Жил Алексей Антонович Морозов - простой крестьянин, мастер в 1873-1934 годах. С ранней весны до поздней осени гастролировал он со своими куклами от Урала до Астрахани. Персонажи мастера удивляли жителей Челябинска, Уфы, Омска, Нижнего Новгорода, Казани и Симбирска. Работал в основном по ярмаркам. А вот ярмарочные затейники, которых в те времена было не мало, знали, где Морозов со своим «ожившим деревом» (так он называл своих кукол) там им делать нечего. Весь народ и стар, и млад толпились именно около его коллекции.
«Морозов был известным мастером при жизни». Директор музея Ирина Майсакова рассказывает, что удалось найти упоминания о его механических куклах в архивах.
В 1923 году в Москве организовывалась первая сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка СССР (будущая ВДНХ). Главный выставочный комитет, узнав об уральском умельце, пригласил его с куклами в столицу. 20 октября 1923 года Алексею Антоновичу торжественно вручили диплом 2-й степени, медаль и денежное вознаграждение. Для этой выставки были сделаны и другие композиции: «Один день в правлении колхоза», «Один день в зажиточной крестьянской семье» и «Один вечер в сельском клубе». Удалось найти только рисунки, которые показывали, как бы это все могло выглядеть.
«Только однажды, в 1924 году, на Сретенском бульваре я видел маленький балаганчик. В нем какой-то человек, по виду крестьянин или мастеровой, вероятно очень талантливый и изобретательный, сделавший все своими руками, показывал механических кукол. Сцена его представляла собой стол, вокруг которого можно было ходить. На столе стояли куклы. Показывающий вертел ручку сбоку стола, и куклы двигались-пахали, сеяли, косили, жали и т.д. Все приводы были невидимы и находились под столом. Самое замечательное, что ритм движения кукол был не общий, а разный для каждой куклы. Я до сих пор помню, как косарь, прерывая работу, останавливался, чтобы поточить косу и оборачивался на сидящих у стога девушек, а они поглядывали на него и щелкали семечки» С. Образцов Из книги «Актер с куклой» (М-Л. 1938 г.)
В 1932 г. семья Морозова переехала в Ульяновскую область, в 1934 году мастер скоропостижно скончался и был похоронен в деревне Майна.
Сын Алексея Антоновича - Федор вернулся с фронта инвалидом, и будучи прикован к постели смастерил в 1947 году новую группу из 13 механических кукол по заготовкам отца. Эта композиция также располагается рядом с основной в музее театра.
Вековая коллекция до сих пор исправна и работает в точности как её задумал мастер без единого изменения в конструкции. Композиционно она составлена самим автором. В подробных деталях он передал ощущение того далекого времени. Фигуры людей выполнены из бука, ясеня, ольхи, вишни. Механизм, приводящий в движение всю композицию (валы, колесики, шестеренки) тоже из дерева. Костюмы на куклах из старинных тканей тех лет. Грим, прически выполнены самим мастером. До наших дней куклы дошли в полной сохранности, ни одной трещинки, т.к. древесина использовалась выдержанная, обработанная специальным составом. 49 кукол плотно разместились на большом столе и каждая занята своим делом. Они рассказывают о трудовом дне дореволюционной деревни.
Включаем моторчик и все 49 членов крестьянской общины задвигались, занялись делом. В центральной части композиции обедающая семья. Алексей Антонович был не просто гениальным механиком-самородком, но и талантливым художником-реалистом. Есть свидетельства, что в композиции этой семьи, он изобразил самого себя и своих близких. Ни рисунков, ни фотографий самого мастера не сохранилось.
Хозяин дома поднял ложку и на него посмотрели все сидящие за столом, а по старому крестьянскому обычаю никто не начнет есть прежде главы семьи. Но вот и можно, разрешение получено. Хозяйка принялась кормить младенца, покачивая его при этом на колене, а тот, ведь ребенок есть ребенок, успевает еще трясти самодельную погремушку. Они не просто обедают, делаем мы вывод, они еще все общаются между собой. Вот старший сын повернулся к среднему и что-то сказал ему, тот кивнул в ответ…
А что в это время делают остальные? Мужчины занимаются строительством. Один из строителей дома ловко орудует стамеской. Стукнул по ней деревянным молотком и сделал чуть заметное движение, отбрасывая кусочки дерева. Он сосредоточен и экономен в движениях, точь-в-точь как настоящий плотник. Сапожники шьют сапоги. Около одного из них на столике лежат малюсенькие инструменты 3-4 см, но это точная копия рабочих инструментов, а у другого в руке миллиметровый гвоздик.
За спинами у сапожников-ткачиха ткет ткань. На маленьких ножках закреплены ремешки, перебирая ими она регулирует высоту каретки. Описывать происходящее можно бесконечно.
Невероятный восторг коллекция вызывает как у детей, так и у взрослых. Особенно ценен не столько её почтенный возраст, сколько точность в каждой детали, выполненной мастером вручную больше 100 лет назад. Слаженные, точные действия представляют собой целый спектакль, который разыгрывают эти деревянные человечки для каждого зрителя. Примечательно, информации о существовании другой такой или похожей коллекции в мире больше нет.
Сегодня за этим механическим чудом следят два инженера. «Главное – ничего не двигать» - их основной девиз.
Материал подготовила Татьяна Калинина.
Источники: " АиФ" , автор Сергей Юрьев, и Russia Beyond, автор Анна Сорокина.