Найти тему

Вечный ГАЗон: давно снят с производства, но его все еще выпускают

Почти три года назад, в начале мая 2020-го, "Группа ГАЗ" объявила о том, дилеры перестали принимать заказы на грузовые автомобили старого модельного ряда – семейств ГАЗ-3309 и ГАЗ-3308. Эти машины убрали с сайта "Группы ГАЗ", а дилеры распродавали остатки. Тогда руководство автозавода объяснило причину прекращения производства ГАЗонов-ветеранов тем, что с началом выпуска в 2020 году новых модификаций внедорожного грузовика "Садко NEXT" (автомобилей с удлиненной колесной базой и с семиместной двухрядной кабиной), ГАЗ полностью модернизировал модельную линейку среднетоннажников.

Страничка на сайте дилера ГАЗа с информацией о том, что осталось последних 39 снятых с производства автомобилей, висела в 2020 году несколько месяцев
Страничка на сайте дилера ГАЗа с информацией о том, что осталось последних 39 снятых с производства автомобилей, висела в 2020 году несколько месяцев

Наверно вы удивитесь, но по прошествии трех лет ГАЗоны старого модельного ряда все также сходят с конвейера. И это несмотря на то что Горьковский автозавод уже много лет параллельно выпускает среднетоннажники нового модельного ряда – "ГАЗон NEXT" с 2014 года и "Садко NEXT" с 2019 года. В настоящее время из линейки исключен только ГАЗ-3309, а вот все семейство ГАЗ-3308 – "Садко", "Земляк" и "Вепрь" здравствуют поныне, хотя их нет на сайте Горьковского автозавода.

Этот ГАЗ-33086 "Земляк" был запечатлен в октябре 2020 года у заводской проходной, почти погода спустя после официального прекращения производства
Этот ГАЗ-33086 "Земляк" был запечатлен в октябре 2020 года у заводской проходной, почти погода спустя после официального прекращения производства

За три прошедших года, как "сняли с производства" предыдущую серию, я, бывая периодически в окрестностях ГАЗа, всякий раз встречаю абсолютно новые ГАЗоны, выезжающие из проходной ГАЗа и стоящие на площадке готовой продукции. Попадаются в основном "Земляки", один раз видел даже экзотический "Вепрь", а вот "Садко" вообще не довелось увидеть ни разу. Пару лет назад в пресс-службе мне подтвердили, что ГАЗоны старого модельного ряда выпускаются теперь исключительно для государственных структур в рамках госконтрактов.

ГАЗ-330811 "Вепрь" выезжает из ворот Горьковского автозавода, июль 2021 года
ГАЗ-330811 "Вепрь" выезжает из ворот Горьковского автозавода, июль 2021 года

Объемы производства старичков теперь конечно уже не те, как в былые времена. Так, по данным статистики, в 2022 году автомобилей семейства ГАЗ-3308 было зарегистрировано всего 308 штук, при том что годом ранее – 1125 штук. Для сравнения: среднетоннажников нового семейства "ГАЗон NEXT" и "Садко NEXT" в 2022 поставили на учет 4768 штук, в 2021-м – 8702 штуки.

Новехонький "Земляк" с фургоном завода "Промавто", июль 2021 года
Новехонький "Земляк" с фургоном завода "Промавто", июль 2021 года

Отмечу, что на пике производства в 2000-е годы объемы выпуска ГАЗ-3308 доходили до 5000 штук в год, а годовые тиражи ГАЗ-3307 превышали 20000-30000 единиц. На этом фоне выпуск автомобилей "Земляк" и "Вепрь" был вообще мизерным, например, в 2008 году первых сделали лишь 183 штуки, а вторых и того меньше – 40 штук.

Этот "Земляк" мне попался в августе 2021 года
Этот "Земляк" мне попался в августе 2021 года

Несмотря на то что история винтажных ГАЗонов официально закончилась, история продолжается. Сколько она еще будет длиться? Как минимум до марта 2024 года. До этого срока действует Одобрение типа транспортного средства, выданное в 2022 году на автомобили ГАЗ-33081 "Садко" с двигателем Д-245, ГАЗ-33088 "Садко" с двигателем ЯМЗ-534, ГАЗ-330811 "Вепрь" с двигателем ЯМЗ-534 и ГАЗ-33086 "Земляк" с двигателем ЯМЗ-534.

"Земляк", март 2022 года
"Земляк", март 2022 года

Удастся ли ГАЗону превзойти ульяновскую вечнозеленую "буханку", выпускаемую с 1958 года? Поживем, увидим... Ведь возраст семейства ГАЗ-3307/3308/3309 по сравнению с УАЗом совсем юный.

На площадке готовой продукции пара "Земляков", июнь 2022 года
На площадке готовой продукции пара "Земляков", июнь 2022 года
Партия автогидроподъемников и кранов-манипуляторов на шасси "Земляк" для "Газпрома" на площадке готовой продукции завода "Чайка-Сервис", сентябрь 2022 года
Партия автогидроподъемников и кранов-манипуляторов на шасси "Земляк" для "Газпрома" на площадке готовой продукции завода "Чайка-Сервис", сентябрь 2022 года

ГАЗ-3307 пошел в серию сравнительно недавно – в 1989 году. Первый полноприводный ГАЗ-33097 "Садко", пришедший на смену "шишиге", дебютировал в 1996 году, а его полноценное производство удалось развернуть в 1999 году уже под новым индексом ГАЗ-3308. Первый ГАЗ-33083 "Земляк" впервые показали на публике в 1999 году. "Вепрь" (тогда он имел индекс ГАЗ-3902) впервые был представлен в 2001 году.

И опять "Земляк", на этот раз в марте 2023 года
И опять "Земляк", на этот раз в марте 2023 года

Если понравилась статья, поддержите ее лайком, это важно для развития канала.

Чтобы не пропустить публикации подписывайтесь на канал "Строительная техника и транспорт".