Незаконнорожденная Варя появилась на свет в 1817 году, 10 апреля по старому, 22-го – по новому стилю, стало быть, сегодня её день рождения.
Мама девочки Александра Егоровна была актрисой в Александринском императорском театре в Петербурге. Поначалу имела амплуа молоденьких субреток, проходили годы, и стала изображать на сцене бойких барынь, старых дев, сварливых старух в водевилях и комедиях.
У её дочери Варвары, записанной в метрике незаконнорожденной, на самом деле был, конечно, отец. Офицер Семёновского полка Николай Кашкаров и Александра Егоровна сожительствовали в гражданском браке, пока не случилось в полку протестное событие среди солдат. После чего Кашкарова чуть не приговорили к смерти, затем перевели в Бородинский пехотный полк. Он участвовал в Русско-персидской войне. А по возвращении женился на другой, начисто позабыв про гражданскую жену с дочерью.
А брак с Кашкаровым в своё время не был зарегистрирован официально потому, что актрисы Императорского театра не имели права выходить замуж. Позже у Александры Егоровны появился другой гражданский муж – отставной военный, содержавший зелёные кареты, Павел Креницын.
Александра отдала свою 11-летнюю дочь в Петербургское театральное училище. Девочка проучилась там два года, полностью разочаровала своих преподавателей. Они признали её бездарной и непригодной к сцене, но отметили грациозность и красоту. Мать забрала её и отдала в лучший пансион города. Через три года дочь сама отказалась продолжить там учёбу, потому что стоимость была слишком высока для её семьи. Варвара решила поступить на работу в театр.
Асенкова уговорила своего партнёра по сцене, знаменитого актёра Ивана Сосницкого давать Варваре уроки сценического мастерства. Тот согласился. Девочка занималась, однако её учителю никак не удавалось заметить в ней каких-либо проблесков таланта. Выглядела она равнодушной, никаких эмоций не выдавала. Какая актриса без всего этого?
И вдруг однажды, во время репетиции роли Фанни (драма "Мать и дочь – соперницы"), девушка с такой глубиной прочла один из монологов, что её наставник был поражён! Варенька, видимо, была слишком стеснительной, застенчивой и зажатой, поэтому у неё долго не получалось раскрываться в ролях.
В январе 1835 года у юной актрисы состоялся дебют в бенефисе её наставника Сосницкого. Варя сыграла Роксолану в водевили "Сулейман II, или Три султанши" Фавара и Мину в спектакле "Лорнет, или Правда глаза колет" Скриба. Этот день следует обозначить как дату зарождения новой звезды.
К сожалению, век звезды был недолог.
Через год после успешного выступления Варвару Асенкову официально оформили в штат театра на скромное жалованье. Но это не помешало её триумфу. Даже император Николай I однажды зашёл за кулисы и выказал своё почтение. Через несколько дней Варваре преподнесли в дар бриллиантовые серёжки от императора.
Актриса была естественна, обаятельна, мила, очаровательна и бесспорно талантлива.
«…Она играет столь же восхитительно, сколько и усладительно… каждый её жест, каждое слово возбуждает громкие и восторженные рукоплескания… Я был вполне восхищен и очарован». В. Белинский, литературный критик.
«Асенкова умела смешить публику до слёз, никогда не впадая в карикатуру; зрители смеялись, подчиняясь обаянию высокого комизма и неподдельной весёлости самой актрисы, казавшейся милым и шаловливым ребёнком». П. Каратыгин, актёр.
«Она отказалась от натужного пафоса, от декламации с форсированным голосом, подкрепленной чрезмерной жестикуляцией. Актриса настояла, чтобы провести сцену сумасшествия Офелии без сопровождения оркестра, как того требовал канон. Её Офелия была печальной, трогательной и бесконечно несчастной девушкой, а не беснующейся. Догадывалась ли Варенька Асенкова, что не просто играет, как велит актёрская натура, а изгоняет с русской сцены позёрство, искусственность и жеманство? Бог весть! Сердце у неё было умное. Но разодранное. В клочья». Про роль Офелии в спектакле "Гамлет" – А. Панаева в книге "Воспоминания".
Но тут пошли слухи и сплетни. Чем больше было успеха, зрительского признания, восторга и славы, тем больше было сплетен вокруг юной красавицы. Подруга детства, актриса Надежда Самойлова, старалась более всех. Ей не давала покоя слава, обрушившаяся на Варю. Она терзалась тем, что все главные роли доставались конкурентке. Самойлова в буквальном смысле организовала травлю соперницы. В газетах печатались оплаченные разгромные рецензии, грязные пасквили, уродливые карикатуры на актрису.
Варвара Николаевна была чиста душой и наивна, любила уединение и тишину, видимо, интровертом была. Она остро реагировала на грязную клевету. Случались нервные срывы, девушка плакала и горевала. А жизнь её проходила в работе. Так как ей давали много ролей, всё своё время она проводила в разучивании этих ролей и репетициях, каждый вечер отрабатывала спектакли.
Обратная сторона феноменального успеха актрисе мешала жить и работать. Толпы поклонников не давали покоя бедной девушке. Один кавказский князь чуть не похитил её на выходе из театра. Другой поклонник ворвался в её квартиру и со злостью изрезал кинжалом мебель. Кто-то кинул горящую хлопушку в карету, где ехала Варя. Друг Пушкина Павел Нащокин выкупил огарок свечи из комнаты актрисы, оправил в серебро и, глядя на этот огарок, мечтал о ней.
Варвара Асенкова проработала в Александринском театре всего шесть лет. Здоровье неё было слабое. Постоянный стресс, работа без отдыха, плохой иммунитет спровоцировали чахотку.
Варвара Николаевна скончалась 19 апреля (1 мая) 1841 года. Ей было всего 24 года.
О трагической судьбе яркой русской звезды рассказывает художественный фильм "Зелёная карета" (1967), в роли Варвары – Наталья Тенякова.