Найти тему
Эпицентр Кукол

"Ожившее дерево".

Ульяновский театр кукол им. В. М. Леонтьевой представляет уникальную коллекцию деревянных кукол 1905 г. Алексея Антоновича Морозова. Механическое чудо представляет собой композицию из 49 движущихся деревянных фигурок. Костюмы, грим и причёски - всё выполнено в точности с эпохой. Ходит легенда, что лица кукол передают черты людей, окружавших самого Морозова.
Ульяновский театр кукол им. В. М. Леонтьевой представляет уникальную коллекцию деревянных кукол 1905 г. Алексея Антоновича Морозова. Механическое чудо представляет собой композицию из 49 движущихся деревянных фигурок. Костюмы, грим и причёски - всё выполнено в точности с эпохой. Ходит легенда, что лица кукол передают черты людей, окружавших самого Морозова.

Жил Алексей Антонович Морозов - простой крестьянин, мастер в 1873-1934 годах. С ранней весны до поздней осени гастролировал он со своими куклами от Урала до Астрахани. Персонажи мастера удивляли жителей Челябинска, Уфы, Омска, Нижнего Новгорода, Казани и Симбирска. Работал в основном по ярмаркам. А вот ярмарочные затейники, которых в те времена было не мало, знали, где Морозов со своим «ожившим деревом» (так он называл своих кукол) там им делать нечего. Весь народ и стар, и млад толпились именно около его коллекции.

«Морозов был известным мастером при жизни». Директор музея Ирина Майсакова рассказывает, что удалось найти упоминания о его механических куклах в архивах.

В 1923 году в Москве организовывалась первая сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка СССР (будущая ВДНХ). Главный выставочный комитет, узнав об уральском умельце, пригласил его с куклами в столицу. 20 октября 1923 года Алексею Антоновичу торжественно вручили диплом 2-й степени, медаль и денежное вознаграждение. Для этой выставки были сделаны и другие композиции: «Один день в правлении колхоза», «Один день в зажиточной крестьянской семье» и «Один вечер в сельском клубе». Удалось найти только рисунки, которые показывали, как бы это все могло выглядеть.

«Только однажды, в 1924 году, на Сретенском бульваре я видел маленький балаганчик. В нем какой-то человек, по виду крестьянин или мастеровой, вероятно очень талантливый и изобретательный, сделавший все своими руками, показывал механических кукол. Сцена его представляла собой стол, вокруг которого можно было ходить. На столе стояли куклы. Показывающий вертел ручку сбоку стола, и куклы двигались-пахали, сеяли, косили, жали и т.д. Все приводы были невидимы и находились под столом. Самое замечательное, что ритм движения кукол был не общий, а разный для каждой куклы. Я до сих пор помню, как косарь, прерывая работу, останавливался, чтобы поточить косу и оборачивался на сидящих у стога девушек, а они поглядывали на него и щелкали семечки» С. Образцов Из книги «Актер с куклой» (М-Л. 1938 г.)

В 1932 г. семья Морозова переехала в Ульяновскую область, в 1934 году мастер скоропостижно скончался и был похоронен в деревне Майна.

Сын Алексея Антоновича - Федор вернулся с фронта инвалидом, и будучи прикован к постели смастерил в 1947 году новую группу из 13 механических кукол по заготовкам отца. Эта композиция также располагается рядом с основной в музее театра.

Вековая коллекция до сих пор исправна и работает в точности как её задумал мастер без единого изменения в конструкции. Композиционно она составлена самим автором. В подробных деталях он передал ощущение того далекого времени. Фигуры людей выполнены из бука, ясеня, ольхи, вишни. Механизм, приводящий в движение всю композицию (валы, колесики, шестеренки) тоже из дерева. Костюмы на куклах из старинных тканей тех лет. Грим, прически выполнены самим мастером. До наших дней куклы дошли в полной сохранности, ни одной трещинки, т.к. древесина использовалась выдержанная, обработанная специальным составом. 49 кукол плотно разместились на большом столе и каждая занята своим делом. Они рассказывают о трудовом дне дореволюционной деревни.

Включаем моторчик и все 49 членов крестьянской общины задвигались, занялись делом. В центральной части композиции обедающая семья. Алексей Антонович был не просто гениальным механиком-самородком, но и талантливым художником-реалистом. Есть свидетельства, что в композиции этой семьи, он изобразил самого себя и своих близких. Ни рисунков, ни фотографий самого мастера не сохранилось.

Хозяин дома поднял ложку и на него посмотрели все сидящие за столом, а по старому крестьянскому обычаю никто не начнет есть прежде главы семьи. Но вот и можно, разрешение получено. Хозяйка принялась кормить младенца, покачивая его при этом на колене, а тот, ведь ребенок есть ребенок, успевает еще трясти самодельную погремушку. Они не просто обедают, делаем мы вывод, они еще все общаются между собой. Вот старший сын повернулся к среднему и что-то сказал ему, тот кивнул в ответ…

А что в это время делают остальные? Мужчины занимаются строительством. Один из строителей дома ловко орудует стамеской. Стукнул по ней деревянным молотком и сделал чуть заметное движение, отбрасывая кусочки дерева. Он сосредоточен и экономен в движениях, точь-в-точь как настоящий плотник. Сапожники шьют сапоги. Около одного из них на столике лежат малюсенькие инструменты 3-4 см, но это точная копия рабочих инструментов, а у другого в руке миллиметровый гвоздик.

За спинами у сапожников-ткачиха ткет ткань. На маленьких ножках закреплены ремешки, перебирая ими она регулирует высоту каретки. Описывать происходящее можно бесконечно.

Невероятный восторг коллекция вызывает как у детей, так и у взрослых. Особенно ценен не столько её почтенный возраст, сколько точность в каждой детали, выполненной мастером вручную больше 100 лет назад. Слаженные, точные действия представляют собой целый спектакль, который разыгрывают эти деревянные человечки для каждого зрителя. Примечательно, информации о существовании другой такой или похожей коллекции в мире больше нет.

Сегодня за этим механическим чудом следят два инженера. «Главное – ничего не двигать» - их основной девиз.

Материал подготовила Татьяна Калинина.

Источники: " АиФ" , автор Сергей Юрьев, и Russia Beyond, автор Анна Сорокина.

Леса
0