Увлечение самолетами и авиацией в широком смысле никого не должно удивлять. За всю свою историю было создано бесчисленное количество машин, которые отличались необычным внешним видом или применением. Взгляните на некоторые из них.
Аэробус Белуга XL
Beluga XL называют «самым милым самолетом в мире». Airbus выпустил всего 5 экземпляров и по сути это модифицированная версия модели А300. Большой горб служит, среди прочего, для перевозки огромных грузов.
Боинг 747 Дримлифтер
Как и «Белуга», Dreamlifter также получил характерный горб, который призван облегчить транспортировку деталей на Boeing 787 Dreamliner. Он также использовался для перевозки предметов медицинского назначения во время пандемии COVID-19. Длина 72 м, высота 21,5 м, максимальная крейсерская скорость 878 км/ч.
Стратолаунч Модель 351
Это очень странная машина, но, оказывается, еще и практичная. его задачей был запуск ракет в воздух — вместо платформы на суше ракеты должны были запускаться с палубы самолета. Его длина составляет 72 м, а размах крыльев — 117 м. Привод состоит из шести двигателей, которым необходима взлетно-посадочная полоса длиной 3600 м, чтобы поднять машину в воздух. Проект, однако, вроде бы забыт, хотя в 2021 году совершил свой второй полет.
Aero Spacelines Супер Гуппи
Super Guppy — еще один необычный самолет, созданный в США. Это не новая модель – она начала эксплуатироваться уже в 1960-х годах, всего было построено 5 экземпляров, четыре из которых представлены в музеях. Один из них до сих пор используется НАСА. Так же, как и предыдущий, необычный внешний вид связан с выполняемыми задачами, т.е. в первую очередь с перевозкой грузов.
5/18Каспийское морское чудовище
«Чудовище с Каспийского моря» — Образоплан, совершивший первый полет в 1966 году, но уничтоженный в 1980 году. Была построена всего одна машина этого типа, которая была самым большим и тяжелым самолетом своего времени. Достаточно сказать, что он встревожил США, став одним из главных объектов шпионажа в 1966 году. Достаточно сказать, что он имел целых 92 метра в длину и 22 метра в высоту, приводился в движение аж 10 ТРД.
Конвэр НБ-36Н
Начнем наш список с экспериментального американского самолета времен холодной войны. Convair NB-36H был разработан в рамках программы Aircraft Nuclear Bomber, целью которой было создание бомбардировщика с ядерным двигателем. Чтобы испытать такой летающий реактор, ВВС США модифицировали один из своих самолетов, заменив его кабину на специально разработанную 11-тонную кабину из резины и свинца.
Самолет совершил в общей сложности 46 испытательных полетов, которые показали, что экипаж защищен от радиации, но американские власти в итоге решили не продолжать работы и отказались от программы атомного бомбардировщика, сосредоточившись вместо этого на разработке ракет.
В АД-1
Следующая машина — это конструкция, построенная для НАСА в конце 1970-х — начале 1980-х годов. данные об аэродинамических свойствах такой системы крыла. Всего самолет совершил 79 полетов и сейчас выставлен в Музее авиации в Калифорнии.
Локхид CL-1201
CL-1201 — единственная машина в нашем списке, которая никогда не летала и даже не была построена. Однако ему стоит посвятить несколько слов, потому что это наверняка был бы самый удивительный самолет в истории.
По его предположениям, CL-1201 должен был стать атомоходом с размахом крыла 340 метров (!!!), функционирующим, в том числе, в как авианосец, несущий под своими огромными крыльями другие самолеты. Однако дальше стадии проектирования, созданного в 1960-х годах, машина так и не вышла, что не особенно удивительно, учитывая потенциальные затраты и технические требования такой конструкции. Однако Lockheed CL-1201 показывает, что во время холодной войны инженеры могли дать волю своему воображению.
Бартини Бериев ВВА-14
Есть свои оригинальные конструкции и у советских инженеров, которые во времена холодной войны спроектировали самолет вертикального взлета, который должен был иметь возможность взлетать с воды. По замыслу конструктора Роберта Бартини, оснащенный 14 двигателями самолет должен был стать идеальной машиной для поиска и уничтожения подводных лодок, но в итоге не удалось создать привод, который позволял бы машине взлетать вертикально. В сочетании с целым рядом других технических проблем и проблем проект в конечном итоге был заброшен.
Боинг Е-6 Меркурий
Совсем иная участь ждала американские «самолеты судного дня», т. е. специальные, военизированные версии пассажирских «Боингов», которые американцы начали строить в 1970-е годы.Эти уникальные агрегаты должны были стать своего рода страховкой на случай ядерного удара по США, позволяя местным властям управлять страной и армией с воздуха.
Для этого машины получили целый комплекс доработок. По официальной информации ВВС США, эти самолеты нечувствительны к электромагнитному импульсу, а также имеют специальную защиту от воздействия ядерного взрыва и экстремально высокой температуры. Они также используют аналоговые авиационные приборы, что делает их практически на 100% устойчивыми к кибератакам. У них также есть классические системы защиты, защищающие машину от прямого нападения. Стоит также отметить, что эти самолеты до сих пор находятся в активной эксплуатации.
Мартин Мариетта X-24
Martin Marietta X-24 стал последним представителем самолетов, построенных по американской программе «бодилифтинг». Был только один экспериментальный экземпляр самолета, испытанный на рубеже 1960-х и 1970-х годов.Интересно, что Х-24 не взлетал с земли, а сбрасывался с В-52 и запускал свой ракетный двигатель в воздухе , посадка с использованием скользящего полета.
Грумман Х-29
Grumman X-29 — экспериментальный самолет НАСА и ВВС США с другой, весьма необычной, достаточно революционной для своего времени компоновкой крыла (самолет взлетел в 1984 году). Это был первый самолет с отрицательной стреловидностью крыльев, что немало способствовало развитию авиации. На этой машине также была опробована компьютерная система управления полетом и коррекции (т.н. fly by wire), которая впоследствии использовалась во многих других военных конструкциях.
М2-Ф1
Не менее оригинальным, чем Grumman X-29, был самолет M2-F1, несомненно, один из самых характерных проектов НАСА, названный в агентстве «летающей бадьей». Эта машина, построенная в 1963 году, должна была на практике проверить идею самолета, летящего без крыльев и двигателя, и ее конструкция состояла, среди прочего, из из деревянного корпуса. Интересно, что M2-F1 — не только авиационная диковинка. Сообщается, что его испытания значительно повлияли на конструкцию космических челноков НАСА, которые агентство начало строить несколько лет спустя.
Райан X-13 Головокружение
Ryan X-13 Vertijet, построенная в 1950-х годах конструкция, которая должна была показать, что можно построить самолет с вертикальным взлетом, который может во время полета переключаться на горизонтальный полет, а затем еще и садиться в Вертикальная позиция. Всего было построено две таких машины и фактически можно было провести полноценный полет по вышеуказанным ориентирам. Во время одного из таких испытаний самолет вылетел из Вашингтона, округ Колумбия, пролетел над Потомаком и успешно приземлился в Пентагоне.
Норд 1500 Грифон
Этот необычно выглядящий аппарат представляет собой французский экспериментальный самолет с прямоточным воздушно-реактивным двигателем 1950-х годов, который должен был летать со скоростью 2 Маха. В конце концов, конструкторам удалось это сделать, и в 1959 году самолет установил новый рекорд скорости на коротких дистанциях — 2,19 Маха. Однако в конечном итоге от программы отказались, в том числе из-за проблем с управлением прямоточным воздушно-реактивным двигателем.
Нортроп XP-79B
Northrop XP-79B, несомненно, является одним из самых странных самолетов, построенных для нужд американских военных. Эта необычная конструкция в виде летающего крыла должна была уничтожать бомбардировщики противника путем их тарана, а ее летчик находился в положении лежа, что должно было обеспечить ему большую устойчивость к перегрузкам во время полета. В конце концов, был построен только один такой самолет, и весь проект был заброшен после того, как самолет разбился во время своего первого полета в сентябре 1945 года.
Convair F2Y Sea Dart
Как насчет сочетания гидросамолета и классического истребителя? Такой оригинальной конструкцией был Convair F2Y Sea Dart, который, к сожалению, имел только прототип и так и не пошел в серийное производство. Convair F2Y — единственный в истории авиации гидросамолёт, достигший сверхзвуковой скорости, и, возможно, его судьба сложилась бы иначе, если бы не роковая катастрофа в 1954 году, когда самолёт с пилотом на борту был уничтожен во время испытательного полёта.