Осенью 1660 года колонизаторы Новой Франции стали описывать очень странные события. Они вызывали сверхъестественные явления, такие как вещи и музыка, появляющиеся из ниоткуда. Что на самом деле произошло более 350 лет назад?
На этот вопрос ответила Майри Коуэн из Университета Торонто. Как она сама признает, нет уверенности в истинных причинах того, что произошло в Квебеке и его окрестностях в 1660 году. Местные жители видели среди прочего горящего в небе человека, слышали ужасающие крики и причудливую музыку, были свидетелями того, как от стен откалывались камни. Но на этом дело не остановилось: служанка обвинила мельника в колдовстве, которого в итоге казнили. С другой стороны, женщина считалась одержимой и отдавалась под опеку монахинь.
Ключ к разгадке этой загадки может лежать в структуре и функционировании современного общества. Достаточно упомянуть, что якобы одержимая Барб Халлай не умела ни читать, ни писать. Мысли и действия многих колонизаторов определялись не только окружающей средой, но и идеями колониализма, класса, пола и религии. Возможно, их опыт был следствием проблем, с которыми они столкнулись за тысячи километров от дома, на неизвестном континенте, который мог казаться им чем-то вроде ада?
Мари Регнуар, управляющая поместьем, где работал Халлай, попыталась помочь ей необычным способом. Используя ленту недавно умершего священника, Регнуар совершил экзорцизм над служанкой. Это довольно необычный подход к делу, особенно если принять во внимание тот факт, что экзорцизм производил мирянин. Это говорит о том, что Халлай считалась одержимой, игнорируя возможность того, что ее безумие было вызвано не какими-либо сверхъестественными способностями, а психическими проблемами.
Одержимая Барб Халлай не могла ни читать, ни писать
Как поясняет автор исследования по этому поводу, для людей того времени экзорцизмы выполняли не только защитные функции, направленные на отгон нечистых сил. Они также продемонстрировали силу экзорциста и духовную систему, которую представлял этот человек. Реньюар, вероятно, хотела показать, как она заботится о своих домочадцах, создав из себя авторитет как в медицине, так и в религии.
Нисходящие планы основателей Новой Франции также сыграли важную роль в событиях XVII века. При основании Compagnie de Nouvelle-France в 1627 году король и кардинал Ришелье писали, что — с божественной помощью и примером хорошего поведения колонистов — в колонии можно будет познать истинного Бога. Несколько лет спустя, как заявил иезуит Поль Ле Жен, Новая Франция должна была стать новым благословенным Богом Иерусалимом, состоящим из граждан, которым суждено было попасть на небеса.
Измученные тяготами повседневной жизни, вдали от родины и подверженные контакту с неизвестным (в том числе с коренными народами), колонизаторы вынуждены были идти на компромисс с традиционными верованиями и обычаями в новой среде. Они были изолированы и подвергались нападениям большую часть года. Новая Франция была неустойчивой почвой, как знали заокеанские иммигранты. Неуверенность в том, выживут ли они, могла повлиять на их психическое состояние. Явления, которые они испытали, якобы паранормальные, могли быть просто проявлением их внутренних травм. Возможно, сверхъестественные существа были просто плодом воображения людей, подвергшихся огромному стрессу ситуации, в которой они оказались.