grumman, производитель F-14, после получения одобрения Министерства обороны США первоначально заключила контракт на 80 машин этого типа вместе с большим пакетом запасных частей и ракетами AIM51A-Phoenix. США очень быстро пожалели о своем решении. В результате разразившейся в 1979 году в Тегеране Исламской революции исламские боевики захватили власть и сменили государственный строй на происламский. Поставки последних самолетов были прерваны на фоне опасений агрессивной политики новых иранских властей.
Однако проблема иранских F-14 потихоньку решается сама собой: с 1979 года запчасти в эту страну не поставлялись. Летающие с тех пор самолеты в основном состоят из других иранских F-14. Подсчитано, что по сей день для Ирана самое большее дюжина или около того лет.
Власти США, наученные на собственных ошибках, очень тщательно следят за тем, чтобы иностранные F-14 «умерли своей смертью». Среди прочего, по этой причине после вывода самолетов F-14 из состава ВМС США практически каждый экземпляр был тщательно утилизирован.
Tomcat мог нести на борту шесть ракет AIM-54 Phoenix. Благодаря современному микропроцессору эти ракеты класса «воздух-воздух» стоимостью 2 миллиона долларов за единицу можно было запускать одновременно по шести различным целям, движущимся в разных направлениях. После запуска ракет «Томкэт» смог развернуться. Радар ракеты позволял ей самостоятельно поражать цель на расстоянии 145 км. Во время презентации конструкции иранским властям удалось сбить летающую мишень, находившуюся в 212 км от самолета!
F-14 составляли внешнюю часть оборонительного строя ВМС США. Они могли атаковать вражеские истребители на расстоянии до 800 км от своих кораблей. Объективы камер Tomcat позволяют визуально идентифицировать цель с расстояния более 45 км.
В 2006 году состоялся официальный вывод из эксплуатации истребителей F-14 Tomcat. Многие поклонники этих машин до сих пор борются за то, чтобы вернуть в полет хотя бы один экспонат. Tomcat, без сомнения, станет одним из самых интересных шоу по всему миру. Ведь этот самолет – настоящая легенда!