Французская драма “Сент-Омер” получила Серебряного льва на прошлом Венецианском фестивале и выставлялась на “Оскар” в номинации “Лучший иностранный художественный фильм”. Казалось бы, настоящее кино с хорошей прессой. А это обычная тягомотина с претензиями.
Беременная писательница Рама прибывает в городок Сент-Омер, где пройдет слушание по делу об убийстве молодой мигранткой своей маленькой дочери. Рама хочет на основе процесса написать книгу. Не очень понятна, зачем этот персонаж вообще нужен для сюжета. Ведь большую часть времени она молча сидит на скамье, а говорят другие. Видимо, она просто вводит зрителя в здание суда, без нее не пропустят. Ведь мы точно такие же сторонние наблюдатели.
Главные же действующие лица - это участники заседания: судья, обвиняемая, адвокат и прокурор. Одно время на нашем ТВ были популярные театрализованные постановки типа “Часа суда”. В них разыгрывали подлинные дела из юридической практики. В принципе и для заполнения телевизионной сетки, и даже для развития правовой культуры аудитории проект неплохой. Но никому не приходило в голову называть эти шоу искусством. Контент для домохозяек.
Но ведь в “Сент-Омере” то же самое. Необязательное обрамление с личной историей Рамы, вероятно, призвано внести новые смыслы в основной сюжет. Писательница примеряет судьбу убийцы на себя. Она ведь ждет ребенка и скоро станет матерью. Какой родительницей она станет? Хорошей или такой же равнодушной, как подсудимая мадам Коли? Честно говоря, это никому не интересно, кроме нее.
А вот львиную долю хронометража забирает изображение процесса. В одной декорации, с долгими планами. Даже на телевидении монтаж разнообразнее. Здесь во время диалога камера не отрывается от лица одного из персонажей. Чаще всего это мадам Коли. А задающая вопросы судья в это время остается за кадром. Ураганный темп повествования! И примерно в таком ключе два часа. С нечастыми паузами, во время которых, впрочем, действия еще меньше.
Что ж, нет интересной истории, располагающих к себе персонажей, яркой актерской игры (она на уровне, но в рамках строгости судебного заседания), сведены к минимуму операторская работа и монтаж. Видимо, таков сегодня рецепт успеха! Зато есть другие элементы, вошедшие в моду: показать блюющего человека и межрасовые пары.
Читайте также: