Найти тему

Самые странные самолеты в истории — от летающего ядерного реактора до воздушного авианосца

Увлечение самолетами и авиацией в широком смысле никого не должно удивлять. За всю свою историю было создано бесчисленное количество машин, которые отличались необычным внешним видом или применением. Взгляните на некоторые из них.

Аэробус Белуга XL

-2

Beluga XL называют «самым милым самолетом в мире». Airbus выпустил всего 5 экземпляров и по сути это модифицированная версия модели А300. Большой горб служит, среди прочего, для перевозки огромных грузов.

Боинг 747 Дримлифтер

-3

Как и «Белуга», Dreamlifter также получил характерный горб, который призван облегчить транспортировку деталей на Boeing 787 Dreamliner. Он также использовался для перевозки предметов медицинского назначения во время пандемии COVID-19. Длина 72 м, высота 21,5 м, максимальная крейсерская скорость 878 км/ч.

Стратолаунч Модель 351

-4

Это очень странная машина, но, оказывается, еще и практичная. его задачей был запуск ракет в воздух — вместо платформы на суше ракеты должны были запускаться с палубы самолета. Его длина составляет 72 м, а размах крыльев — 117 м. Привод состоит из шести двигателей, которым необходима взлетно-посадочная полоса длиной 3600 м, чтобы поднять машину в воздух. Проект, однако, вроде бы забыт, хотя в 2021 году совершил свой второй полет.

Aero Spacelines Супер Гуппи

-5

Super Guppy — еще один необычный самолет, созданный в США. Это не новая модель – она начала эксплуатироваться уже в 1960-х годах, всего было построено 5 экземпляров, четыре из которых представлены в музеях. Один из них до сих пор используется НАСА. Так же, как и предыдущий, необычный внешний вид связан с выполняемыми задачами, т.е. в первую очередь с перевозкой грузов.

5/18Каспийское морское чудовище

«Чудовище с Каспийского моря» — Образоплан, совершивший первый полет в 1966 году, но уничтоженный в 1980 году. Была построена всего одна машина этого типа, которая была самым большим и тяжелым самолетом своего времени. Достаточно сказать, что он встревожил США, став одним из главных объектов шпионажа в 1966 году. Достаточно сказать, что он имел целых 92 метра в длину и 22 метра в высоту, приводился в движение аж 10 ТРД.

Конвэр НБ-36Н

-6

Начнем наш список с экспериментального американского самолета времен холодной войны. Convair NB-36H был разработан в рамках программы Aircraft Nuclear Bomber, целью которой было создание бомбардировщика с ядерным двигателем. Чтобы испытать такой летающий реактор, ВВС США модифицировали один из своих самолетов, заменив его кабину на специально разработанную 11-тонную кабину из резины и свинца.

Самолет совершил в общей сложности 46 испытательных полетов, которые показали, что экипаж защищен от радиации, но американские власти в итоге решили не продолжать работы и отказались от программы атомного бомбардировщика, сосредоточившись вместо этого на разработке ракет.

В АД-1

-7

Следующая машина — это конструкция, построенная для НАСА в конце 1970-х — начале 1980-х годов. данные об аэродинамических свойствах такой системы крыла. Всего самолет совершил 79 полетов и сейчас выставлен в Музее авиации в Калифорнии.

Локхид CL-1201

-8

CL-1201 — единственная машина в нашем списке, которая никогда не летала и даже не была построена. Однако ему стоит посвятить несколько слов, потому что это наверняка был бы самый удивительный самолет в истории.

По его предположениям, CL-1201 должен был стать атомоходом с размахом крыла 340 метров (!!!), функционирующим, в том числе, в как авианосец, несущий под своими огромными крыльями другие самолеты. Однако дальше стадии проектирования, созданного в 1960-х годах, машина так и не вышла, что не особенно удивительно, учитывая потенциальные затраты и технические требования такой конструкции. Однако Lockheed CL-1201 показывает, что во время холодной войны инженеры могли дать волю своему воображению.

Бартини Бериев ВВА-14

-9

Есть свои оригинальные конструкции и у советских инженеров, которые во времена холодной войны спроектировали самолет вертикального взлета, который должен был иметь возможность взлетать с воды. По замыслу конструктора Роберта Бартини, оснащенный 14 двигателями самолет должен был стать идеальной машиной для поиска и уничтожения подводных лодок, но в итоге не удалось создать привод, который позволял бы машине взлетать вертикально. В сочетании с целым рядом других технических проблем и проблем проект в конечном итоге был заброшен.

Боинг Е-6 Меркурий

-10

Совсем иная участь ждала американские «самолеты судного дня», т. е. специальные, военизированные версии пассажирских «Боингов», которые американцы начали строить в 1970-е годы.Эти уникальные агрегаты должны были стать своего рода страховкой на случай ядерного удара по США, позволяя местным властям управлять страной и армией с воздуха.

Для этого машины получили целый комплекс доработок. По официальной информации ВВС США, эти самолеты нечувствительны к электромагнитному импульсу, а также имеют специальную защиту от воздействия ядерного взрыва и экстремально высокой температуры. Они также используют аналоговые авиационные приборы, что делает их практически на 100% устойчивыми к кибератакам. У них также есть классические системы защиты, защищающие машину от прямого нападения. Стоит также отметить, что эти самолеты до сих пор находятся в активной эксплуатации.

Мартин Мариетта X-24

-11

Martin Marietta X-24 стал последним представителем самолетов, построенных по американской программе «бодилифтинг». Был только один экспериментальный экземпляр самолета, испытанный на рубеже 1960-х и 1970-х годов.Интересно, что Х-24 не взлетал с земли, а сбрасывался с В-52 и запускал свой ракетный двигатель в воздухе , посадка с использованием скользящего полета.

Грумман Х-29

-12

Grumman X-29 — экспериментальный самолет НАСА и ВВС США с другой, весьма необычной, достаточно революционной для своего времени компоновкой крыла (самолет взлетел в 1984 году). Это был первый самолет с отрицательной стреловидностью крыльев, что немало способствовало развитию авиации. На этой машине также была опробована компьютерная система управления полетом и коррекции (т.н. fly by wire), которая впоследствии использовалась во многих других военных конструкциях.

М2-Ф1

-13

Не менее оригинальным, чем Grumman X-29, был самолет M2-F1, несомненно, один из самых характерных проектов НАСА, названный в агентстве «летающей бадьей». Эта машина, построенная в 1963 году, должна была на практике проверить идею самолета, летящего без крыльев и двигателя, и ее конструкция состояла, среди прочего, из из деревянного корпуса. Интересно, что M2-F1 — не только авиационная диковинка. Сообщается, что его испытания значительно повлияли на конструкцию космических челноков НАСА, которые агентство начало строить несколько лет спустя.

Райан X-13 Головокружение

-14

Ryan X-13 Vertijet, построенная в 1950-х годах конструкция, которая должна была показать, что можно построить самолет с вертикальным взлетом, который может во время полета переключаться на горизонтальный полет, а затем еще и садиться в Вертикальная позиция. Всего было построено две таких машины и фактически можно было провести полноценный полет по вышеуказанным ориентирам. Во время одного из таких испытаний самолет вылетел из Вашингтона, округ Колумбия, пролетел над Потомаком и успешно приземлился в Пентагоне.

Норд 1500 Грифон

-15

Этот необычно выглядящий аппарат представляет собой французский экспериментальный самолет с прямоточным воздушно-реактивным двигателем 1950-х годов, который должен был летать со скоростью 2 Маха. В конце концов, конструкторам удалось это сделать, и в 1959 году самолет установил новый рекорд скорости на коротких дистанциях — 2,19 Маха. Однако в конечном итоге от программы отказались, в том числе из-за проблем с управлением прямоточным воздушно-реактивным двигателем.

Нортроп XP-79B

-16

Northrop XP-79B, несомненно, является одним из самых странных самолетов, построенных для нужд американских военных. Эта необычная конструкция в виде летающего крыла должна была уничтожать бомбардировщики противника путем их тарана, а ее летчик находился в положении лежа, что должно было обеспечить ему большую устойчивость к перегрузкам во время полета. В конце концов, был построен только один такой самолет, и весь проект был заброшен после того, как самолет разбился во время своего первого полета в сентябре 1945 года.

Convair F2Y Sea Dart

-17

Как насчет сочетания гидросамолета и классического истребителя? Такой оригинальной конструкцией был Convair F2Y Sea Dart, который, к сожалению, имел только прототип и так и не пошел в серийное производство. Convair F2Y — единственный в истории авиации гидросамолёт, достигший сверхзвуковой скорости, и, возможно, его судьба сложилась бы иначе, если бы не роковая катастрофа в 1954 году, когда самолёт с пилотом на борту был уничтожен во время испытательного полёта.